Шпаргалка по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Антикризисное управление"

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.70 Кб (Скачать)

38. Оценка уровня  инновационного потенциала предприятия.                         На процесс формирования инновационной системы влияет уровень инновационного потенциала предприятия, т. е. его возможности в достижении поставленных целей. Реализация этих целей выступает как один из способов получения высокой прибыли, увеличение конкурентных возможностей на рынке, решение проблемы выживания и конкретно кризисной проблемы. Предприятие тем успешнее избегает кризисные ситуации, чем больше инновационный потенциал предприятия. Существуют управленческие и технические факторы, которые определяют инновационный потенциал предприятия: 1) состояние системы управления;                                                            2) уровень развития производства;                                                                   3) тип организационной структуры;                                                                   4) тенденции действующей политики;                                                      5) понимание потребности в изменениях и готовность к ним персонала. На следующие группы можно подразделить факторы, которые определяют уровень инновационного потенциала:                              1) факторы инновационного процесса как непосредственно самостоятельного объекта управления;                                                   2) факторы внешней среды;                                                                        3) факторы внутренней среды.                                                          Постановка целей, разработка проектов и инновационных решений – такие элементы инновационного процесса здесь выделяют в первую очередь.                                                                              Отличительные признаки инновационных предприятий:                      1) необходима организация специальной группы, которая могла бы отвечать за создание новых идей;                                                                2) эта группа должна заниматься поиском источников информации; 3) стимулирование творческой активности персонала;                            4) поощрение менеджерами инновационной активности служащих; 5) строгая стратегия управлениями нововведениями.

Анализируя эти признаки, нужно отметить, что если первые четыре признака характеризуют организационную  политику фирмы, то пятый – необходимость  существования инновационной стратегии, создающей условия для разработки новых идей. Инновационная стратегия тесно взаимодействует с принципами предпринимательского управления.             Она требует от руководителя:                                                            1) способность предвиденья;                                                                  2) мужество и реализм;                                                            3) предпринимательский подход;                                                        4) воображение;                                                                                5) инициативность.                                                                               Способность определения приоритетов – важнейшее условие управления. На управляющих лежит ответственность за инновационную стратегию. Связанная с этим задача руководства состоит в следующем:                                                                                        1) выявить управленческий потенциал;                                              2) периодически рассматривать потенциалы талантов их работников;   3) четко устанавливать цели управленческой подготовки;                 4) выделять соответствующие ресурсы.

Различают два типа инновационной  стратегии:

1) адаптивная – характеризуется тем, что предприятие пользуется нововведением как ответной реакциейна изменения, происходящие на рынке. Это делается с целью сохранения своих позиций в рыночныхусловиях, иными словами с целью выживания. Эту стратегию характеризует концепция усилий с помощьюнекоторых изменений и улучшений уже существующих продуктов, технологий, рынков, часто находящихсяв русле сложившихся, традиционных для данной организации способов достижения успеха. Эта проблемачаще всего стоит перед предприятиями, занимающими прочные места в определенной отрасли, но не смоглиотказаться от привычных подходов. Организации, придерживающиеся адаптивной стратегии, могут продолжить свой привычный путь, который в прошлом привел их к успеху только в такой ситуации, если конкурентные условия остаются относительно стабильными. Но при этом подходе нет возможности переоценивать методы решения проблем, если условия резко меняются. В этом заключаются опасность адаптивного подхода;

2) конкурентная – здесь нововведение используется как отправной пункт для достижения успеха. Нововведение является средством достижения конкурентных преимуществ. Данная стратегия основанана творческом подходе и предполагает обратную связь анализа инновационной среды предприятия.Она складывается из факторов инновационного потенциала. Для этой стратегии необходимы постоянные инновации и усовершенствования предприятия с помощью постоянной оценки в области способов анализаи решения проблем.

Ярчайшим примером такой  стратегии является южнокорейский  конгломерат Samsung. Сейчас он состоит из25 фирм, которые выпускают широчайший ассортимент продукции: компьютеры, грузовые автомобили, строительное оборудование, морские суда и т. д. На рынке Samsung уже более пятидесяти лет, сначалаон только копировал образцы и чужую продукцию, но теперь на его счету многочисленные разработкив области электроники. Спецификой его стратегии являются интенсивные инвестиции в исследования,разработки, развитие производства и подготовку квалифицированных кадров. Ежегодно на эти цели расходуется у них 2,5 млрд долларов. Одним из аспектов стратегии Samsung является перевод цехов сборки несложных изделий в страны с дешевой рабочей силой.

Ученые выделяют четыре уровня организационного опыта:

1) уровень внешнего окружения – конкуренты, потребители, условия;

2) уровень действий предприятия – инновационная стратегия и методы управления;

3) уровень методов и процессов выявления, определения и решения проблем (уровень знаний, культура);

4) уровень организационного сознания, в который входят три предыдущие.

Существуют организации, целью которых считается использование  всех уровней организационного опыта. Такие организации часто экспериментируют и анализируют неудачи и достижения, делают выводы.Два важных аспекта творчества: личная гибкость – способность менять свое поведение под влиянием реальности.

Менеджеры должны уметь отказываться от привычек, расширять возможности своего поведения; желание принимать риск. Главная задача здесь освободить менеджеров от страха проиграть

 

 

 

 

 

 

 

39. Формирование инновационных  инфраструктур. 

Инновационная инфраструктура: назначение, содержание, элементы  
Исследование содержания инновационных процессов и особенностей венчурной деятельности позволяет прийти к выводу о необходимости формирования специальных организационно-экономических механизмов поддержки малых венчурных, инновационных и технологически ориентированных фирм. Сложилась ситуация, при которой увеличение средств, выделяемых на научно-технологическую деятельность, не приводит к адекватному повышению экономического потенциала и эффективности хозяйствования. Проблема может быть решена путем формирования инфраструктуры, поддерживающей инновационные процессы, венчурную деятельность и создающей благоприятные условия для развития малых форм в научно-технической сфере.  
Применение нового понятия "инновационная инфраструктура" обусловлено рядом причин. Во-первых, только относительно недавно технологическое развитие достигло такого уровня, при котором стало возможно реально эффективно формировать инновационную инфраструктуру. Во-вторых, возникла экономическая необходимость в технологическом трансфере, коммерциализации результатов научно-технических разработок, создании других механизмов доведения высоких технологий и научно-технической продукции до конкретного потребителя. В-третьих, уровень сделанных ранее теоретических разработок позволил, предложить новые методические подходы к решению поставленных задач. .  
По мере продвижения по фазам инновационного цикла и уточнения получаемых данных необходимо снова проводить оценки проектов, их обеспеченность имеющимися ресурсами, принимать решения о прекращении разработки отдельных проектов и их корректировке в соответствии с требованиями рынка. Таким образом, в процессе оценки проектов по мере продвижения по фазам инновационного цикла можно снизить степень технического и коммерческого риска, при оценке в "контрольных точках", уточняя информацию и изменения, происходящие на рынке в целом и особенно в сегменте, на который ориентируется проект.  
Снизить риск позволяет и формирование портфеля, содержащего различные по объему, фазам инновационного цикла, степени новизны проекты. При этом портфель, состоящий из множества малых проектов, является более устойчивым, чем портфель, состоящий из небольшого числа крупных проектов на такую же сумму, и тем более, чем единичный проект. При таком формировании портфеля увеличивается возможность включения венчурных проектов и не изменяется обоснованный уровень портфеля в целом.  
Следовательно, снижение риска возможно за счет повышения качества и уровня квалификации специалистов менеджмента, маркетинга, в обязанности которых входят сопровождение проекта и продвижение продукта на рынок, формирование портфеля проектов, определение очередности их выполнения, корректировка решения в "контрольных точках" в условиях неопределенности и риска.  
Обеспечить эти направления целесообразно с помощью создания специальной инфраструктуры. При этом создание инновационной инфраструктуры снижает степень риска вложений в инновационную деятельность в данном регионе в целом, привлекает дополнительные инвестиции, формирует новые модели технологического трансфера и коммерциализации научно-технической продукции в условиях национальной экономики.  
Следует отметить, что создание инновационной инфраструктуры зависит от уровня технологического и экономического развития национальной экономики. В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска.  
В задачи инновационной инфраструктуры входят:  
- отбор проектов на основе системы объективной экспертизы;  
- создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных технологически ориентированных фирм;  
поддержка венчурных проектов;  
- система участия в разработке перспективных научно-технических направлений;  
- поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной системы); .  
- формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм, включая лизинг высокотехнологичного оборудования;  
- аккумуляция финансовых ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;  
- создание информационных сетей, обеспечивающих развитие малых фирм, возможность их подключения к международным сетям;  
- получение высококвалифицированного консалтинга, инжиниринга, аудита, рекламы, экспертных услуг с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и продвижения их на рынок, в том числе мировой;  
- развитие страхования инновационных проектов, государственное страхование иностранных инвестиций, вкладываемых в развитие инновационной деятельности;  
- помощь в получении информации об иностранных партнерах, заключении контрактов, в том числе международных, подаче заявок в международные фонды и организации, участие в международных программах;  - помощь в проведении конверсии;  
- обучение предпринимательству в научно-технической сфере.  
Базируясь на данных положениях, формируется инновационная инфраструктура, состоящая из следующих взаимоувязанных элементов:  
1.      Организационные структуры (администрация малого инновационного бизнеса или комитет по науке и технологии, союзы и ассоциации предпринимателей и т. д.), обеспечивающие поддержку малых научных и инновационных фирм.  
2. Финансово-кредитные институты, обеспечивающие аккумуляцию ресурсов и их распределение по субъектам инновационной деятельности, а также финансовую поддержку перспективных проектов (создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, банков и др.).  
3. Страховые компании, фирмы, обеспечивающие снижение потерь от рисковых операций, а также привлечение инвестиций в научно-техническую сферу.  
4. Информационные сети, позволяющие определить перспективные направления развития инновационной деятельности, технологический трансфер, коммерциализацию результатов научно-технических разработок.  
5.   Система сервисного обслуживания инновационных фирм, осуществляющих экспертизу проектов, консалтинг, инжиниринг, аудит,  контроллинг, рекламу и другие услуги.  

40. Инновационная политика  в экономически развитых странах. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, c последующими всеми стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой «чистой» (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам: государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);                                                                                              в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;                                                                             государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;

фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют  стимулирующее воздействие внешней  среды, которые обусловливают эффективность  и необходимость инновационных  решений отдельных фирм;                                                                           государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.                                                                                                 Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:                                                                                                        в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);                                                                                                             вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);                                                                   третья придерживается «промежуточного» варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. Государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.                     Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

Программно-целевая форма  государственного регулирования инноваций  предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных  целевых программ поддержки нововведений.

При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной  деятельности со стороны государственных  органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто  общее, позволяющее выделить инновационную  политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Так, отмечается согласованность  инновационной политики со всеми  видами государственной экономической  политики вообще; это проявляется  в использовании единых экономических  инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу. Характерным свойством инновационной  политики является также широта воздействия: оно нацеливается на предложение  инновационных идей, инициирует начальный  спрос на результаты инновационных  процессов, способствует привлечению  в инновационный бизнес финансово-кредитных  средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций 

Короче говоря, при слабом «внутреннем» стимулировании инноваций, что пока составляет специфику и  одну из основных особенностей нашей  экономической жизни на ее микроуровне, нам еще в течение какого-то времени следует поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны государства и, само собой, всемерно укреплять и развивать соответствующие межгосударственные отношения. Конечно, конкретные научные разработки и программы таких регуляторных вмешательств государственных органов и их организационных структур - не только дело настоящего, но в еще большей мере будущего. Уже сейчас некоторые надежды можно связывать с решением о создании международного научно-технического совета как единого координирующего органа государств ближнего зарубежья. Мы, однако, накопили уже слишком большой арсенал надежд, которым не суждено сбыться. Крайне необходимо прекратить пополнение этого арсенала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Оценка инвестиционной  привлекательности предприятий.

Инвестиционная привлекательность  предприятия (ИПП) – это комплексный показатель характеризующий целесообразность инвестирования средств в данное предприятие. инвестиционная привлекательность предприятия зависит от множества факторов таких как политическая, экономическая ситуация в стране, регионе, совершенство законодательной и судебной власти, уровень коррупции в регионе, экономическая ситуация в отрасли, квалификация персонала, финансовые показатели и т.д.                                                                                    В настоящее время предприятия используют множество инструментов по привлечению финансирования. Самые распространенные способы привлечения инвестиций это:                                                                              Займы в кредитных организациях.                                                                 Привлечение инвестиций на фондовом рынке: выпуск облигаций проведение IPO и SPO.                                                                           Привлечение стратегического инвестора.

Информация о работе Шпаргалка по "Антикризисному управлению"