Институт мировых судей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1…………………………………………………………………………....7
1.1 Понятие института мировых судей………………………………………...7
Глава2…………………………………………………………………………….12
2.1 Мировые судьи в Российской Федерации……………………………...….12
2.2 Компетенция мировых судей……………………………………….………13
2.3 Практика осуществления правосудия мировыми судьями………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

     Проведя небольшое исследование российского законодательства, могу предположить, что доминирующими признаками мирового судьи являются:

     1. Мировой судья является носителем  судебной власти.

     Мировой судья независим и подчиняется  только Конституции РФ и закону. Устанавливаются гарантии его независимости.

     2. Мировой судья - судья общей  юрисдикции, т.е. относится к судьям, которые рассматривают и разрешают  дела в порядке гражданского, уголовного и административного  судопроизводства. Он является частью  судебной системы, судьей общей  юрисдикции, чьи решения обжалуются в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

     3. Мировые судьи одновременно признаются  судьями субъектов Федерации  и судами субъектов Федерации.

     4. Мировые судьи провозглашаются  элементом (звеном) единой судебной  системы Российской Федерации.

     «Мировым  судьям свойственны общие для  всех судов российской судебной системы  сходные черты:

     а) единство процессуальной формы рассмотрения дел (подсудность и т. д);

     б) наличие общих принципов (независимость  судей, гласность процесса, равноправие и состязательность сторон и др.);

     в) единство судебных функций (они созданы  для выполнения единой функции - осуществление  правосудия, вправе пересматривать свои решения в порядке вновь открывшихся  обстоятельств);

     г) финансирование из федерального бюджета. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков у мирового судьи существенно затрудняло бы отнесение его к единой судебной системе».1

     5. Мировой судья является должностным  лицом, наделенным полномочиями  осуществлять правосудие, исполняющим  свои обязанности на профессиональной основе, обладающим специальным статусом.

     Мировому  судье подсудны по первой инстанции (ст. 31 УПК РФ) уголовные дела о  преступлениях, за совершение которых  максимальное наказание не превышает  двух лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечень которых определен законом (таких составов преступлений насчитывается 106). Все свои решения по уголовным делам, затрагивающие вопросы факта или вопросы права, мировой судья принимает самостоятельно.

     Мировой судья свои полномочия осуществляет только единолично.

     Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые  создаются и упраздняются законами субъектов Федерации.

     Судебные  участки мировых судей располагаются  на территории районного суда (из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек), что приближает суд к населению и обеспечивает доступ к правосудию. Создание института мировых судей должно уменьшить нагрузку районных судов за счет передачи категории дел мировым судьям.

     Порядок назначения (избрания) на должность  мировых судей определяют сами субъекты РФ.

     Мировые судьи назначаются (избираются) на должность  законодательным (представительным) органом  государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации.

     Мировой судья назначается (избирается) на должность  на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем  на пять лет.

     Финансирование  и материально-техническое обеспечение  деятельности мировых судей распределено между федеральным и местным  бюджетами.

     Так, финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей  федеральными законами, осуществляются из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

     Материально-техническое  обеспечение деятельности мировых  судей (здание, освещение, отопление, транспорт, почтовые расходы и др.), расходы  на заработную плату и социальные выплаты работникам аппарата суда осуществляются органами юстиции либо органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом этого субъекта. Число мировых судей и соответствующее ему число судебных участков определяются федеральным законом. 
 
 
 

     Глава2.

     2.1 Мировые судьи в Российской Федерации

     1. Мировые судьи в Российской  Федерации (далее - мировые судьи)  являются судьями общей юрисдикции  субъектов Российской Федерации  и входят в единую судебную  систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. 
2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом (введенной в действие с 4 июля 2004 года
Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 50-ФЗ), а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов Российской Федерации.

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. 
 
 

     2.2 Компетенция мировых судей

     Компетенция мировых судей, содержание которой не соответствует сути мирового судопроизводства. Общеизвестно, что мировая юстиция возникла как средство примирения конфликтующих сторон. Именно поэтому разработчики Устава гражданского судопроизводства 1864 года в статье 70 подчеркивали: «...мировой судья предлагает прекратить дело миром, указывая действительные, по его мнению, к тому способы. Меры склонения тяжущихся к примирению мировой судья обязан принимать и во время производства дела, и только в случае неуспеха приступать к постановлению решения».

     Ныне  мировой судья единолично рассматривает  в первой инстанции такие судебные дела:

     1) о преступлениях, максимальное  наказание за которые не превышает  двух лет лишения свободы, за  исключением предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом;

     2) о выдаче судебного приказа  (особый институт, присущий российскому  гражданскому судопроизводству: представляет  собой постановление судьи, вынесенное  по заявлению кредитора о взыскании  денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника);

     3) о расторжении брака, если между  супругами отсутствует спор о  детях; 

     4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей (подпункт в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2010 года Федеральным законом от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

     5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным (подпункт в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2010 года Федеральным законом от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ);

     6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей (подпункт в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2010 года Федеральным законом от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ,

     7) возникающие из трудовых отношений,  за исключением дел о восстановлении на работе (подпункт утратил силу с 30 июля 2008 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 147-ФЗ);

     8) об определении порядка пользования  земельными участками, строениями  и другим недвижимым имуществом;

     9) дела об административных правонарушениях,  отнесенные к компетенции мирового  судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации. 
     (Пункт в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2005 года
Федеральным законом от 14 февраля 2005 года N 2-ФЗ Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

     2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

     3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

     Однако  все больше дискуссий вызывает апелляционная система, свидетельствующая о том, что мировой судья — один из элементов единой судебной системы. Между тем все чаще высказывается мнение о том, что мировая юстиция, разбирающая несложные споры, должна представлять собой не низовое звено огромной иерархической структуры федерального судоустройства, а замкнутый организм. Исходя из этого заслуживают внимания высказывания в пользу создания съезда мировых судей, в порядке апелляции пересматривавшего бы дела в полном объеме с установлением новых обстоятельств и доказательств, вызовом в суд всех заинтересованных лиц. По итогам пересмотра съезду надлежало бы утвердить ранее вынесенное решение по делу либо постановить новое.

     Новый Гражданский процессуальный кодекс РФ, предусматривает месячный срок для рассмотрения дел мировыми судьями. Сама же процедура рассмотрения дел в связи с этим значительно упрощена.

     Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Под судебным участком понимается территория, на которой мировой судья осуществляет правосудие в пределах своих полномочий. Судебные участки находятся в границах судебных районов. Под судебным районом понимается территория, на которую распространяется юрисдикция соответствующего районного суда. Название судебного района устанавливается в соответствии с названием районного суда. Количество судебных участков в пределах судебного района определяется с учетом особенностей муниципального образования, в том числе административно - территориального деления и численности населения.  Каждый судебный участок имеет название и границы. При создании нескольких судебных участков в пределах одного судебного района им дополнительно присваиваются порядковые номера. Название судебного участка определяется названием судебного района, в границах которого он находится. 
 
 
 
 

     2.3 Практика осуществления правосудия мировыми судьями

     Решая вопрос о подсудности дела, следует  иметь в виду, что, исходя из содержания п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ, мировой судья  рассматривает в качестве суда первой инстанции все дела, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной, независимо от цены иска. При этом необходимо учитывать, что трудовой спор, возникший в связи с отказом в приеме на работу, не является спором о восстановлении на работе, так как он возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор (ч. 2 ст. 381, ч. 3 ст. 391 ТК РФ), а не между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях.

     Мировому  судье подсудны также дела по искам  работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку  в указанном случае трудовые отношения  между работником и работодателем не прекращаются.

     Все дела о восстановлении на работе, независимо от основания прекращения трудового договора, включая и расторжение трудового договора с работником в связи с неудовлетворительным результатом испытания (ч. 1 ст. 71 ТК РФ), подсудны районному суду. Дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения. 
Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) следует определять, исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст. ст. 23 - 24 ГПК РФ. 
Дела о признании забастовки незаконной подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов (ч. 4 ст. 413 ТК РФ) (п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами РФ Трудового кодекса РФ").

Информация о работе Институт мировых судей