Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа
Кризис — это переломный момент в экономике, когда потребитель и рынок не могут жить по-старому, а руководители и предприниматели не знают, как работать по-новому. Самое важное, в условиях кризиса понять, что та система управления персоналом, которая хорошо и устойчиво работала в ситуации стабильного и динамично развивающегося рынка, не в состоянии так же эффективно работать в условиях кризиса. Под «управлением персоналом» в компании, следует понимать не только работу службы персонала, но всю систему работы с сотрудниками, которая обеспечивает выполнение ими своих функций в бизнес-процессах. В первую очередь это работа линейных менеджеров.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……....3
I. ПОНЯТИЕ КРИЗИСА………………………………………………….…..4
1. Кризис в социально-экономическом развитии………………………….4
1.2 Причины и последствия возникновения кризисов……………………5
1.3 Антикризисное управление………………………………………………6
1.4 Эффективность антикризисного управления……………………….....8
1.5 Этапы диагностики кризиса…………………………………………….11
II. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ……………………………..…….14
III. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ……..……….18
3.1 Потребность и необходимость в антикризисном управлении……..18
3.2 Управление персоналом в кризисной ситуации………………..…….20
3.3 Конфликт как метод управления в кризисной ситуации……………22
3.4 Мотивация персонала во время кризиса………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….28
ЛИТЕРАТУРА…………………….……………………………
При этом никто в компании до конца не понимает, что и как они будут делать в дальнейшем, при различных вариантах развития кризиса. В результате, вместо повышения эффективности и улучшения экономических показателей получают прямо противоположный эффект. Участники семинара смогут убедиться в этом при решении кейсов.
Поэтому, прежде чем сокращать персонал, эта мера хоть и вынужденная, но необходимая, — руководство компании должно выработать стратегию поведения компании в кризисной ситуации. Далее оптимизировать бизнес-процессы под новую модель и лишь после этого приступить к выработке новой штатно-организационной структуры. Затем необходимо рассчитать нагрузку на каждого сотрудника, а также определить его уровень квалификации и готовность взять на себя дополнительную нагрузку, а также возможность решения задач в условиях, когда кризис минует и потребуется резко наращивать мощности компании.
Только после этого станет понятно, какие сотрудники, в каком количестве и в каком порядке будут уволены. (Данная модель детально отрабатывается в ходе семинара на практике. Руководители имеют возможность разобрать ее на примере одного из подразделений компании).
Не менее важный фактор — гибкость системы управления персоналом. Насколько бы динамична ни была система управления персоналом компании в обычных условиях, в условиях кризиса гибкость и динамичность — главные требования к системе управления персоналом. Она должна позволять очень быстро перестраивать организационно-штатные структуры и проводить необходимые мероприятия, как высвобождая значительное количество персонала, так и быстро подбирая необходимый персонал, и, что не менее важно, очень быстро вводить его в строй.
Организационно-штатные мероприятия связаны с приемом, увольнением, направлением в вынужденные отпуска, перемещением значительного количества персонала в короткие промежутки времени. Соответственно система управления персоналом должна позволять делать это юридически безупречно, предлагая наиболее эффективные схемы и решения.
Таким образом, система управления персоналом в условиях длительного кризиса должна отвечать следующим основным требованиям:
сохранять или повышать производительность труда персонала;
быть гибкой;
быть экономичной;
умело и юридически безупречно проводить организационно-штатные мероприятия.
Кризис не только создает проблемы, но и открывает перед любой компанией новые возможности: построить более эффективную систему управления персоналом, подобрать более эффективный персонал, освободиться от избытка сотрудников на непродуктивных направлениях, оптимизировать затраты на персонал. Надо только не упустить возможность воспользоваться ситуацией.
Каждая кризисная ситуация уникальна и требует индивидуального подхода к ее преодолению. Поэтому заблаговременная разработка антикризисной программы в области управления персоналом нецелесообразна. Одними из основных задач топ - менеджмента любой компании остаются прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций, а также своевременное проведение необходимых преобразований внутри предприятия, сопровождаемое грамотной работой с персоналом. Однако при наступлении кризиса определение состава мер по его преодолению, в том числе и в области управления персоналом, должно проводиться в кратчайшие сроки и корректироваться по мере развития событий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антикризисное управление: Учебное пособие. 2-е изд., стер
Под ред. Кушлина В. И., Марголина А. М. ИЗД. РАГС, М 2009
2. Интегрированный риск-менеджмент
Кудрявцев А.А. Учебник. СПбГУ 2010 Экономика
3. "Антикризисный менеджмент" / Под. ред. проф. А.Г. Грязновой — М.: "Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". — Издательство "ЭКМОС", 1999.
4. Попов Р.А. "Антикризисное управление". — М.: "Высшая школа", 2003. — с. 429.
5. "Антикризисный менеджмент" / Под. ред. проф. А.Г. Грязновой — М.: "Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". — Издательство "ЭКМОС", 1999.
6. Альгин А.П. "Риск в экономической деятельности". — М.: "Знание", 1991.
7. Бобылева А.З. "Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика". — М.: "Дело", 2003. — с. 256.
8. Абрютина А.В. Экономический анализ производственной деятельности. М, "Финансы и статистика ", 2004 – 416 с.
9. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. -СПб.:, 2001.- ТК Велби Проспект, 2005.- 88с
10. Кондратьев В.В., Краснова В.В. Реструктуризация управления компанией. Модуль 6. М.: Инфра-М, 1999
11. Антикризисное управление. Модульная программа для менеджеров. Модуль 11/ Под ред. В.И.Кошкина, Л.П. Белых, С.Г. Беляева. М.: Инфра – М, 1999. – 457 с.
12. Гражданский кодекс РФ, ч.1.
13. Гражданский кодекс РФ, ч.2. 4. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.
14. Internet
2
Информация о работе Управление персоналом в условиях кризисной ситуации