Выбор стратегии и тактики управления предприятием в условиях кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - рассмотрение стратегии и тактики управления предприятия, её выбор и обоснование.
Задачами являются:
- рассмотреть сущность и классификацию стратегии управления предприятия;

- изучить выбор и оценку стратегии развития предприятия;

- рассмотреть основные правила и процедуры разработки стратегий.

Содержание

Введение.................................................................................................3
Методика выбора антикризисной стратегии и тактики.......................4
Оптимизация управления предприятием в состоянии кризиса..........
Выведение предприятия из кризиса..........................................................

Заключение..................................................................................................

Список использованной литературы..........................................................

Работа содержит 1 файл

АНтикризисное управление.docx

— 252.43 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема: «выбор стратегии и тактики управления предприятием в условиях кризиса» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение.................................................................................................3

  1. Методика выбора антикризисной стратегии и тактики.......................4
  2. Оптимизация управления предприятием  в состоянии кризиса..........
  3. Выведение предприятия из кризиса..........................................................

    Заключение..................................................................................................

    Список использованной литературы.......................................................... 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ

     В жизненном цикле любого предприятия  возможно наступление кризиса, причем он может возникнуть абсолютно на всех этапах развития. Кризисы могут  быть различными, но если ситуация на предприятии  в целом и без этого носит  отрицательный характер, то даже краткосрочный  и локальный кризис может привести к серьезным последствиям. Для  того чтобы это предотвратить, необходимо разработать эффективную систему  управления, содержащую меры по прогнозированию  и предупреждению негативных ситуаций. Многие исследователи в настоящее  время считают, что любое управление должно быть антикризисным. Главное  место в антикризисном управлении занимает стратегия развития предприятия.

     Вопросы стратегического и тактического планирования, а также формирования стратегии развития фирмы, сегодня  очень актуальны. Неверно выбранная  стратегическая политика, ошибки в  определении миссии, просчёты в формировании стратегии фирмы могут привести к значительным убыткам. Поэтому, научиться  осуществлять выбор целевых сегментов, проводить анализ среды и активно  участвовать в формировании стратегии  предприятия - главная задача любого экономиста. И от того, как это  будет сделано, полностью зависит  успех развития предприятия.

     Цель  данной контрольной работы - рассмотрение стратегии и тактики управления предприятия, её выбор и обоснование.

     Задачами являются:

     - рассмотреть сущность и классификацию  стратегии управления предприятия;

     - изучить выбор и оценку стратегии  развития предприятия;

     - рассмотреть основные правила  и процедуры разработки стратегий. 
 
 
 

         1. Методика выбора  антикризисной стратегии  и тактики

         Эффективность антикризисного управления прямо зависит от «правильности» выбора соответствующей стратегии и тактики. Можно выделить несколько критериев этого выбора. Стратегия и тактика развития предприятия, в общем, и антикризисного управления в частности может определяться:

         - степенью омертвления оборотного  капитала;

         - старением управленческого персонала; 

         - потерей гибкости в управлении;

         - старением основного капитала;

         - высокой долей заемного капитала;

         - нестабильной фискальной и кредитно-денежной  политикой; 

         - высокими налоговыми ставками;

         - нестабильностью и противоречивостью  законодательства;

         - нестабильностью политической обстановки;

         - прочими внешними и внутренними  факторами. 

         Наиболее  полно эти факторы объединяет и систематизирует теория жизненного цикла развития предприятия. Согласно этой теории каждое предприятие развивается  по определенному циклу, проходя  при этом несколько стадий своего развития. На каждой стадии развития предприятие  имеет определенные параметры, характеризующие  условия функционирования фирмы: текущее  состояние и перспективы (подробнее  эти вопросы будут рассматриваться  ниже). Таким образом, зная, на какой  стадии жизненного цикла находится  предприятие, руководитель может оценить  текущие условия и перспективы  предприятия, и на основе этой информации разработать стратегию и тактику  антикризисного управления предприятием, то есть стратегию и тактику профилактики кризиса и, в случае необходимости, вывода предприятия из кризиса.

         Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию на данный момент) состояние производственной системы. Однако времени для коренной перестройки деятельности фирмы с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще можно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил [8, с. 42].

         Однако, на наш взгляд, стратегия и тактика  антикризисного управления сочетаются несколько по-другому. Любому этапу  выбранной предприятием стратегии  соответствует своя тактика (в литературе ее еще называют оперативным управлением). Для отражения основных элементов  сочетания стратегии и тактики  нами уточнена и дополнена таблица  О.С.Виханского [5, с.61] (Приложение 1).

         Таким образом, антикризисную стратегию  управления можно определить как  долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы деятельности предприятия, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри предприятия, а также позиции  предприятия в окружающей среде, смягчающее кризисную ситуацию, в  которую может попасть предприятие, и способствующее его финансовому  благополучию.

         Стратегия антикризисного управления дает ответ  на вопрос, каким способом, с помощью  каких действий предприятие сумеет достичь стабильного функционирования, сохранив или упрочив свое финансовое положение в условиях изменяющегося  и конкурентного окружения. «Такое понимание стратегии исключает  детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя  направление в сторону конечного  состояния, оставляет свободу выбора тактики с учетом изменяющейся ситуации» [5, с. 62].

         Дальнейший  анализ возможных стратегий антикризисного управления предприятием требует определения  методики выбора антикризисной стратегии, адекватной конкретной ситуации. Формализованный подход необходим для того, чтобы наиболее точно оценить текущее состояние предприятия и выбрать оптимальную стратегию и тактику управления им. К тому же, такой подход к выбору стратегии управления позволяет постоянно отслеживать и оценивать перспективы развития предприятия, его рыночную устойчивость.

           Таким образом, ниже предложена  методика формирования и выбора  адекватной антикризисной стратегии  согласно местоположению предприятия  на кривой жизненного цикла.

         Предлагаемая  методика позволит проанализировать состояние  финансов и общее состояние предприятия, определить перспективы развития предприятия, выяснить положение конкретного  предприятия на этапах жизненного цикла  и выбрать стратегию и тактику  управления этим предприятием. Также  предусматривается постоянный мониторинг состояния предприятия с целью  своевременной коррекции выбранной  программы его развития.

         Разработанная методика содержит следующие этапы:

    1. Финансовый анализ состояния предприятия на текущий момент.
    2. Составление прогноза состояния предприятия.
    3. Построение кривой жизненного цикла для данного предприятия.
    4. Определение текущего местоположения предприятия на кривой жизненного цикла.

         Непосредственно выбор стратегии  антикризисного управления.

         Итак, прежде всего, необходимо провести полный финансовый анализ состояния предприятия  на текущий момент. Финансовый анализ может представлять собой систему  расчета показателей:

         1. Оценка ликвидности и платежеспособности.

         2. Оценка финансовой устойчивости.

         3. Оценка деловой активности.

         Необходимо  провести детальный поквартальный  анализ финансового положения предприятия  не менее чем за три года до отчетной даты.

         Также целесообразно проанализировать состояние  предприятия с момента его  образования либо с момента последней  крупной реструктуризации (вследствие расширения или уменьшения бизнеса, внутреннего или внешнего кризиса  и прочее). Такой анализ позволит построить укрупненную кривую жизненного цикла (до точки, на которой предприятие  находится в данный момент) с тем, чтобы отследить общие тенденции  развития данного бизнеса.

         Финансовый  анализ текущего состояния предприятия  позволит конкретизировать «сегодняшнее»  положение этого предприятия  на кривой своего жизненного цикла.

         Следующий шаг данной методики предполагает составление  прогноза состояния предприятия - как  ближайшего, так и на перспективу. На основе общих закономерностей  развития любого предприятия можно  с той или иной степенью вероятности  сделать прогноз его развития на ближайшие перспективы. У предприятия, находящегося в состоянии финансового  кризиса, наблюдаются низкие показатели деловой активности, рентабельности и отдачи имеющихся активов. Убыточность  финансово-хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что предприятие  находится под угрозой банкротства. В этом случае можно рассчитать вероятность  наступления банкротства, воспользовавшись методом дискриминантного анализа. Данный анализ представляет собой статистический метод прогнозирования банкротства  предприятия, используя для этого  набор экономических показателей.

         Зная  перспективы предприятия и, естественно, его прошлое и настоящее финансовое состояние, воспользовавшись рядом  положений теории жизненного цикла  предприятия, можно построить кривую жизненного цикла данного предприятия - это третий шаг предлагаемой методики.

         В качестве основного критерия определения  местоположения предприятия на кривой жизненного цикла целесообразно  применять показатель движения ресурсов предприятия. Следовательно, можно  построить кривую жизненного цикла  предприятия в виде графика изменения  чистого дохода (убытков-прибыли) предприятия  во времени. Однако необходимо иметь  в виду, что кривую жизненного цикла  имеет смысл строить только за период с момента последней крупной  реструктуризации предприятия, либо финансового  кризиса, либо какого-либо иного крупного «потрясения» предприятия, результаты которого коренным образом повлияли на всю жизнедеятельность предприятия.

         Таким образом, последним шагом предлагаемой методики является непосредственно  выбор стратегии антикризисного управления предприятием.

         Главным преимуществом методики является возможность  выбора адекватной стратегии управления. Адекватная ситуации, гибкая и ёмкая  стратегия управления предприятием по определению будет являться антикризисной: либо предупреждать и предотвращать  кризис, либо выводить предприятие  из него.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         2. Оптимизация управления предприятием  в состоянии кризиса

     Характерной особенностью этого этапа антикризисного управления будет являться то, что  предприятие может воспользоваться  последними возможностями по выходу из кризиса вне судебного производства. Основным мероприятием на этом этапе  является реструктуризация предприятия, которая при грамотном ее осуществлении  позволяет выделить все наиболее ликвидные активы предприятия, как  правило, в форме выделенной производственной линии, в новую дочернюю структуру, оставив тем самым все долги  материнскому предприятию. «Чистая» дочерняя структура может функционировать, принося прибыль; распорядиться  кредиторы ею могут по своему усмотрению: либо продать в погашение долгов, либо погашать задолженность материнского предприятия из прибыли нового.

     Выбор восстановительной стратегии.

     Из  опыта антикризисного менеджмента  экономически развитых стран можно  извлечь очень многое, что реально  успешно использовать в России с  учетом ее специфических условий, менеджмента  и т.д. В частности, ученые Финансовой Академии при Правительстве РФ особое внимание предлагают обратить на четкую регламентацию различных кризисов, их отличительные характеристики, разработку системы мер по их предотвращению, внедрению новых форм и инструментов антикризисного управления (проблемный менеджмент, моделирование и планирование потенциальных кризисных ситуаций, разработка и реализация антикризисных  стратегий, формирование антикризисной  команды, современная коммуникационная политика и т.д.) [1, с. 312].

Информация о работе Выбор стратегии и тактики управления предприятием в условиях кризиса