Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 00:08, курсовая работа
Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность антикризисного государственного управления 5
2. Виды антикризисного регулирования 7
3. Система антикризисного регулирования 12
4. Практическое значение антикризисного регулирования 16
5. Программа антикризисных мер в РФ 21
6. Общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Рис. 2 Важнейшие формы воздействия на экономическую систему
Включает целостную совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства.
Функциональными
элементами системы антикризисного
регулирования являются: мониторинг
состояния предприятий, маркетинг
изменения отраслевой структуры
хозяйства, прогнозирование и
Механизмами (энергией),
приводящими данную систему в
действие и обеспечивающими ее функционирование,
являются: выработка стратегии, политики
и принципов антикризисного регулирования
и учреждение его участников; наработка
законодательной и нормативно-
Основная задача института несостоятельности (банкротства) заключается в том, что коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом. В соответствии с этой позицией принципами антикризисного регулирования являются:
- создание правовой основы цивилизованных предпринимательских отношений в условиях несостоятельности предприятий;
- ограничение до разумных пределов государственного и административного влияния на деятельность неплатежеспособных
предприятий, демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;
- предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса;
- сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи;
- введение системы безопасных мер для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве предприятий;
- защита предприятия от влияний споров и тяжб, приводящих к ускорению его развала;
- защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;
- справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.
Участниками антикризисного регулирования являются различные службы и организации.
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России):
13 межрегиональных
территориальных служб по
два территориальных органа Свердловской и Московской областей.
ФСФО России выполняет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, связанные с антикризисным регулированием.
Федеральная (центральная и территориальные) межведомственная балансовая комиссия по финансовому оздоровлению, в состав которой входят специалисты из департаментов финансов, банков, клиринговых центров, способные критически оценить баланс предприятия и целесообразность направления финансовых потоков.
Деятельность комиссий направлена на финансовое оздоровление предприятий без судебных процедур. В их функции входит также анализ краткосрочных графиков погашения задолженностей.
Коллегии уполномоченных
государственных
Некоммерческое
партнерство «Российская
Гильдия антикризисных
управляющих — орган, координирующий
деятельность предприятий в ближайшей
перспективе посредством
Основными функциями гильдии являются: формирование и развитие нормативно-правовой базы в сфере антикризисного регулирования и управления, формирование свода профессиональных и морально-этических норм, правил и стандартов осуществления деятельности по антикризисному управлению; создание системы внутрикорпоративного мониторинга, надзор за деятельностью лицензированных арбитражных управляющих, формирование команд антикризисных управляющих, разработка и реализация стратегии финансовой поддержки антикризисных управляющих, методическое сопровождение практики антикризисного управляющего, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по антикризисному управлению.
Арбитражные суды.
Властные структуры и профильные ведомства, в т. ч. департаменты управления инвестициями, фонды по поддержке малого бизнеса, службы занятости, государственные налоговые службы, налоговая полиция, внебюджетные фонды, контрольно-ревизионные комиссии, консалтинговые фирмы, антикризисные управляющие.
Банкротство предприятий
несет в себе созидающую силу. Главная
его цель видится в проведении
структурной перестройки всего
народного хозяйства страны в
соответствии с рыночным спросом
населения при условии
В ходе реализации этой цели определяется выгода от антикризисного регулирования и управления предприятиями для всех участников этого процесса.
Для экономической системы российского общества:
- формирование новой отраслевой структуры экономики, приспособленной к рынку;
- переориентация экономических отношений, стимулирующих формирование рынка;
- разгосударствление и приватизация имущества предприятий;
- создание стимула для развития предпринимательской деятельности, что способствует совершенствованию материально-технической базы предприятий, повышению культуры производства;
- высвобождение в результате ликвидации предприятия трудовых, производственных и финансовых ресурсов, которые становятся основой для развития новых предприятий;
- сохранение и расширение позиций на рынке наиболее сильными и адаптивными к изменениям внешней среды предприятиями, что ведет к повышению эффективности экономики в целом;
- рациональное и экономное использование природных ресурсов.
Для государства:
- погашение задолженности по бюджетам всех уровней с учетом пеней и штрафов;
- возвращение предприятия в качестве субъекта налогообложения после восстановления его финансового благополучия;
- повышение экспортного потенциала страны;
- лучшее использование местных сырьевых ресурсов;
- формирование информационных баз данных о состоянии каждого предприятия, которые можно использовать в иных системах регулирования и управления, а также при проведении научных исследований;
- совершенствование законодательной и нормативно-методической основы в свете рыночных отношений;
- возможность для России учиться жить по цивилизованным законам мира и сотрудничать в этой области со всеми зарубежными странами, обеспечивая тем самым допуск себе на международный рынок.
Для населения:
- расширение потребительского рынка, производство нужных людям товаров;
- повышение культуры обслуживания потребителей, стимулирование их лояльности к выпускаемой продукции;
- формирование новых ценностей и идеалов;
- влияние развития системы банкротства на создание рабочих мест для специалистов в этой области;
- создание условий для повышения уровня профессионализма специалистов высокой квалификации, в которых нуждается антикризисный менеджмент, а это значит, что с опытом вырабатывается умение эффективно управлять деятельностью предприятий;
- развитие благотворительной деятельности.
Для кредиторов:
- получение шанса спасти свои деньги;
- снижение риска от невозвращения долга.
Для персонала предприятия-должника:
- создание новых рабочих мест или получение полезной и ценимой работы;
- повышение культуры труда, улучшение его условий;
- усиление ответственности работников и повышение их деловой активности;
- защита работников от невыплаты им заработной платы и увольнений в результате реорганизации предприятия.
Для предприятия-должника:
- влияние жесткой конкуренции на развитие производства, деловую предприимчивость;
- создание уникальных возможностей, чтобы избавиться от кадрового «балласта», собрать и сплотить команду проверенных в деле профессионалов, которые могут помочь предприятию выстоять, а в дальнейшем захватить новые позиции на рынке;
- повышение эффективности использования всех его ресурсов;
- защита от неблагополучных последствий конкуренции;
- предоставление возможности освободиться от бремени долгов;
- формирование банка профилактических и оздоровительных мероприятий, применяемых к несостоятельным либо потенциально несостоятельным предприятиям;
- возможность реорганизации производства, его обновления, получения квалифицированных консультаций арбитражного управляющего;
- предоставление шанса взять «новый старт», возобновив свою деятельность, а в результате вновь обрести финансовую стабильность;
- стимулирование инвестирования, не поощряя его непосредственно, но смягчая последствия неудач в ходе ведения бизнеса.
Государственное антикризисное регулирование – это воздействие на предприятие–должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или его ликвидация в случае неэффективности дальнейшего функционирования.
Кризисы усиливают необходимость и расширяют набор инструментов государственного и регионального регулирования. В периоды подъема регулирование может сводиться преимущественно к фискальным функциям. В кризисной ситуации как правило нужна помощь, широкая законодательная, а иногда и финансовая поддержка. Цель антикризисного государственного и регионального регулирования можно сформулировать как выявление и помощь тем компаниям, которые можно вылечить, и эффективно провести банкротство тех, кого вылечить невозможно.
Особенности государственного регулирования определяются:
• общей для всех развитых стран долгосрочной тенденцией (в 45-50 лет) развития повышательной или понижательной стадии циклов развития, теорию которых развил Н.Кондратьев;
• господствующим
общественно-экономическим
• степенью охвата кризисом предприятий по регионам и отраслям страны;
• стадией (степенью глубины) кризиса;
• политической ситуацией;
• уровнем глобализации и степенью международного разделения труда;
• уровнем концентрации и централизации капитала;
• бюджетными возможностями государства;
• кредитными возможностями финансово-банковской системы.
Традиционно меры государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. К административным рычагам государственного регулирования обычно относят: правовое обеспечение, разработку рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса, контроль деятельности, применение санкций. Среди экономических рычагов государственного регулирования обычно выделяют: налоговую политику, кредитно-денежную политику, валютное регулирование, отношения собственности, участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях в виде доли собственности.
Правовое антикризисное
регулирование касается в первую
очередь следующих видов
Важнейшим элементом концепции антикризисного государственного регулирования является определение условий, при которых организация признается банкротом.
Информация о работе Средства и методы государственной поддержки организаций в кризисной ситуации