Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа
Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и современных методов набора, найма и отбора персонала.
1. Теоретические
аспекты набора, отбора и найма
персонала предприятия.
1.1 Технология набора
персонала
Набор персонала
заключается в создании необходимого
резерва кандидатов на все должности
и специальности, из которого организация
в дальнейшем отбирает наиболее подходящих
для нее работников. Эта работа
производится буквально по всем специальностям
– конторским, производственным, техническим,
административным. Необходимый объем
работы по набору в значительной мере
определяется разницей между наличной
рабочей силой и будущей
Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников. К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах. Некоторые организации приглашают население подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем вакансии.
Большинство организаций
предпочитает проводить набор в
основном внутри своей организации.
Продвижение по службе своих работников
обходится дешевле. Кроме того, это
повышает их заинтересованность, улучшает
моральный климат и усиливает
привязанность работников к фирме.
Согласно теории ожиданий в отношении
мотивации можно полагать, что
если работники верят в
Популярным методом
набора за счет внутренних резервов является
рассылка информации об открывающейся
вакансии с приглашение
Одна из основных
проблем при наборе служащих связана
с желанием нанимающего «выгоднее
продать» свою компанию. Он может
завысить положительные моменты
или занизить трудности работы в
компании. В результате у потенциального
кандидата могут возникнуть необоснованные
ожидания. Исследования показывают, что
возникновение такого рода ожиданий
при найме ведет к росту
неудовлетворенности трудом и увеличению
текучести кадров. Для решения
этой проблемы некоторые из компаний
разработали программы под
Когда человек приходит с просьбой о приеме на работу, им занимается отдел кадров (в крупных предприятиях) или менеджер по персоналу (в малых организациях). Это первая фаза приема на работу – фаза встречи. Заявителя снабжают бланком заявления и рассказывают об условиях приема на работу в настоящее время и о предприятии, как месте работы. Если на этой фазе человеку не уделяется достаточно внимания, у него остается плохое впечатление от организации.
Когда организации
необходимо принять новых работников,
возникают два вопроса: где искать
потенциальных работников (источники)
и как известить заявителей об
имеющихся рабочих местах (методы).
Имеются два возможных
При наборе персонала извне могут использоваться: публикация объявлений, организация ярмарки вакансий, услуги различных агентств по найму и т.д.
Размещение объявлений в СМИ. Объявления о вакансиях публикуются для привлечения ищущих работу. Наиболее распространенной является публикация в газетах объявлений типа «Требуются…». Для публикации подобных объявлений можно использовать также специальные издания, доски для объявлений, передачи по радио и ТВ и т.д.
Кадровые агентства.
В последнее время очень
Набор в учебных заведениях. Используя этот метод, организация посылает в учебные заведения работника, называемого «вербовщик», который проводит беседы с кандидатами, одновременно описывая им жизнь своей организации. После предварительных бесед вербовщик предлагает выбранным кандидатам нанести визит на фирмы в более позднее время. Далее со студентом идет такая же работа, как и с обычными кандидатами.
Источники набора кадров различны по уровням затрат и эффективности. Оценка источников и методов набора может проводиться различными способами. В приложении __ сопоставляются результаты, полученные несколькими методами.
Организация может вычислить затраты по каждому методу набора и поделить их на тот результат, который этот метод ей приносит (т.е. число принятия работников).
Другим аспектом работ по набору, также подвергаемым оценке, может стать так называемое «качество набора». Данный аспект рассчитывается следующим образом:
КН = (РК + ПР + ОР) : Ч, где
КН – качество набранных работников, %
РК – усредненный суммарный рейтинг качества выполняемой работы набранными работниками
ПР – процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года
ОР – процент новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года
Ч – общее число показателей, учтенных при расчете.
Качество набора
– это примерная оценка уровня
приглашаемых и нанимаемых работников.
1.2 Основные принципы
отбора персонала
После проведения мероприятий
по привлечению кандидатов в компанию
начинается процесс их отбора, для
того, чтобы оставить необходимое
количество потенциальных работников,
отвечающих требованиям, предъявляемым
к тем должностям, которые они
планируют занять.
Отбор персонала - это серия мероприятий и действий, осуществляемых предприятием или организацией для выявления из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.
Выделяет шесть ступеней в процессе отбора и оценки персонала, который включает:
1. Определение потребности в персонале с учетом основных целей организации.
2. Получение точной информации о том, какие требования к работнику предъявляет вакантная должность.
3. Установление квалификационных требований, необходимых для успешного выполнения работы.
4. Определение личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения работы. Поиск возможных источников кадрового выполнения и выбор адекватных методов привлечения подходящих кандидатов.
5. Определение подходящих методов отбора кадров, позволяющих лучше всего оценить пригодность кандидатов к работе в данной должности.
6. Обеспечение наилучших условий для адаптации новых работников к работе в организации.
Решение при оценке кандидатов обычно состоит из нескольких этапов, которые следует пройти заявителям. На каждом этапе отсеивается часть заявителей или же они сами отказываются от процедуры. До принятия организацией решения о приеме кандидата на работу он должен пройти эти этапы отбора. Естественно, что большинство предприятий используют не все этапы – все зависит от характера вакансии. Типичный процесс принятия решения по отбору персонала следующий.
1 этап отбора. Предварительная
отборочная беседа. Цель отборочной
беседы - оценить общий уровень
претендента (его адекватность)
2 этап отбора. Заполнение
бланка анкеты. Претенденты, прошедшие
отборочную беседу, должны заполнить
специальный бланк анкеты. Эта
ступень присутствует в любой
процедуре отбора независимо
от типа организации.
3 этап отбора. Иногда
в некоторых, как правило,
4 этап отбора. Беседа
по найму (интервью). Беседы могут
проводиться по схеме, то есть
заранее готовятся вопросы,
5 этап отбора. Тестирование
– это источник информации, который
может дать сведения о
Информация о работе Управление системой набора, отбора и найма персонала предприятия