Причины возникновения кризисов на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные причины возникновения кризисных ситуаций 4
1.1 Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях и в организациях 4
1.2 Антикризисное управление и регулирование 7
1.3 Профилактика возникновения кризисных ситуаций при установлении связей с общественностью 9
1.4 Причины и последствия возникновения кризисов. Разновидность кризисов 11
Заключение 16
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

АУ.docx

— 33.93 Кб (Скачать)

     - осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

     - принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

     - приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;

     - создание института арбитражных и конкурсных управляющих. Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН). ФСДН выполняет следующие функции:

     - анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;

     - проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;

     - выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.

     Антикризисный процесс - применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур - начинается с комплексной  оценки его финансово-экономического состояния. Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия  могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может  привести к ликвидации вполне перспективных  предприятий, к санации явно несостоятельных  предприятий, обострению интересов  должников и кредиторов. Основными  этапами антикризисного управления являются: (в случае выявления фактов проблемности при диагностике финансового состояния)

     - разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;

     - регулирование процесса финансового оздоровления; оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению;

     - выбор и реализация антикризисных процедур. 

     1.3 Профилактика возникновения кризисных  ситуаций при установлении связей  с общественностью

     Во  внешней и внутренней среде любой  компании всегда имеются определенные группы общественности (конкуренты, местные  органы власти, собственный персонал и т.п.),экономические и политические интересы которых не совпадают с интересами развития фирмы.

     Установление  и поддержание взаимосвязей с  такими категориями общественности должно предусматривать обеспечение  безопасных условий функционирования компании. Для решения этой задачи на предприятиях и в организациях с долгосрочными целями развития целесообразно создать в рамках своей внутренней системы управления собственные службы безопасности, тесно  взаимодействующие с внутрифирменными службами по связям с общественностью. Главными целями этих подразделений  должны быть:

     - определение важных направлений негативного изменения факторов внешней и внутренней среды функционирования;

     - профилактика возникновения угроз безопасности фирмы;

     - выявление реальных действий конкурентов, партнеров, собственного персонала и представителей других групп общественности, наносящих ущерб предприятию или организации;

     - пресечение выявленных мер безопасности;

     - ликвидация негативных последствий и восстановление либо повышение первоначального уровня безопасности.

     При построении системы безопасности предприятия  должны соблюдаться принципы законности, комплексности, своевременности, активности, универсальности, непрерывности, надежности и эффективности. Работа службы безопасности предприятия и взаимосвязанного с ней подразделения по связям с общественностью должна учитывать  необходимость обеспечения взаимной ответственности персонала и  руководства, соблюдение баланса интересов  личности и предприятия, организацию  тесного взаимодействия с государственными структурами безопасности.

     Основные  задачи по обеспечению безопасности предприятия или организации  и профилактике возникновения кризисных  ситуаций при установлении и поддержании  связей с общественностью:

     - оценка внешней и внутренней среды компании для 0конкурентов и собственных сотрудников;

     - комплексное обеспечение безопасности функционирования предприятия при осуществлении им научно - исследовательской, проектно - конструкторской, производственной, торговой, рекламной, финансово - кредитной, посреднической, информационной и иной деятельности;

     - обнаружение, анализ и ликвидация возможных каналов утечки конфиденциальной информации;

     - всесторонняя защита коммерческой тайны предприятия с использованием экономических, правовых, организационных и технических методов защиты;

     - охрана имущества предприятия в его различных видах (здания, сооружения, помещения, оборудование, сырье, материалы, транспортные средства, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовая продукция, денежные средства в рублях и валюте, объекты интеллектуальной собственности и др.)

     - обеспечение личной безопасности руководства предприятия и его ведущих специалистов;

     - разработка внутренней нормативно - методической документации по различным вопросам обеспечения безопасности предприятия;

     - подбор и обучение персонала для работы непосредственно в подразделениях службы безопасности предприятия и службы по связям с общественностью;

     - выработка рекомендаций по подбору, обучению и расстановке кадров для различных подразделений предприятия;

     - постоянное совершенствование используемых методов и средств дневной работы соответствующих служб последних достижений науки и техники в этой области. Использование прогрессивного передового опыта защиты, организация непрерывного и целенаправленного обучения сотрудников безопасности предприятия и подразделения по связям с общественностью. 

     1.4 Причины и последствия возникновения  кризисов. Разновидность кризисов

     Причины кризиса могут подразделяться на объективные, связанные с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.) Причины кризиса  могут подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро- или внешнеэкономических факторов, вторые - с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.

     Если  согласиться с тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и  внутренних факторов, можно сделать  вывод, что опасность кризиса  существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать.

     Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации  или ее ликвидация, оздоровление или  усугубление ситуации. Кризис может  иметь как позитивные, так и  крайне негативные последствия. Они  могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация  кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия  кризиса могут сводиться к  резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

     Последствия кризиса определяются не только его  природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее  же зависит от профессионализма, системы  мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.

     Если  есть классификация и знание типа кризиса, есть возможности снижения его воздействия, обеспечения безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие и локальные  кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - одну или несколько подсистем.

     По  проблематике кризиса следует указать  макро- и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. По структуре отношений в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических кризисов. Экономические кризисы вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы производства и реализации товара, отношений экономических агентов, кризисы неплатежей, конкурентных пре-имуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно.

     В совокупности социальных кризисов следует  указать политический кризис - противоречия в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис противоречий в  интересах различных социальных групп, классов, в управлении обществом.

     Организационные кризисы возникают вследствие противоречий в процессах обособления и  интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется  обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации.

     Психологические кризисы - это кризисы психологического состояния человека, например стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности  работой, страха, правовой защищенности. Технологический кризис - это кризис новых технологических идей в  условиях наличия потребности в  новых технологиях. По причинам возникновения  кризисы разделяются на природные, экологические, общественные. Первые вызваны воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, пожарами, климатическими изменениями, наводнениями. В настоящее время стало особенно актуально прогнозирование, а также распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой - экологических, возникающих при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека; истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов природного равновесия.

     Классификация кризисов

     Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными).

     Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития - необходимости модернизации производства, бизнеспроцессов под воздействием макроэкономических факторов.

     Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социальноэкономических процессов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания, существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые - скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие.

     Глубокие  кризисы могут дестабилизировать  части или всю социально-экономическую  систему. Легкие, мягкие кризисы протекают  более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также  делится на кратковременные и затяжные.

Информация о работе Причины возникновения кризисов на предприятии