Принципы и методы управления персоналом предприятия в период кризиса

Автор: M***********@rambler.ru, 28 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Главной целью исследования является рассмотрение управления персоналом в условиях кризиса на предприятии ОАО «Завод Универсального Оборудования». Задачи курсовой работы:
- определить сущность основных понятий: антикризисное управление персоналом, кадровая политика;
- изучить основные методики оценки эффективности управления персоналом;
- провести анализ и оценку кадрового потенциала предприятия ОАО «Завод Универсального Оборудования»;
- разработать практические рекомендации антикризисного управления персоналом на предприятии ОАО «Завод Универсального Оборудования».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 5
1.1 Принципы, задачи и методы управления персоналом кризисного предприятия 5
1.2 Кадровая политика организации в условиях кризиса 10
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КАДРОВОГО СОСТАВА ОАО «Завод Универсального Оборудования» 15
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия ОАО «Завод Универсального Оборудования» 15
2.2 Анализ кадровой политики ОАО «Завод
универсального оборудования» 16
2.3 Анализ численности, состава и движения работников
ОАО «Завод универсального оборудования» 17
3. Рекомендательные мероприятия для выхода из кризисного
положения для ОАО «Завод Универсального Оборудования» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список используемой литературы 31

Работа содержит 1 файл

курсовая Карасева 3 группа 4 курс.doc

— 214.00 Кб (Скачать)
   
       

Академия  труда и социальных отношений

                        Социально-экономический факультет

   Кафедра экономики  и менеджмента 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «Антикризисное управление» 

На тему:

Принципы  и методы управления персоналом предприятия в период кризиса. 
 
 

Работа  выполнена студенткой

3 группы  3 курса очной формы обучения

Карасёвой Виктории Михайловны 

Научный руководитель:

 Вонж Валентина Олеговна 
 
 

Москва 2011 

  •  
  •  
  • Оглавление 
     
     

  •  
     
     
     
  •  
  •  
  •   ВВЕДЕНИЕ

     
     

          Весь  мир в очередной раз испытал  на себе действие финансово-экономического кризиса, затронувшего сферы деятельности огромного количества людей, и для большинства предприятий поиск наиболее результативных путей выхода из сложившегося положения вновь стал вопросом номер один

          Предприятия ищут выход по разному, одни обращаются за советом к теории антикризисного управления, дабы спрогнозировать ситуацию и предотвратить у себя развитие кризиса, другие полагаются на интуицию в борьбе за выживание, третьи вообще не понимают, что происходит, и предпринимают отчаянные попытки сделать, хоть что-нибудь. Но всех объединяет незнание, как поступить.

          Управление  предприятием в условиях кризиса  является предметом заботы не только его руководителей, собственников, но и множества взаимодействующих  с ним предприятий ..и организаций. Кризисное управление по своей природе возлагает дополнительные риски на множество экономических структур, без участия которых предприятие не может выжить. В случае несостоятельности предприятия и переживания им кризиса обычно основное внимание уделяется финансовым и правовым . механизмам, используемым в рамках антикризисного управления.

          1В отношении персонала, как правило, проводится единственное мероприятие - сокращение штата с целью уменьшения затрат на персонал. Однако все признают ценность и важность собственно человеческого ресурса и значимость его вклада в успех деятельности организации .

          Перестройка системы управления персоналом в  компании - это важная часть кризисной  стратегии предприятия.

          Антикризисный управляющий должен осознать, что  нельзя ожидать положительной реакции на большое количество изменений от всего персонала. Поэтому неизбежно естественное сопротивление проводимым переменам - независимо от возраста, профессиональных качеств, должности, образования работников. Это связано в первую очередь с психологическими особенностями людей. Необходимо с самого начала определить наиболее активных и неконструктивных оппонентов, чтобы предусмотреть и ликвидировать возможные препятствия с их стороны при реализации антикризисной программы.

          Кризис  не только создает проблемы, но и открывает перед любой компанией новые возможности: построить более эффективную систему управления персоналом, подобрать более эффективный персонал, освободиться от избытка сотрудников на непродуктивных направлениях, оптимизировать затраты на персонал. Надо только не упустить возможность воспользоваться ситуацией.

         Объектом  исследования является деятельность предприятия ОАО «Завод Универсального Оборудования». В качестве предмета исследования выступает кадровая  политика предприятия.

            Главной целью исследования является рассмотрение управления персоналом в условиях кризиса на предприятии ОАО «Завод Универсального Оборудования». Задачи курсовой работы:

        - определить сущность основных  понятий: антикризисное управление  персоналом, кадровая политика;

        - изучить основные методики оценки  эффективности управления персоналом;

        - провести анализ и оценку кадрового  потенциала предприятия ОАО «Завод Универсального Оборудования»;

        - разработать практические рекомендации  антикризисного управления персоналом на предприятии ОАО «Завод Универсального Оборудования».

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ  В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

    1.1 Принципы, задачи  и методы управления  персоналом кризисного    предприятия

     

          Одной из теоретических проблем современного менеджмента является определение принципов антикризисного управления персоналом. Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления. Принципы управления персоналом отражают объективные тенденции, социальные и экономические законы, научные рекомендации общественной психологии, теории менеджмента и организации. Они базируются на всем арсенале научного знания, определяющем возможности эффективного регулирования и координации человеческой деятельности. К группе общих принципов антикризисного управления можно отнести следующие принципы: системности; равных возможностей; уважения человека и его достоинства; командного единства; горизонтального сотрудничества; правовой и социальной защищенности.2

          Принцип системности. Управление персоналом предполагает, что линейные руководители, специалисты, работники кадровых служб рассматривают человеческий ресурс организации как целостную, взаимосвязанную динамическую систему, охватывающую все категории работников и тесно связанную с внешней средой организации. Системный характер управления персоналом предусматривает скоординированный подход ко всем направлениям формирования и регулирования человеческого капитала организации: набору, отбору, расстановке руководящих кадров, их подготовке и переподготовке, селекции и трудоустройству.

          Принцип уважения человека и его достоинства. Этот принцип является основой завоевания доверия людей, столь необходимого для достижения организационного успеха. Его содержание включает: максимальное развитие инициативы, талантов, профессиональных навыков: умение найти себя в новой обстановке; поощрение достижений сотрудников и их личного вклада; создание возможностей для творческого роста, обеспечение таких условий, когда голос каждого будет услышан; защиту прав, достоинства, гарантии личной безопасности. Это образ мышления руководства, при котором потребности и интересы сотрудников стоят на первом месте среди приоритетов организации.

          Принцип командного единства. Команда –  это тщательно подобранный профессиональный, самоуправляющийся коллектив, в полной мере разделяющий основные цели и ценности организации, выступающий как единое целое. Все члены команды имеют равные условия, несут коллективную ответственность за результаты деятельности команды, планируют деятельность с учетом плана работы каждого члена команды. Функции каждого члена команды достаточно гибки и, как правило, уточняются в процессе управления с учетом складывающейся ситуации. В то же время сотрудники команды сохраняют свою самостоятельность и самобытность. Управление командой осуществляется мягкими, дирижерскими методами с учетом соблюдения интересов и потребностей членов команды. Менеджер, сформировавший такую сплоченную команду, может быть спокойным, уверенным в будущем организации.

          Принцип горизонтального сотрудничества. В  большинстве преуспевающих организаций  наблюдается тенденция передачи прав и ответственности на низовой  уровень управления. Менеджеры этого  уровня получили возможность осуществлять свои функции при отсутствии жесткого контроля сверху. Однако для обеспечения в таких условиях адекватной информационной поддержки и координации работ требуется сеть горизонтальных связей, характеризующихся высокой степенью сложности. Обычная вертикально ориентированная структура с сильными элементами бюрократизма плохо справляется с этой задачей.

          Принцип правовой и социальной защищенности. Этот принцип предполагает строгое  соблюдение и исполнение Конституции  РФ, законов и основанных на них  других правовых актов. Он так же предусматривает знание менеджерами, предпринимателями, работниками кадровых служб норма административного, гражданского, трудового, хозяйственного, уголовного и других отраслей права. Ненадлежащая правовая подготовка руководителей может отрицательно сказаться на обеспечении защиты прав сотрудников, привести к конфликтам с ними в процессе операций по найму и увольнению и в других ситуациях.

          Принцип интеграции и сплоченности коллектива. Реализация этого принципа возможна при воспитании коллектива в духе корпоративной, солидарной ответственности и понимания того факта, что личная судьба каждого зависит от выживания организации, от правильно выбранной стратегии развития. При ее реорганизации не следует увлекаться механическим сокращением рабочих мест, свертывать программы по обучению персонала и повышению квалификации. Такого рода меры могут вызвать у сотрудников стрессовые ситуации, недовольство ее руководством. Наоборот, необходимо делать все возможное, чтобы работники стремились к повышению квалификации, к саморазвитию, готовились к переориентации предприятия для производства новых видов продукции. Важно поддерживать доверительные отношения сотрудников с руководителями разных уровней и уважительное отношение работников друг к другу, обеспечивать справедливую оплату труда.

          Принцип участия сотрудников в принятии решений. В преуспевающих международных  компаниях многие важные решения  принимаются на особых заседаниях, открытых для широкого круга работников. Обычно все, кто имеет отношение  к выполнению принятых решений, бывают на заседаниях. Они участвуют в обсуждении предполагаемых вариантов решений, высказывают свои рекомендации и вносят предложения по совершенствованию того или иного варианта. Такое участие предупреждает сопротивление персонала организационным и технологическим нововведениям, способствует не только взаимопониманию менеджеров и рядовых работников, но и повышает производительность труда.

          Принципы  действуют эффективно тогда, когда  они взаимодействуют  и дополняют  друг друга, будучи интегрированными в целостную систему, представленную на рисунке 1.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     
     

     

     
     

    Рисунок 1 -  Целостная система антикризисного управления персоналом 

          Таким образом, управление персоналом в условиях кризисного состояния организации представляет собой разностороннюю, тщательно спланированную и продуманную деятельность, опирающуюся на систему научно обоснованных принципов, искусство и здравый смысл предпринимателей и менеджеров.

              
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.2 Кадровая политика организации в условиях кризиса3

     

           В условиях кризиса кадровая политика трансформируется, что связано с ограниченностью финансовых средств, неизбежностью организационных преобразований и свертывания ряда социальных программ, сокращением численности персонала и повышением социально-психологической напряженности в трудовом коллективе. Сутью кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации. Кадровая политика - составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда .

          Антикризисная кадровая политика – это понятие еще более широкое. В нее входит прогнозирование состояния персонала на будущие периоды. Особое значение здесь имеет выявление потребности предприятия в новых или отказ от старых специалистов на определенные периоды.

    Информация о работе Принципы и методы управления персоналом предприятия в период кризиса