Средства и методы государственной поддержки организаций в кризисной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и сущность антикризисного государственного управления 5
2. Виды антикризисного регулирования 7
3. Система антикризисного регулирования 12
4. Практическое значение антикризисного регулирования 16
5. Программа антикризисных мер в РФ 21
6. Общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

МоЯ КУРСОВАЯ.docx

— 335.03 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Кафедра “Экономика, организация  производства, управление”

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«ТЕОРИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

«Средства и методы государственной поддержки организаций в кризисной ситуации»

 

 

 

 

 

 Студент                                                 Е.А. Мосина

  Группа                  З-11-АУ2                   зачет. кн. № 11.1658

 Преподаватель      __________              к.э.н, доц. В.Н. Романов

 

 

Брянск 2012 г

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие и сущность антикризисного государственного управления 5

2. Виды антикризисного регулирования 7

3. Система антикризисного регулирования 12

4. Практическое значение антикризисного регулирования 16

5. Программа антикризисных мер в РФ 21

6. Общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы  хозяйствования в условиях жесткой  конкуренции приводят к несостоятельности  отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом  из этапов жизненного цикла организации. Появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация — вот перечень этапов циклического развития организации. Она может пройти их полностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимых результатов, прекратить свое существование.

В тот момент, когда организация начинает свою деятельность, на рынке, как правило, уже действует значительное число  фирм-конкурентов. Занять определенную нишу на рынке, позиционировать свою торговую марку непросто. Многие организации  разоряются, не выдержав конкуренции. Поэтому во многих странах с развитой рыночной экономикой разработана система  мер поддержки малого бизнеса, которая  заключается в выдаче льготных кредитов, временном освобождении от налогообложения, передаче на выгодных условиях патентов и технологий. При такой поддержке  организации проще пройти этап количественного  и качественного роста, добиться устойчивости позитивных тенденций  в развитии. Кризисы часто возникают  и в зрелых организациях, которые  утрачивают свою положительную динамику и способность добиваться соразмерной прибыли.

Кризисное финансовое состояние компании требует от менеджеров проведения ряда нетрадиционных мероприятий, использования в управлении методов  и подходов, которые значительно  отличаются от руководства в обычных, стабильных, условиях. Кризис, в переводе с греческого, означает "решение", "поворотный пункт" или "исход". Экономический кризис в организации отражает ее тяжелое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей, и первым признаком является отрицательный финансовый результат — валовой убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращение размера прибыли по периодам.

Общим для предприятий  выступает стремление к устойчивому развитию. В этой связи возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие от краха и какую роль здесь играет государство, возможно ли будет рассчитывать на его поддержку.

Объектом исследования выступает конкретное предприятие, тогда как предметом исследования является методы и средства государственной поддержки организаций в кризисной ситуации.

Главной целью  данной работы является анализ имеющихся  на сегодняшний день данных об участии  государства в жизни предприятия  в условиях кризисных ситуаций. А  также рассмотрение конкретного  примера по данной проблеме.

Исходя из поставленной цели, можно определить следующие  задачи, которые необходимо решить по ходу работы:

- рассмотреть теоретические основы государственной поддержки организаций в кризисной ситуации

- проанализировать управление предприятием и выявить проблемы его деятельности.

 

 

      1. Понятие и сущность антикризисного государственного управления

Антикризисное управление - это непрерывный процесс, неотъемлемый элемент общей системы управления предприятием, осуществляемого в условиях ограничений по времени и финансам, который включает в себя своевременную диагностику кризисной ситуации, анализ причин ее возникновения, определение системы мер по функционированию предприятия в кризисных условиях, разработку плана выхода из нее.  
       Кризис - это явление, в ходе которого происходят изменения в развитии системы, результатом чего может стать нарушение развития или перемены внутри системы. В соответствии с данным определением основными задачами управления кризисами являются диагностика кризиса, выявление его причин и составление плана мероприятий по выводу предприятия из данного состояния.  
       В имеющихся определениях антикризисное управление трактуется как система   мер по диагностике кризиса, анализу его симптомов и причин, выработке комплекса мер по функционированию предприятия в кризисной ситуации и программы по выводу организации из этого состояния. Тем самым антикризисное управление сводится к управлению предприятием, находящимся на грани банкротства. При этом происходит подмена тезиса - антикризисное управление становится результатом деятельности антикризисных управляющих, что снижает смысловую ценность рассматриваемого понятия, так как далеко не все возникающие на предприятии кризисы могут привести его к несостоятельности.  
        Антикризисное управление имеет свои специфические задачи не только в фазе кризиса, но и в фазе роста, и в фазе зрелости. Это составляющая процесса управления, в рамках которой осуществляется диагностика кризисной ситуации, проводится ее анализ и исследование причин ее возникновения, определяется система мер по функционированию предприятия в создавшихся условиях и вырабатывается программа выхода из кризиса.  
Разнообразие кризисов порождает разнообразие процессов антикризисного управления. Функции и факторы антикризисного управления представлены на рис. 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Функции и факторы  антикризисного управления

 
        Государственное антикризисное регулирование является базой для принятия антикризисных программ в организациях и его главными задачами на современном этапе являются:  
- совершенствование законодательства о банкротстве (расширение использования различных инструментов финансового рынка, уточнение процедур банкротства, в частности, финансового оздоровления, изменение подходов к подготовке кризисных управляющих);  
- разработка программ поддержки для различных типов неэффективно работающих организаций, применение специфических мер регионального антикризисного регулирования и контроля.

      1. Виды  антикризисного регулирования

Антикризисное регулирование — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Она осуществляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему. Регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим.

Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных  специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и  осуществление мер, стабилизирующих  состояние экономики. В этом направлении  государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:

правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

методическое — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

информационное — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;

экономическое и административное — применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;

организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

социальное — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;

экологическое — защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.

С целью стабилизации экономики применяются следующие  методы государственного воздействия  на состояние предприятий: экономические  — налоги, перераспределение доходов  и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения. 

Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным  направлениям.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т. е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:

в период спада производства — в увеличении объемов финансирования общественных работ, государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям;

в период подъема — в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий и, следовательно, к оживлению экономики;

в любой период — в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.

Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления: пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.

Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям. Эта политика проявляется также и в том, что Центральный банк РФ, воздействуя на коммерческие банки и нормируя их обязательные резервы, тем самым стимулирует выдачу кредитов. Кроме того, покупка и продажа ценных бумаг государства и иностранной валюты влияют на экономический рост и инфляцию: покупка ведет к увеличению денежной массы, продажа — к ее снижению.

Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники; государственная поддержка их развития путем финансирования; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в т. ч. на реструктуризацию предприятий, создание системы стратегического корпоративного планирования и финансового мониторинга, формирование системы информационной поддержки промышленности. В настоящее время происходит процесс внутренней перегруппировки сил, заставляющий вчерашних олигархов развернуться в сторону более активной и финансово ощутимой поддержки национальной экономики.

Амортизационная политика — это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача здесь видится в освобождении государства от функции основного инвестора и создании условий для привлечения частных инвестиций в экономику.

Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования. Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основные макроэкономические показатели в плановом периоде: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции, безработицы, минимального размера оплаты труда (МРОТ), дефицит бюджета процентные ставки и др. Определяются способы их достижения и регулирования в случае их невыполнения.

Ценовая политика состоит в регулировании цен на товары и услуги первой необходимости и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности.

Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования.

Однако нельзя забывать и о таких проблемах  антикризисного регулирования, как  неприятие руководителями предприятий  давления со стороны местной администрации, нежелание раскрыть финансовую и  производственную информацию о своем  бизнесе, убежденность в том, что  в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового  оздоровления предприятий бесперспективно, отсутствие опыта у руководителей  в подготовке конкретных финансовых предложений. Основные формы воздействия государства на экономическую систему показаны на рис.2

Информация о работе Средства и методы государственной поддержки организаций в кризисной ситуации