Пути финансового оздоровления предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть пути финансового оздоровления предприятия.
Объект исследования – финансово-экономическое состояние предприятия.
Предметом исследования является финансовое оздоровление предприятия, на примере ООО «Интар» занимающегося производственной, торгово-сбытовой и прочими видами деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………….2
1. Понятие несостоятельности …………………………………4
1.1 виды банкротства ……………………………………….6
1.2 процедуры банкротства………………………………….6
1.3 причины банкротства…………………………………...8
2. Оценка несостоятельности …………………………………10
2.1 нормативная система критериев………………………..11
3. Особенности финансового оздоровления …………………14
3.1 основные пути финансового оздоровления ………… 17
3.2 первичное финансовое оздоровления ………………...17
3.3 внутренняя реструкторизация………………………….20
4. Практическая часть ………………………………………….26
4.1 анализ и оценка имущества предприятия……………..26
4.2 стратегия по выводу предприятия из кризиса……….. 36
Заключение………………………………………………………..39
Список используемой литературы………………………………41

Работа содержит 1 файл

курсовая антикризисного управления.docx

— 165.24 Кб (Скачать)

Кризис предприятия  вызывается несоответствием его  финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных  причинах разразившегося кризиса лежит  много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две  основные группы:

    1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
    2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Внешние факторы  возникновения кризиса можно  в свою очередь подразделить на:

    1. Социально-экономические факторы общего развития страны
      • Рост инфляции;
      • Нестабильность налоговой системы;
      • Нестабильность регулирующего законодательства;
      • Снижение уровня реальных доходов населения;
      • Рост безработицы.
    2. Рыночные факторы
      • Снижение емкости внутреннего рынка;
      • Усиление монополизма на рынке;
      • Нестабильность валютного рынка;
      • Рост предложения товаров-субститутов.
    3. Прочие внешние факторы
      • Политическая нестабильность
      • Стихийные бедствия
      • Ухудшение криминогенной ситуации

Внутренние факторы  возникновения кризиса:

    1. Управленческие
      • высокий уровень коммерческого риска;
      • недостаточное знание конъюнктуры рынка;
      • неэффективный финансовый менеджмент
      • плохое управление издержками производства;
      • отсутствие гибкости в управлении;
      • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
    2. Производственные
      • Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
      • Устаревшие и изношенные основные фонды;
      • Низкая производительность труда;
      • Высокие энергозатраты;
      • Перегруженность объектами социальной сферы.
    3. Рыночные
      • Низкая конкурентоспособность продукции;
      • Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Конечно все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии10, которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.

Именно неэффективность  управления следует отнести к  наиболее характерной для современных  предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в  условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами:

    • Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
    • Низкая квалификация и неопытность менеджеров;
    • Низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Борьба предприятий  за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.

О кризисе стратегий/стратегическом кризисе речь идет тогда, когда потенциал  развития предприятия (инновационного потенциала), который мог бы быть использован в течение продолжительного времени, существенно поврежден, исчерпан и/или нет возможности создать  новый. Причины стратегического  кризиса различны, к примеру, это  упущенное технологическое развитие, или отставание от него, неадекватная изменяющимся требованиям рынка  стратегия маркетинга.

Кризис результатов/результативный кризис, или еще возможно его назвать  оперативный кризис, описывает состояние, при котором предприятие имеет  убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса/превышения пассивов над активами. Примером причин вызывающих кризис результатов могут являться: потери, как последствие отсутствия потенциала развития предприятия (инновационного потенциала), недостаточная эффективность  оперативных мероприятий или  менеджмента, который не в состоянии  в достаточной мере использовать, для повышения доходов потенциал  развития предприятия.

При кризисе  ликвидности из-за увеличивающихся  убытков предприятию грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнении к  этому предприятию грозит опасность  дефицита баланса/превышения пассивов над активами.

Кризис предприятия  в общем смысле представляет собой  ограниченный по времени процесс. Он может быть управляем или как минимум удерживаем в определенных границах, или находится под влиянием как внутрифирменном так и внешнем. Кризисные процессы в зависимости от предприятия, его структуры, инновационного потенциала и т.д. могут быть разной продолжительности, интенсивности и иметь последствия различной степени тяжести.

Таким образом, рассмотрев понятие кризиса приходим к выводу о необходимости поиска путей финансового оздоровления предприятия.

Чтобы выжить в  условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять  финансами, какой должна быть структура  капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую  -заемные. Следует знать и такие понятие рыночной  экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа. 

Основные  пути финансового  оздоровления предприятия

Первичное финансовое оздоровление

     Для первичного финансового оздоровления предприятий необходимо провести реструктуризацию их задолженности. Данная процедура должна включать: во-первых, аннулирование задолженности предприятий по уплате штрафных санкций за несвоевременное перечисление средств в бюджет и во внебюджетные фонды - получить эти суммы с предприятий практически нереально; во-вторых, реструктуризацию суммы прямого долга, которую можно осуществить различными методами.

Рассмотрим, в  частности, один из них. На определенный момент времени вся сумма задолженности  предприятий по налоговым платежам и платежам во внебюджетные фонды  переводится на специальные счета. Дальнейшую реструктуризацию задолженности  можно провести в следующих формах:

- заключение  с предприятием договора о  поставках продукции в счет  его задолженности бюджету. В  данном случае продукция может  быть использована на государственные  нужды, для поставок государственным  и государственно-частным лизинговым  компаниям и промышленным предприятиям  или для выполнения межгосударственных  соглашений;

- оформление  задолженности в виде государственного  кредита с минимальной процентной  ставкой;

- проведение  в рамках выделенной задолженности  процедуры взаимозачета долгов  с другими хозяйствующими субъектами  и с государством.

Государственные органы должны подходить индивидуально  к каждому из своих должников, определяя формы эффективного взаимодействия. Эта работа потребует нескольких месяцев и должна вестись как  на федеральном (примерно 200 наиболее крупных  и важных для экономики страны предприятий-должников), так и на региональном уровне.

Перечисленные мероприятия по первичному финансовому  оздоровлению предприятий не могут  решить всех вопросов перехода к экономическому росту. Это обусловлено целым  рядом причин более общего характера. Первая из них связана с недостатками проведенной приватизации, в результате которой на большинстве предприятий  так и не появились эффективные  собственники. Выход из кризиса в  данной сфере лежит в области  организационной и институциональной  реструктуризации предприятий.

Второй причиной является низкая эффективность отечественной  промышленности, неумение многих предприятий  производить и сбывать свои товары при устраивающем покупателей соотношении "качество/цена", чрезмерно медленная  внутренняя перестройка деятельности предприятий.

Совершенствование механизма обеспечения интересов  собственников и устранение бесконтрольности менеджеров.

Проведение первого  этапа работ по "расчистке" задолженности предприятий позволит выявить картину их действительной дееспособности и перспективности. Соответствующими критериями можно  считать следующие:

- готовность  владельцев и менеджеров осуществить  реальные шаги по реструктуризации;

- наличие шансов  на восстановление или достижение  конкурентоспособности;

- возможность  участия в "кластерах развития", то есть в группах предприятий,  работающих совместно в целях  создания конкурентоспособной продукции.  Именно такие кластеры формируются  сегодня, например, в оборонной  промышленности, и данная модель ("группового спасения") представляется нам чрезвычайно перспективной для российской промышленности в целом.

Предприятия-должники, не отвечающие ни одному из указанных  требований, должны подпадать под  процедуру банкротства. В том  случае, если для подобного предприятия  не находится эффективного собственника, способного осуществить его санацию  при сохранении прежнего профиля  или путем полного перепрофилирования, оно ликвидируется. Если предприятие  является перспективным, то оно совместно  с государством ищет пути выхода из кризисной ситуации.

Одним из возможных  и в некоторых случаях необходимых  шагов для нормализации ситуации может и должна стать реструктуризация собственности. Речь идет об организации  дополнительной эмиссии акций или  иных ценных бумаг предприятия и  об использовании вырученных от их продажи средств или самих  ценных бумаг для погашения задолженности  перед бюджетом или внебюджетными  фондами. Реально это означает увеличение доли федеральной или муниципальной  собственности в капитале предприятий.

Кроме того, возврат  предприятий под контроль федеральных  или местных органов власти может  быть обеспечен в ходе санации  временно неплатежеспособных, но перспективных  предприятий, имеющих большую задолженность  перед бюджетом. В соответствии с  общепринятой практикой при банкротстве  хозяйствующих субъектов права  кредиторов пропорциональны величине долга перед ними предприятия  банкрота.

В тех случаях, когда местные или федеральные  органы власти являются основными кредиторами, они имеют возможность оказывать  наибольшее влияние на их судьбу. При  переходе предприятия в результате банкротства под контроль федеральных (субъектов Федерации) органов власти не возникает каких-либо обязательств перед бывшими собственниками, а  лишь перед его кредиторами, причем не в полном размере. Погашение части  обязательств может быть осуществлено путем зачета долгов самих кредиторов перед местным бюджетом.

Очевидно, само по себе увеличение доли государства (в  лице федеральных или местных  органов власти) в структуре капитала приватизированных предприятий  не поможет ни пополнить бюджет, ни навести порядок на предприятиях. Однако это создаст законные - и  не нарушающие механизмов рыночной экономики - основания для усиления влияния  государства на деятельность менеджеров. Соответствующая система управления может быть построена исходя из следующих подходов :

- создание государственных  или государственно-частных (федеральных  или региональных) холдинговых компаний  для управления пакетами акций  технологически связанных предприятий;

- передача пакетов  акций в собственность формируемым  интегрированным структурам в  обмен на передачу в федеральную  (субъектов Федерации) собственность  соответствующего количества акций  данной группы;

- использование  института представителей государства  в АО. В отличие от существующей  практики такой представитель  должен быть государственным  чиновником, не иметь коммерческих  интересов, связанных с деятельностью  предприятия, и нести персональную  ответственность перед органами  власти за результаты своей  деятельности по управлению пакетами  акций;

Информация о работе Пути финансового оздоровления предприятия