Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:06, реферат
Цель исследования курсовой работы: произвести историко-правовой анализ банкротства в России; дать общую характеристику современному институту банкротства; выявить проблемные аспекты института банкротства в России .
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Банкротство в России: историко-правовой анализ……………………..........4
2. Общая характеристика современного института банкротства……...............8
2.1 Понятие банкротства……………………………………………………….…8
2.2 Причины банкротства………………………………………………………...9
2.3 Процедуры банкротства……………………………………………………..11
3. Проблемные аспекты института банкротства в России……........................16
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы
3.
Проблемные аспекты
института банкротства
в России
Радикализм проводимых политическим и экономических преобразований на фоне обнаружившейся неэффективности ранее использовавшихся методов хозяйствования обусловил затяжной структурный кризис отечественной экономики, в результате чего прошедшее десятилетие ознаменовалось явлением «волны банкротства»
В 2008-2009 также произошел кризис мировой экономики, в результате которого обанкротились тысячи компаний по всему миру.
В данной ситуации вопрос банкротства предприятий встал особенно остро, а теоретическое исследование законодательства о банкротстве и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в частности. Однако уровень разработанности данного закона оставляет желать лучшего ввиду большого количества противоречий, пробелов, которые будут изложены ниже.
Действующее законодательство о банкротстве предусматривает в числе должников граждан, не имеющих статус индивидуального предпринимателя. Данные положения вступили в силу с 5 февраля 2007 г.
Необходимость
включения соответствующих
В соответствии с положениями действующего Закона о банкротстве 2002 г. государство – это равноправный участник всего процесса несостоятельности. Уполномоченные органы федеральной исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления наравне с конкурсными кредиторами участвуют в собрании кредиторов с правом голоса, а также во всех других процедурах, предусматривающих участие кредиторов. Следует заметить, что первоочередного удовлетворения требований по налогам и другим обязательным платежам Закон о банкротстве 2002 г. не предусматривает. С этой позицией законодателя нельзя не согласиться. Однако остается нерешенным вопрос о защите интересов предприятия-должника, которому угрожает банкротство по вине государства, т.е. когда выполненным предприятием государственный заказ не оплачен в установленный срок. Это приводит к тому, что предприятие тратит огромные средства из оборота и впоследствии перестает нормально функционировать.
В этой связи предлагается на законодательном уровне запретить положение об отложении рассмотрения в арбитражном суде заявления кредитора о признании должника банкротом до момента погашения государством задолженности перед предприятием-должником.
Закон
о банкротстве 2002 г. Расширил число
должников – субъектов
Основная проблема, возникающая в связи с этим, заключается в том, что соответствующие нормы Закона о банкротстве 2002 г. Прямо противоречат нормам ГК РФ, как и многие нормы данного закона.
Представляется, что в данной ситуации должны применяться нормы закона о несостоятельности, так как они являются специальными по отношению к Гражданскому кодексу. Этой же точки зрения придерживается и ВАС РФ, который изложил свою позицию в п. 2 Постановления Пленума от 8 апреля 2003 г. №4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»
Позиция Конституционного Суда РФ состоит в следующем: в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. Следовательно, применение положений Закона о банкротстве 2002 г. Не вызывает каких-либо сомнений, поскольку более поздний по времени акт отменяет ранее принятый.
На
практике вполне возможна ситуация, когда
признакам несостоятельности
Одной из проблем, возникающих на практике в связи с принятием Закона о банкротстве 2002 г., является соотношение ситуации предвидения банкротства и фиктивного банкротства. И в том и в другом случае должник может обратиться в арбитражный суд при отсутствии признаков банкротства, в том числе и ликвидируемый должник. Однако ка провести грань между мнимой и реальной неплатежеспособностью? На практике не исключена ситуация, когда должник, подавший заявление в преддверии банкротства, через какое-то время получил средства, достаточные для удовлетворения всех требований. А кредиторы в свою очередь могут обвинить должника в фиктивном банкротстве и на этом основании потребовать возмещения убытков. В этом случаи должнику при подаче заявления в преддверии банкротства следует максимально полно представить в суд доказательства отсутствия у него возможности удовлетворить будущие требования кредиторов (данные бухгалтерской отчетности о наличии дебиторской за должности, имеющиеся претензии по неисполненным договорным обстоятельствам и т.д.)
При этом Закон о банкротстве 2002 г. Не содержит понятий фиктивного банкротства, а лишь перечисляет его признаки (п. 3 ст. 10).
Действующим
законодательством
Проблема определения статуса заявителя на этом заседании очень актуальна. Не менее актуальной и не менее сложной является проблема злоупотребления правом, в том числе при возбуждении дела о банкротстве. Не случайно этот вопрос относиться к числу наиболее дискуссионных. Основываясь на положения ст. 10 ГК РФ, арбитражный суд может отказать кредитору, злоупотребляющему правом, в возбуждении процесса несостоятельности либо принять решение о прегрешении производства по делу о банкротстве.
В месте с тем некоторые ученые рассматривают эту проблему под иным углом зрения, а именно: ограничение прав кредиторов оборачивается предоставление огромных преимуществ должникам. Так данное обстоятельство является серьезным препятствием и существенным ограничением права кредитора на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в отношении должника. Это обстоятельство еще более усугубляется тем, что предмет спора между должником и кредитором по договору может быть искусственно создан опытным юристом. Эта проблема продолжает еще одну. Дело в том, что государство вообще исключило для себя необходимость предварительного обращения в суд для взыскания задолженности по обязательным платежам, что ставит кредитора в нервное положение с государством. Это, в свою очередь, означает возможность государства участвовать в собрании кредиторов в одиночестве и самостоятельно решать судьбу должника.
В настоящее время определение суда, вынесенные по результатам установления требований, могут быть обжалованы. Закон о банкротстве 1998 г. Не содержал подобной нормы.. В дополнение к этому Президиум ВАС РФ в своем информационном письме от 6 августа 1999 г. №43 указал на недопустимость обжалования данных определений. После этого практика пошла по пути невозможности оспаривания подобных требований. Некоторые ученные поддерживали позицию законодателя. В частности, В.В. Витрянский отмечал, «что безграничное расширение круга определений арбитражного суда, выносимых в рамках дела о банкротстве, которые подлежат обжалованию, недопустимо, поскольку это может привести к ущемлению прав всех лиц, участвовавших в деле, в конце концов – к невозможности завершения разбирательства по делу».
КС РФ признал не соответствующей Конституции РФ невозможность обжалования определений, касающихся установления требований. Закон о банкротстве 2002 г. Воспринял данную позицию, указав, что эти определения могут быть обжалованы в порядке, установленном АПК РФ.
Определение
о внесении требования в реестр требований
кредиторов либо об отказе во включении
его в реестр вступает в силу немедленно,
поэтому его последующие
При подаче заявления о несостоятельности (банкротстве) самим должником оно должно быть подписано руководителем должника - юридического лица или лицом, его заменяющим.
На практике определенный интерес представляет проблема соотношения компетенции собрания и комитета кредиторов. Закон о банкротстве 2002 г. Наделяет в определенных случаях правом принять решение либо собрание, либо комитет кредиторов. При этом не исключена ситуация, когда эти органы могут применять противоположные решения. В результате возникает необходимость дать ответ на вопрос о последствиях принятия собранием и комитетом таких решений.
По мнению М.В. Телюкиной, в первую очередь возможен вариант, «в соответствии с которым действительным будет решение того органа, который высказал его первым», однако не исключен и другой вариант – «действительным будет любое решение».
Закон не отвечает на вопрос, какой из этих органов обладает большей юридической силой. Вместе с тем следует обратить внимание на п. 1 ст. 17 Закона о банкротстве 2002 г., где говориться, что, реализуя законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляя контроль за действиями арбитражного управляющего, комитет кредиторов может осуществлять и иные предоставленные ему собранием кредиторов полномочия. Кроме того, именно собрание кредиторов принимает (или не принимает) решение об образовании комитета кредиторов, да и само избрание комитета происходит в рамках собрания. В подобной ситуации комитету кредиторов, пожалуй, будет сложно принять решение, отличное от решения собрания, поскольку сами члены комитета кредиторов оказываются в определенной степени зависимы от настроения собрания кредиторов. Помимо этого, собрание может принять решение о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов и избрать новый.
Одним из участников арбитражного процесса по делу о банкротстве является представитель работников должника.
Данное лицо без права голоса участвует в собраниях кредиторов. Арбитражный управляющий в случае созыва собрания кредиторов уведомляет представителя работников о месте и времени проведения собрания. Однако законодатель не предусматривает возможности подачи этим лицом жалобы в арбитражный суд на решения, принимаемые собрание кредиторов, действия арбитражных управляющих, а также на решения и определения арбитражного суда.
В связи с этим, анализируя
права работников предприятия
– должника, ряд авторов утверждают,
что «Закон о банкротстве
Следует
заметить, что действующие
Информация о работе Проблемные аспекты института банкротства в России