Причины возникновения кризисов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 07:21, реферат

Описание работы

Объектами данного курсового проекта являются факторы, симптомы и причины кризисных ситуаций в организации. Задача – определить некоторые пути их решения и предотвращения.
Цель курсового проекта – раскрыть понятие кризисов, их симптомы и факторы, выявить причины возникновения, а также последствия кризисов для организации.
Предметом исследования являются причины и факторы возникновения кризисных ситуаций в банковской сфере. Также пути их решения и предотвращения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..……..3

1.Факторы возникновения кризисных ситуаций в организации.
Факторы, симптомы и причины возникновения кризисов в организации………………………………………………………………...5
Кризис организации, его виды, последствия……………………………10


2.Возникновения кризисных ситуаций в кредитных организациях.
2.1. Важнейшие формы проявления кризиса………………………………...14
2.2. Возможные причины кризиса……………………………………………19

Заключение ………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………….…..23

Работа содержит 1 файл

Причины возникновения кризисов в организации.doc

— 120.00 Кб (Скачать)
lign="justify">        Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.1

     Кризисные ситуации могут возникать на любой  стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

     Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере.

     Кризисные ситуации, прежде всего, выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской  задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т.п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.

     Рассматривая  различные виды кризисов организаций, исследователи больше всего уделяют внимание финансовому кризису организации. Финансы, финансовые потоки – это как кровь у живого организма, обеспечивающая жизнедеятельность всех органов.

     Применительно к организации кризисы можно классифицировать:

  1. технологический (производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;
  2. социальный (социально-управленческий), возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т.п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;
  3. финансовый, возникающий в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации;
  4. организационный – возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;
  5. информационный, являющийся следствием ситуации,  в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов и потерь;
  6. кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации.

    В конечном итоге эти кризисы между  собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.

    Кризисы могут вызывать один другого или  может возникать цепная реакция, когда один возникший кризис вызывает другой, а затем третий и т.д.

    Опасность возникновения кризиса в организации  существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

    При наступлении кризисных ситуаций необходимо иметь резервы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступившего кризиса.

    Результаты  наступившего кризиса могут быть различными.

    Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.

    Однако  следует иметь в виду, что кризис в организации не обязательно приводит к негативным последствиям.

    Возможные последствия наступления кризисного состояния организации:

Позитивные Негативные
Ослабление  кризиса Усиление кризиса
Финансовое  оздоровление организации (преодоление  кризисного состояния) Переход к новому кризису
Сохранение  организации как юридического лица Ликвидация  организации

(распродажа  имущества организации)

Реструктуризация (преобразование) организации Смена собственника
 
 
 
 
 
 
 

     В любой организации есть опасность  появления кризисной ситуации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку деятельность организации (в производственной, финансовой, инвестиционной сферах) всегда связана с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процентными, экономическими и т. п.). Это определяется тем, что организация существует в социально-экономической системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интересы общества, техника и технология, появляются новые продукты.

     Исходя  из этого проявление кризисных ситуаций в организации требует принятия руководством (собственниками) радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке, так как в противном случае организацию ждет ликвидация.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.    Возникновения кризисных ситуаций в кредитных организациях.

2.1. Важнейшие формы  проявления кризиса

     Кризис  может иметь бесконечно много  форм проявления (признаков). Соответственно разные специалисты называют различные  их перечни, причем один из таких перечней не может считаться полным, закрытым. Так, предлагается все такие признаки сгруппировать в следующие 3 категории:2

Финансовые:

  • Недостаток собственных средств (капитала) или невыполнение установленных обязательных нормативов
  • Текущие убытки либо превышение использованной прибыли над фактически полученной и/или непогашенные убытки предшествующих лет
  • Неисполнение обязательных платежей, а также неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки
  • Неустранение фактов нарушений установленного порядка обязательного резервирования
  • Нерациональная политика привлечения и размещения средств, в частности, реальное отсутствие перспективы возврата привлеченных средств (в т.ч. за счет продления срока займа) либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов
  • Иммобилизация средств в затраты капитального характера 
  • Низкое качество кредитного портфеля 
  • Задолженность по выплате дивидентов или прекращение их выплаты

Производственные:

  • Невыполнение нормативных требований Банка России о создании системы управления рисками и/или системы внутреннего контроля
  • Непредставление предусмотренной в законодательстве отчетности
  • Увольнение основного управленческого персонала без должной его замены
  • Ухудшение позиций на финансовых рынках, ограничение круга проводимых операций
  • Существенная зависимость от конкретного клиента, проекта, направления деятельности
  • Агрессивная процентная политика для привлечения средств клиентов, значительное превышение процентных ставок ближайших банков-конкурентов

Прочие:

  • Невыполнение в установленные сроки требований Банка России и/или взятых на себя обязательств по устранению недостатков, включая недостатки в деятельности филиалов
  • Несоблюдение требований к формированию уставного капитала (использование для этого ненадлежащих активов)
  • Судебные иски, которые в случае успеха истца могут завершиться невыполнимым для данной кредитной организации решением суда

    Кризис  не возникает одномоментно, а развивается, разворачивается во времени. Это  относится и к формам его внешнего проявления. При этом до определенного момента начинающийся кризис может оставаться «внутренним делом» самого банка. Для других данный процесс становится заметным и значимым с того момента когда у банка очевидно обнаружатся трудности с выполнением своих обязательств, т.е. когда он станет недостаточно платежеспособным и ликвидным. В этой связи можно предложить следующую примерную схему развития проблем в банке и их проявления.3

    1. Некоторые предпосылки, приводящие к возникновению проблем в банках:

- низкая  квалификация сотрудников банка;

- скрытые и явные нарушения законов и иных нормативных документов; слабая постановка работы службы внутреннего контроля; недостаточная квалификация руководства банка, приводящая к слабой организации банковского дела и неадекватному управлению;

- проведение  сомнительных банковских операций;

- негативные  изменения в структуре ресурсной  базы (например, отказ выгодных клиентов  от обслуживания в данном банке;  пассивное поведение банка на  рынке частных вкладов в условиях, когда данный рынок становится  для многих других банков основным источником наращивания их ресурсов);

- нарушения  баланса по срокам и объемам  между пассивами и активами, снижение  качества их структуры;

- снижение  доли высококвалифицированных активов  ниже достаточного уровня;

- постоянное  привлечение с межбанковского рынка средств в значительных объемах;

- снижение  уровня диверсификации активов  и пассивов;

- неадекватное  состояние технико-технологического  обеспечения проводимых операций ( из-за чего могут происходить,  например, сбои или задержки в  проведении некоторых платежей);

- недосоздание  резервов под принимаемые риски;

- снижение  доходов при росте дебиторской  и кредиторской задолженности;

- уменьшение  величины собственного капитала.

    1. Основные признаки появления скрытой неплатежеспособности банка:

- частое  возникновение у банка дефицита  ликвидности;

- увеличение  платы и введение регламентов,  увеличивающих время исполнения  клиентских платежей;

- увеличение  времени прохождения платежей  и наличие картотеки неоплаченных  расчетных документов из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банка;

- резкое  увеличение процентных ставок  за привлекаемые ресурсы с  использованием агрессивной рекламы;

- закрытие  лимитов на банк другими кредитными  организациями; 

- появление  технических проблем, увеличивающих время исполнения платежей и выдачи средств;

- рост  тарифов на услуги, предоставляемые  клиентам;

- отток  средств клиентов, приближенных  к руководству банка;

- начало  «вывода» активов банка;

- появление  «инсайдерской» информации о  неблагополучной ситуации в банке.

    1. Признаки перехода неплатежеспособности банка в явную форму:

- нарастание  задержек и хроническое неисполнение  части платежей, нарастание картотеки  неоплаченных расчетных документов;

- начало  массовых претензий со стороны  клиентов и контрагентов и  судебных разбирательств;

- свертывание  масштабов деятельности, максимальное  сокращение издержек;

- значительное  снижение балансовых показателей  (валюты баланса, капитала, ликвидных  активов, рост доли просроченных  и заложенных активов, снижение  качества обеспечения выданных кредитов, нарушение нормативов деятельности и др.);

- уход  и увольнение сотрудников банка,  включая и руководство, изменения  в руководстве банка;

Информация о работе Причины возникновения кризисов в организации