Проблемные аспекты института банкротства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:06, реферат

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: произвести историко-правовой анализ банкротства в России; дать общую характеристику современному институту банкротства; выявить проблемные аспекты института банкротства в России .

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Банкротство в России: историко-правовой анализ……………………..........4
2. Общая характеристика современного института банкротства……...............8
2.1 Понятие банкротства……………………………………………………….…8
2.2 Причины банкротства………………………………………………………...9
2.3 Процедуры банкротства……………………………………………………..11
3. Проблемные аспекты института банкротства в России……........................16
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Научный реферат.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

     2.2 Причины банкротства

     Множество факторов являются причинами банкротства. Факторы принято делить на внутренние, имеющие место внутри предприятия  и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия  и обычно находящиеся вне сферы его влияния. В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 – на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобного исследования, однако, по мнению ряда специалистов, для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов, то есть внешние факторы превалируют над внутренними. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, обостряющим кризисную ситуацию российских предприятий.

     Как показывает практика, причины задолженности  часто носят объективный характер и не всегда возникают по вине самого должника (бюджетное недофинансирование, несогласованность действий различных министерств и ведомств, курирующих объект, внеплановые чрезвычайные затраты и т.д.).

     К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный  рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и продукцию и услуги предприятия), изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, изменения в отношениях собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового размере минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и накапливаются, вызывая медленное, трудно преодолимое движение предприятия к спаду производства и банкротству.

     Не  менее опасно для деятельности предприятия  негативное влияние внутренних факторов. Так, много различных неудач предприятий  связано с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его  неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, и к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.

     К субъективным причинам банкротства, относящимся непосредственно к хозяйствованию, причисляют следующие:

     – неспособность руководителей предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;

     – снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;

     – снижение объемов производства;

     – снижение качества и цены продукции;

     – неоправданно высокие затраты;

     – низкая рентабельность продукции;

     – слишком большой цикл производства;

     – большие долги, взаимные неплатежи;

     – слабая адаптированность менеджеров-представителей старой школы управления к жестким реальностям формирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику;

     – разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия.

     В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать  задержки с предоставлением финансовой отчетности, свидетельствующие о  работе финансовых служб, а также  резкие изменения в структуре баланса и отчета о прибылях и убытках. 

     2.3 Процедуры банкротства

      При рассмотрении дела о банкротстве  должника - юридического лица применяются  следующие процедуры:

     – наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

     – финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

     – внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

     – конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

     – мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

     При возникновении признаков банкротства  руководством организации предпринимаются  меры по его предупреждению. Во-первых, руководитель  должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества сведения о наличии признаков банкротства. Во-вторых, в целях предупреждения банкротства должнику может быть оказана финансовая помощь, сопровождающаяся принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

     При невозможности предотвращения банкротства  организации, дело должника передается в суд и назначается одна из процедур банкротства.

     За 2009 год в Ростовской области арбитражным  судом были прекращены дела о банкротстве в отношении 196 должников, в связи с погашением ими задолженности в сумме 152 млн. руб. и дела о банкротстве были прекращены до введения процедуры банкротства. В отношении 38 должников прекращены дела о банкротстве в процедуре наблюдения в связи с погашением кредиторской задолженности. В бюджет поступило 7,8 млн. рублей.

     В 2009 г. в связи с погашением задолженности  до введения процедур банкротства и  в процедурах банкротства было прекращено 243 дела о банкротстве (67% от всех прекращенных дел). В бюджет поступило 161,1 млн. рублей (96% от суммы погашенной задолженности). При этом основная сумма задолженности (94%) была получена до введения процедур банкротства на стадии рассмотрения заявления.

     В области процедура финансового, оздоровления не применялась ни на одном предприятии должнике. Кроме того, анализ реализации положений законодательства о несостоятельности (банкротства), проведенный Минэкономразвития России, показал, что указанная процедура, установленная Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в настоящее время практически не применяется. Причина не применения и неэффективности процедуры финансового оздоровления заключается, в том числе в несвоевременной подаче заявления о признании должника банкротом. В российской практике заявления подаются в том случае, когда исчерпаны все иные меры по взысканию задолженности и имущество должника практически в полном объеме реализовано в ходе исполнительного производства.

     Предприятия, в отношении которых инициирована процедура банкротства в соответствии с существующим законодательством, проходят ряд этапов, в результате которых они либо оздоравливаются.

     Защита  интересов кредиторов при проведении процедур банкротства осуществляется с помощью: создания системы, позволяющей учесть интересы кредиторов в целом и препятствующей удовлетворению требований одних кредиторов за счет других; введения запретов на предъявление должнику иных требований, помимо предъявляемых в порядке осуществления процедур банкротства; создания упорядоченной структуры приоритетов удовлетворения требований кредиторов; введения системы обязательных требований к должнику по предоставлению информации о кредиторах, суммах задолженностей, размере и местоположению имущества; ограничения возможностей должника по распоряжению имуществом и др.

     По  ходатайству лиц, участвующих в  деле о банкротстве, арбитражный  суд может назначить экспертизу для выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства  должника. Цель такой экспертизы – обоснование наличия или отсутствия неправомерных действий в отношении организации должника и его кредиторов. Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.

     Выявление признаков преднамеренного банкротства  осуществляется в 2 этапа. На первом этапе  производится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

     В случае установления на первом этапе  существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводиться  второй этап выявления признаков  преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок  должника и действий органов управления должника за исследуемый период , который могли быть причиной такого ухудшения.

     Для установления наличия признаков  фиктивного банкротства  проводиться анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

     В условия финансового кризиса  увеличивается количество неплатежеспособных предприятий, поэтому целесообразно  применение системы антикризисного финансового менеджмента в коммерческих организациях в России. В восстановлении платежеспособности коммерческих организаций заинтересованы практически все субъекты  рыночной экономики: кредиторы желают удовлетворения своих требований; поставщики и потребители не хотят терять партнеров, с которыми налажены деловые связи; для собственников и персонала кризисного предприятия важно, чтобы предприятие продолжало функционировать; государство стремиться сохранить налогоплательщика и работодателя во избежании социальных конфликтов.

     Вместе  с тем, если финансовые трудности  предприятия вызваны неумением  квалифицированно организовать хозяйственную деятельность, то общество заинтересованно в том, чтобы неэффективный собственник был заменен на такого, который сумеет правильно  и четко сформулировать цели и задачи предприятия, нанять квалифицированных менеджеров, способных наладить эффективную хозяйственную деятельность предприятия. Еще одна задача регулирования отношений несостоятельности заключается в защите бизнеса при временных трудностях, в том числе  и от неквалифицированного руководства.

     Представляется  необходимой разработка и осуществления мер для смягчения последствий обращения в арбитражный суд по делам о банкротстве.  Необходимо принять поправки (возможно временного характера) в ст. 64 НК РФ, разрешающие в случае проведения финансового оздоровления  и внешнего управления рассрочку платежей на срок до двух лет, а в случае введения процедуры мирового соглашения на более долгий срок. Одновременно следует обязать налоговые органы:

     - давать согласие на процедуру  финансового оздоровления при  предоставлении необходимого обеспечения,

     - проводить анализ возможности  восстановления платежеспособности  должника разрешать проведение  реабилитационных процедур при  выявлении экономический возможностей  организации к преодолению несостоятельности.  Также целесообразно предусмотреть  списание штрафных санкций по обязательным платежам в случае заключения мирового соглашения. Необходимо разработать четкие критерии предоставления рассрочек по уплате налогов по обстоятельствам, связанным с угрозой банкротства.

     Таким образом, предложено на основе изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей институт банкротства, ввести дифференцированный минимальный объем требований к должнику при возбуждении дела о банкротстве, исходя из критериев отнесения предприятий к крупному, среднему и малому бизнесу; ввести налоговые льготы для инновационно-активных предприятий; предусмотреть возможность отсрочки налоговых платежей и освобождения от налоговых санкций при введении реабилитационных процедур банкротства, что позволит снизить количество обанкротившихся предприятий, имеющих возможности к финансовому оздоровлению и позволит коммерческим организациям, применяя стратегию и тактику антикризисного финансового менеджмента  восстановить платежеспособность. 
 

Информация о работе Проблемные аспекты института банкротства в России