Выбор стратегии и тактики управления предприятием в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - рассмотрение стратегии и тактики управления предприятия, её выбор и обоснование.
Задачами являются:
- рассмотреть сущность и классификацию стратегии управления предприятия;

- изучить выбор и оценку стратегии развития предприятия;

- рассмотреть основные правила и процедуры разработки стратегий.

Содержание

Введение.................................................................................................3
Методика выбора антикризисной стратегии и тактики.......................4
Оптимизация управления предприятием в состоянии кризиса..........
Выведение предприятия из кризиса..........................................................

Заключение..................................................................................................

Список использованной литературы..........................................................

Работа содержит 1 файл

АНтикризисное управление.docx

— 252.43 Кб (Скачать)

     2.2. Использование услуг банков по  факторинговому обслуживанию.

     Факторинговое обслуживание направлено на ликвидацию несвоевременных платежей клиентов. Факторинг представляет собой разновидность  торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента; включает инкассирование дебиторской  задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков. В основе операции факторинга лежит так называемое дисконтирование  фактур - покупка факторинговой компанией  счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты около 80% стоимости  отфактурированных поставок и уплаты оставшейся части (за вычетом процентов  за кредит) в строго обусловленные  сроки независимо от поступления  выручки от дебиторов. Этот вопрос является одним из основных в сборнике «Расчеты и долги предприятий» под редакцией  Д.А.Равкина [7, с. 10].

     3. Применение финансово-правовых рычагов  (приемов) стабилизации экономического  положения предприятия. 

     3.1. Привлечение дополнительных денежных  средств путем выпуска акций. 

     Размещать подобные акции удобнее всего  среди покупателей продукции, которые  больше других заинтересованы в том, чтобы предприятие-поставщик не разорилось и не поставило под  угрозу их собственное существование.

     3.2. Использование лизинговых операций.

     В кризисной ситуации предприятие  может пользоваться частью своих  фондов на условиях возвратного лизинга. Схема его такова: предприятие  продает свои фонды лизинговой компании при одновременном заключении с  ней соглашения о передаче этих фондов предприятию же в долгосрочную аренду. Это позволяет бывшему владельцу  фондов один раз получить крупную  сумму денег для инвестирования - на закупку нового оборудования, модернизацию технологии или освоение новой перспективной  продукции.

     4. Снижение себестоимости продукции  (издержек производства).

     4.1. Правильный учет затрат, входящих  в себестоимость. 

     Постановлением  Правительства России от 05.08.92 №552 было утверждено «Положение о составе  затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении  прибыли» (на сегодняшний день к  этому Положению действует ряд  различного рода поправок, дополнений и изменений). Наличие подобного  перечня затрат позволяет предприятия  квалифицированно определять статьи расходов, включение которых в себестоимость  уменьшает подлежащую налогообложению  прибыль.

     Также себестоимость продукции можно  скорректировать, грамотно используя  порядок отнесения на себестоимость  продукции износа основных средств  и МБП.

     4.2. Сокращение материальных затрат.

     Очевидны  три основные направления снижения материальных затрат: во-первых, поиск  и покупка на рынке относительно недорогого сырья и материалов; во-вторых, сокращение потерь материалов за счет недопущения их перерасхода при приемке, перевозке и хранении на складе и в рабочей зоне, а также при их непосредственном использовании; в-третьих, сокращение затрат на сырье и материалы за счет их экономии не основе упрощения и облегчения конструкций, применения новых прогрессивных видов материалов, конструкций и деталей.

     4.3. Снижение расходов на оплату  труда. 

     Для снижения расходов на оплату труда  следует использовать виды выплат работникам, не включаемых в себестоимость продукции (например, материальная помощь, подарки, вознаграждения по итогам работы за год  и прочее). Также следует использовать выплаты, на которые не начисляются  взносы в Фонд социального страхования (такие, как вознаграждения за открытия, пособия уходящим на пенсию ветеранам  труда и другие единовременные выплаты).

     4.4. Снижение затрат на эксплуатацию  машин, механизмов, станочного оборудования.

     В целях выявления резервов повышения  эффективности использования техники  и оборудования следует проверить:

     - нет ли завышений в затратах  на возведение временных устройств  и приспособлений, которые по  действующему положению относятся  на эксплуатационные расходы  как единовременные затраты; 

     - не допускается ли перерасход  топлива и смазочных материалов;

     - причины простоев машин (конкретные  виновники);

     - выполнены ли все предусмотренные  сметой ремонтные работы и  не превышает ли их фактическая  стоимость сметную; 

     - правильно ли распределены расходы  на эксплуатацию машин и механизмов  по отдельным объектам и др.

     4.5. Снижение транспортных расходов, экономия командировочных расходов.

     Необходимо  отслеживание и изучение указанных  расходов с целью их оптимизации  и регулярной корректировки. Однако необходимо отметить, что эффективное применение данного мероприятия возможно лишь, когда предприятие находится на стадии спада своего жизненного цикла.

     5. Совершенствование ценообразования  на выпускаемую продукцию. 

     С этой целью на предприятии необходима активно действующая служба маркетинга, отслеживающая, как идет продажа  продукции, каковы финансовые результаты и сколь удачна выбранная предприятием ценовая стратегия. В рыночной экономике  ситуация меняется постоянно, и цены - как раз тот элемент в хозяйственной  политике предприятия, который дает возможность оперативно откликаться  на все колебания спроса и предложения, предупреждая возникновение финансовых трудностей.

     6. Оптимизация налогообложения предприятия. 

     Оптимизация налогообложения предприятия зачастую снижает общую сумму налоговых  отчислений, что благоприятно воздействует на экономику предприятия.

     В этом случае может помочь независимая  аудиторская или консультационная компания, специалисты которой проконсультируют о различного рода льготах при  налогообложении, помогут при ведении  бухгалтерского учета (известно, что  база налогообложения меняется в  зависимости от того, куда отнести  те или иные бухгалтерские суммы) и проч.

     7. Решение кадровых вопросов.

     Еще при реструктуризации предприятия (см. п.1) необходимо оптимизировать структуру  кадрового состава предприятия. Для этого производится сокращение до 70% имеющего персонала. Естественно, что после оптимизации структуры  кадров, необходимы активная мотивация  и стимулирование имеющегося (или  оставшегося) персонала.

     В заключение можно отметить, что в  случае кризиса все эти меры достаточно действенны, однако максимального эффекта  от их применения можно добиться при  внедрении их до попадания предприятия  в кризисную ситуацию. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, изложенные в данной работе результаты исследования проблемы выбора антикризисной стратегии и тактики  управления предприятием в зависимости  от местоположения этого предприятия  на кривой своего жизненного цикла  позволяют сделать ряд теоретических  выводов и сформулировать конкретные предложения по методике этого процесса:

     1. Кризис - важнейший элемент механизма  саморегулирования рыночной экономики.  Он обнаруживает не только  предел, но и дает импульс развитию  экономики, выполняя стимулирующую  («очистительную») функцию. Это  связано с тем, что, во-первых, кризис, обесценивая основной капитал,  создает условия для обновления  производственного аппарата. Во-вторых, кризис принуждает к обновлению  основного капитала предприятия  на новой технической базе, условия  для которой создаются научно-техническим  прогрессом.

     2. Целью антикризисной политики  должна быть не столько борьба  с уже наступившими кризисами,  сколько создание условий для  того, чтобы возможные кризисы  были мягче, проходили спокойнее,  не вызывали большого риска. 

     3. Таким образом, антикризисное  управление можно определить  как систему, имеющую четыре  ярко выраженных элемента:

     - прогнозирование кризиса/банкротства;

     - профилактика кризиса/банкротства;

     - непосредственно кризис;

     - вывод предприятия из кризиса.

     4. Выход предприятия из кризиса предусматривает применение одной из восстановительных стратегий с соответствующими элементами тактики, широко применяемыми в мировой экономической практике. 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Антикризисный менеджмент / Под редакцией проф. Грязновой А.Г. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999.
  2. Антикризисное управление: от банкротства - к финансовому оздоровлению / Под ред. Г.П.Иванова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.
  3. Белялов А.З. Как убыточному предприятию выйти из кризиса и стать прибыльным. (Практическое руководство). М.: МВЦ «Айтолан» при участии АЛЕФ БУК, 1992.
  4. Бокичева А.Г., Бородулин А.Н. Система контроллинга на предприятии как элемент антикризисного управления // Материалы всероссийской заочной конференции «Перспективы развития волжского региона». - Тверь, 1999. - с.32-34.
  5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
  6. Меньшиков С.М. Инфляция и кризис регулирования экономики. - М.: Мысль, 1979. 
  7. Расчеты и долги предприятий. Практические рекомендации по работе. Сборник. Ф.А.Гудков, А.В.Макеев, А.Л.Петруша, Г.А.Титова / Сост. Д.А.Равкин. - М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 1997.
  8. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов / Г.З.Базаров, С.Г.Беляев, Л.П.Белых и др.; Под ред. С.Г.Беляева и В.И.Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
  9. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
  10. Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / Под ред. М.А.Поукока и А.Х.Тейлора. М.: ИНФРА-М, 1996.
  11. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. Градова А.П. - С.-Пб. «Специальная литература», 1995.
  12. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова. - М.: ИНФРА-М, 1997.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Элементы  сочетания стратегии и тактики антикризисного управления

      Стратегия (стратегическое управление)    Тактика (оперативное управление) 
     Миссия, предназначение  Выживание  предприятия в долгосрочной перспективе  посредством установления динамичного  равновесия с окружающим.    Производство  предприятием товаров и услуг  с целью получения дохода от  их реализации с обязательным  условием поддержания оптимальной  структуры баланса. 
     Преимущественная  концентрация внимания     Взгляд вовне  организации, поиск новых возможностей  в конкурентной борьбе, отслеживание  и адаптация к изменениям в  окружении. Взгляд внутрь предприятия, работа со структурой баланса, поиск более эффективного использования  ресурсов.
     Учет  фактора времени   Ориентация  на долгосрочную перспективу. Ориентация  на краткосрочную и среднесрочную  перспективу.
    Основные  факторы построения системы управления   Люди, системы  информационного обеспечения, рынок.    Функции  и организационные структуры,  процедуры, техника и технология.
     Управление  персоналом    Взгляд на  работников как на основу предприятия,  его основную ценность и источник  его благополучия.    Взгляд на  работников как на ресурс предприятия,  как на исполнителей отдельных  работ и функций. 
     Оценка  эффективности   Эффективность антикризисного управления определяется отсутствием кризисной ситуации на предприятии, вызванной внутренними  причинами.   Эффективность антикризисного управления предприятием выражается в том, насколько своевременно и точно предприятие в состоянии  реагировать на тревожные сигналы  и изменяться в зависимости от изменения окружения.

Информация о работе Выбор стратегии и тактики управления предприятием в условиях кризиса