Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 01:51, курсовая работа
Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1…………………………………………………………………………....7
1.1 Понятие института мировых судей………………………………………...7
Глава2…………………………………………………………………………….12
2.1 Мировые судьи в Российской Федерации……………………………...….12
2.2 Компетенция мировых судей……………………………………….………13
2.3 Практика осуществления правосудия мировыми судьями………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21
Институт
мировых судей
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1………………………………………………………………………….
1.1 Понятие института мировых судей………………………………………...7
Глава2………………………………………………………………
2.1 Мировые судьи в Российской Федерации……………………………...….12
2.2 Компетенция мировых судей……………………………………….………13
2.3 Практика осуществления правосудия мировыми судьями………………16
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.
Так, если в 2007 году мировыми судьями было рассмотрено 27 301 уголовное дело, в 2008 году — 25 870 дел, то в 2009 году их количество уменьшилось до 22 670 дел. Аналогичная тенденция прослеживается с гражданскими делами и делами об административных правонарушениях. Так, если в 2007 году мировыми судьями рассмотрено 235 705 гражданских дел и 156 903 дела об административных правонарушениях, в 2008 году — 295 849 гражданских дел и 132 916 дел об административных правонарушениях, то в 2009 году — 218 071 гражданское дело и 128 428 дел об административных правонарушениях.
Деятельность мировых судей в Российской Федерации вызвала потребность исследования истории становления и развития этого института, организации работы, обеспечения деятельности, поиска путей оптимизации компетенции.
В
настоящее время отдельные
Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема становления в России института мировых судей связана с одним из важных вопросов на сегодняшний день в Российской Федерации - с совершенствованием российского законодательства, устранением имеющихся в нем пробелов, коллизионных норм. С возрождением института мировых судей возникает ряд проблем, которые еще предстоит разрешить в ходе судебной реформы. Принятые законы лишь в общих чертах определили принципы организации и деятельности этого государственного института.
На актуальность исследования указывают и проблемы, выявившиеся с началом деятельности мировых судей: вскрылись недостатки в правовом регулировании мировой юстиции, обострились потребности в уточнении статуса мировых судей, их территориальной организации, разработке единого подхода к организационному обеспечению мировых судей. Состояние нормативно-правовой базы о государственной службе не позволяет определить место мировых судей в государственном аппарате и правовой статус мирового судьи в России. Нуждаются в изучении и разграничении полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере правового регулирования мировой юстиции, на что особое внимание обратил Совет судей РФ.
Из-за
отсутствия целостной теоретической
концепции организации и
Тема мировых судей в России на протяжении всей истории их развития вызывала живой интерес ученых. Вот и сейчас у них появилась возможность для исследования в этой области. В Российской Федерации наконец введен, а точнее, возрожден институт мировых судей.
Мировой судья призван осуществлять судебную защиту нарушенных и оспоренных прав граждан, руководствуясь в своей деятельности нормами административного, гражданского, уголовного, гражданско- процессуального и уголовно - процессуального права.
Мировые суды были призваны решить сразу целый комплекс вопросов. Во-первых, главной целью создания, или точнее, возрождения института мировых судей, является максимальное приближение граждан к правосудию, приближение суда к народу; во-вторых, освобождение федеральных судов от дел небольшой сложности, а людей от излишней волокиты. В настоящее время происходит увеличение объема и усложнение гражданских дел, усиливается принцип диспозитивности в уголовном судопроизводстве, растут требования к качеству правосудия, и это все требует углубления специализации судей и разделения компетенции между судами.
Введение
института мировых судей
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. В соответствии с ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года № 188- ФЗ полномочия по подбору и назначению мировых судей и работников их аппаратов, определению границ судебных участков и места расположения мировых судов принадлежат органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Практическая деятельность мировой юстиции выявила ряд вопросов правового и организационного характера, которые требуют разрешения как на федеральном, так и на региональном уровне. Прежде всего, это касается разграничения компетенции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъекта относительно порядка определения общего числа мировых судей и количества судебных участков на субъекте.
Отдельные проблемы правового регулирования мировых судей неоднократно рассматривались в правовой науке.
Целью данной работы является исследование практики осуществления правосудия мировыми судьями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Глава 1
Понятие института мировых судей
С принятием Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» 17 декабря 1998 года определен правовой статус особого элемента судебной системы Российской Федерации — мировых судей. Именно с его введением многие специалисты связывают успешное разрешение проблемы загруженности судей судов общей юрисдикции.
Данный институт известен у нас уже более 300 лет. Так, в судебной системе гетманской Украины первой половины XVIII века определенное место отводилось мировым судьям, компетенция и выполняемые процедуры которых сходны с функциями третейских судов.
В более современном варианте и во всероссийском масштабе институт мировых судей появился в результате судебной реформы 1864 года и с трудом просуществовал 25 лет. А в некоторых губерниях мировые судьи так и не приступили к осуществлению правосудия. Затем в 1889 году он был повсеместно упразднен, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. В 1912 году было принято решение возобновить их деятельность, однако начавшаяся вскоре мировая война не дала возможности сделать это. А Декретом о суде в 1917 году советская власть их упразднила в числе других судебных учреждений.
Институт мировых судей получил свое развитие в четырех этапах. Последний, из которых длится до сих пор.
1 этап - характеризуется учреждением и деятельностью аналогов классической модели мировой юстиции, обсуждением проектов судебной реформы (XII в. - начало 1860-х гг.).
2
этап - это учреждение и деятельность
института мировых посредников,
3
этап представляет собой
4
этап, начался в 1998 г. принятием
Закона "О мировых судьях в
Российской Федерации" и
Историческая обусловленность возрождения в России в конце XX в. мировой юстиции была продиктована во многом необходимостью решения назревших в обществе проблем при осуществлении правосудия. Отдельные ученые считали, что перед мировыми судьями на данном этапе развития российской судебной системы ставились следующие основные цели:
1) облегчить доступ населения к правосудию;
2)
воплотить идеи судебного
3)
разгрузить районное звено
4)
повысить оперативность
Для достижения указанных целей и повышения эффективности судопроизводства в новом законодательстве нашли свое отражение конкретные предложения по усовершенствованию процедуры уголовного, гражданского и административного процесса. При их реализации учитывались те основные тенденции, которые наметились за последние годы в законотворчестве. Были приняты новые УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ.
В действующем законодательстве сформулировано определение термина "мировой судья": мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую отечественную судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Постановленные ими и вступившие в законную силу постановления, законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц. Подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно словарю юридических терминов: «мировой судья – физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами.