Институт мировых судей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1…………………………………………………………………………....7
1.1 Понятие института мировых судей………………………………………...7
Глава2…………………………………………………………………………….12
2.1 Мировые судьи в Российской Федерации……………………………...….12
2.2 Компетенция мировых судей……………………………………….………13
2.3 Практика осуществления правосудия мировыми судьями………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Институт  мировых судей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1…………………………………………………………………………....7

1.1 Понятие института мировых судей………………………………………...7

Глава2…………………………………………………………………………….12

2.1 Мировые судьи в Российской Федерации……………………………...….12

2.2 Компетенция мировых судей……………………………………….………13

2.3 Практика осуществления правосудия мировыми судьями………………16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список  использованной литературы…………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Мировые судьи субъектов Российской Федерации  являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему  Российской Федерации. Полномочия, общая  организация деятельности мировых  судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.

     Так, если в 2007 году мировыми судьями было рассмотрено 27 301 уголовное дело, в 2008 году — 25 870 дел, то в 2009 году их количество уменьшилось до 22 670 дел. Аналогичная тенденция прослеживается с гражданскими делами и делами об административных правонарушениях. Так, если в 2007 году мировыми судьями рассмотрено 235 705 гражданских дел и 156 903 дела об административных правонарушениях, в 2008 году — 295 849 гражданских дел и 132 916 дел об административных правонарушениях, то в 2009 году — 218 071 гражданское дело и 128 428 дел об административных правонарушениях.

     Деятельность  мировых судей в Российской Федерации  вызвала потребность исследования истории становления и развития этого института, организации работы, обеспечения деятельности, поиска путей оптимизации компетенции.

     В настоящее время отдельные государственно-правовые и исторические аспекты институционализации российской модели мировых судей на концептуальном уровне достаточно подробно рассмотрены в научных трудах современных ученых-правоведов: Н.Н. Апостоловой, В.В. Дорошкова, В.М. Жуйкова, С.В. Лонской, В.Н. Ткачева, В.В. Золотых, Е.В. Данилевской, В.А. Устюжаниновой и др. Но, к сожалению, за исключением, пожалуй, В.В. Дорошкова, В.В. Золотых, С.В. Лонской, В.Н. Ткачева, поиск ответов о понятийном выражении феномена мировой юстиции не являлся и не является приоритетным направлением научных изысканий.

     Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема становления в России института мировых судей связана с одним из важных вопросов на сегодняшний день в Российской Федерации - с совершенствованием российского законодательства, устранением имеющихся в нем пробелов, коллизионных норм. С возрождением института мировых судей возникает ряд проблем, которые еще предстоит разрешить в ходе судебной реформы. Принятые законы лишь в общих чертах определили принципы организации и деятельности этого государственного института.

     На  актуальность исследования указывают  и проблемы, выявившиеся с началом  деятельности мировых судей: вскрылись  недостатки в правовом регулировании  мировой юстиции, обострились потребности  в уточнении статуса мировых  судей, их территориальной организации, разработке единого подхода к организационному обеспечению мировых судей. Состояние нормативно-правовой базы о государственной службе не позволяет определить место мировых судей в государственном аппарате и правовой статус мирового судьи в России. Нуждаются в изучении и разграничении полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере правового регулирования мировой юстиции, на что особое внимание обратил Совет судей РФ.

     Из-за отсутствия целостной теоретической  концепции организации и деятельности мировых судей действующее законодательство не в полной мере способствует реализации потенциальных возможностей мировой юстиции по скорому и беспристрастному рассмотрению дел. Законодательно не закреплены критерии и единый механизм установления границ судебного участка. С учетом опыта деятельности мировых судей требует корректировки и подсудность дел мировым судьям. Принятые Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы не предусматривают упрощенных форм судопроизводства у мировых судей. Между тем, Верховный Суд РФ официально признал необходимость оптимизации деятельности мировых судей и тот факт, что мировые судьи, вдвое сократив нагрузку районных судов, сами несут непомерную судебную нагрузку, значительно превышающую допустимые нормы.

     Тема  мировых судей в России на протяжении всей истории их развития вызывала живой интерес ученых. Вот и сейчас у них появилась возможность для исследования в этой области. В Российской Федерации наконец введен, а точнее, возрожден институт мировых судей.

     Мировой судья призван осуществлять судебную защиту нарушенных и оспоренных прав граждан, руководствуясь в своей деятельности нормами административного, гражданского, уголовного, гражданско- процессуального и уголовно - процессуального права.

     Мировые суды были призваны решить сразу целый комплекс вопросов. Во-первых, главной целью создания, или точнее, возрождения института мировых судей, является максимальное приближение граждан к правосудию, приближение суда к народу; во-вторых, освобождение федеральных судов от дел небольшой сложности, а людей от излишней волокиты. В настоящее время происходит увеличение объема и усложнение гражданских дел, усиливается принцип диспозитивности в уголовном судопроизводстве, растут требования к качеству правосудия, и это все требует углубления специализации судей и разделения компетенции между судами.

     Введение  института мировых судей является одним из важнейших этапов судебной реформы, которая проводится в Российской Федерации.

     Мировые судьи являются судьями общей  юрисдикции субъектов Российской Федерации. В соответствии с ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года № 188- ФЗ полномочия по подбору и назначению мировых судей и работников их аппаратов, определению границ судебных участков и места расположения мировых судов принадлежат органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Практическая  деятельность мировой юстиции выявила  ряд вопросов правового и организационного характера, которые требуют разрешения как на федеральном, так и на региональном уровне. Прежде всего, это касается разграничения компетенции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъекта относительно порядка определения общего числа мировых судей и количества судебных участков на субъекте.

     Отдельные проблемы правового регулирования  мировых судей неоднократно рассматривались в правовой науке.

     Целью данной работы является исследование практики осуществления правосудия мировыми судьями.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    • рассмотреть систему мировых судей в судебной системе Российской Федерации;
    • раскрыть компетенцию мировых судей, рассмотреть стадии судебного разбирательства;
    • изучить вопросы судебной практики мировых судей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1

     Понятие института мировых  судей

     С принятием Федерального закона «О мировых  судьях в Российской Федерации» 17 декабря 1998 года определен правовой статус особого элемента судебной системы  Российской Федерации — мировых  судей. Именно с его введением  многие специалисты связывают успешное разрешение проблемы загруженности судей судов общей юрисдикции.

     Данный  институт известен у нас уже более 300 лет. Так, в судебной системе гетманской Украины первой половины XVIII века определенное место отводилось мировым судьям, компетенция и выполняемые процедуры которых сходны с функциями третейских судов.

     В более современном варианте и  во всероссийском масштабе институт мировых судей появился в результате судебной реформы 1864 года и с трудом просуществовал 25 лет. А в некоторых губерниях мировые судьи так и не приступили к осуществлению правосудия. Затем в 1889 году он был повсеместно упразднен, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. В 1912 году было принято решение возобновить их деятельность, однако начавшаяся вскоре мировая война не дала возможности сделать это. А Декретом о суде в 1917 году советская власть их упразднила в числе других судебных учреждений.

     Институт мировых судей получил свое развитие в четырех этапах. Последний, из которых длится до сих пор.

     1 этап - характеризуется учреждением и деятельностью аналогов классической модели мировой юстиции, обсуждением проектов судебной реформы (XII в. - начало 1860-х гг.).

     2 этап - это учреждение и деятельность  института мировых посредников,  также по классическому образцу, но со специальными функциями, связанными с переходным периодом в освобождении крестьянства (1861 - 1874 гг.), причем последние 10 лет - параллельно с мировыми судьями.

     3 этап представляет собой учреждение  и деятельность института мировых  судей (1864 - 1917 гг.), в эволюции которых также можно выделить два периода: 1) период становления (1864 - 1881 гг.) и 2) период ревизии Судебных уставов (1881 - 1917 гг.) .

     4 этап, начался в 1998 г. принятием  Закона "О мировых судьях в  Российской Федерации" и продолжается до сих пор. Этот этап характеризуется созданием мирового судьи, признаваемого судьей субъекта Федерации, но одновременно включенного в единую судебную систему Российской Федерации. Его основными задачами являются обеспечение, охрана и защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц по делам и спорам, не представляющим большой общественной опасности. Возрождение института мирового судьи в России обусловлено тем, что население страны нуждалось в суде скором, правом, справедливом».

     Историческая обусловленность возрождения в России в конце XX в. мировой юстиции была продиктована во многом необходимостью решения назревших в обществе проблем при осуществлении правосудия. Отдельные ученые считали, что перед мировыми судьями на данном этапе развития российской судебной системы ставились следующие основные цели:

     1) облегчить доступ населения к  правосудию;

     2) воплотить идеи судебного федерализма;

     3) разгрузить районное звено судебной  системы;

     4) повысить оперативность судопроизводства.

     Для достижения указанных целей и повышения эффективности судопроизводства в новом законодательстве нашли свое отражение конкретные предложения по усовершенствованию процедуры уголовного, гражданского и административного процесса. При их реализации учитывались те основные тенденции, которые наметились за последние годы в законотворчестве. Были приняты новые УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ.

     В действующем законодательстве сформулировано определение термина "мировой  судья": мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую отечественную судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Постановленные ими и вступившие в законную силу постановления, законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц. Подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

     Согласно  словарю юридических терминов: «мировой судья – физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами.

Информация о работе Институт мировых судей