Причины возникновения кризисов на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные причины возникновения кризисных ситуаций 4
1.1 Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях и в организациях 4
1.2 Антикризисное управление и регулирование 7
1.3 Профилактика возникновения кризисных ситуаций при установлении связей с общественностью 9
1.4 Причины и последствия возникновения кризисов. Разновидность кризисов 11
Заключение 16
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

АУ.docx

— 33.93 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение                                                                                                          2

Глава 1. Основные причины возникновения  кризисных ситуаций           4

1.1 Причины  возникновения кризисных ситуаций  на предприятиях и в организациях                                                                                                    4

1.2 Антикризисное  управление и регулирование                                         7

1.3 Профилактика  возникновения кризисных ситуаций  при установлении связей с  общественностью                                                                              9

1.4 Причины  и последствия возникновения  кризисов. Разновидность кризисов                                                                                                            11

Заключение                                                                                                       16

Список  использованной литературы                                                              19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Термин  «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что  причина его появления заключается  в реформировании российской экономики  и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления.

     Такое управление и получило название «антикризисного». Кризис, явление временное, и каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет. История экономического развития многих стран это подтверждает.

     И надобность в антикризисном управлении отпадет? Значит ли это, что такой  тип управления имеет временный  характер или сугубо прагматическое значение? Зачем же тогда изучать  его, создавать научную концепцию  и готовить специалистов в системе  высшего образования?

     Конечно, обострение кризиса в России вызвало  потребность в эффективном антикризисном  управлении. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки  управления ведут нас к необходимости  разработки концепции антикризисного управления.

     Ее  предпосылками являются понятия  циклического развития, управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства  и многие другие. Их совокупность свидетельствует  о реальной опасности кризиса  при любом, даже самом успешном управлении.

     Объективно  кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При  этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики рождает кризисные ситуации.

     Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой  жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются  признаки отличия антикризисного и  обычного управления.

     Внимание, как правило, акцентируют не на "лечении" кризиса, а на мерах по его недопущению  и механизме банкротства. Поскольку  на достижение этой цели направлена вся  управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно.

     Создается впечатление, что единственным обоснованием существования термина являются правительственные постановления, создавшие институт антикризисных  управляющих: антикризисное управление - это то, чем занимаются антикризисные  управляющие, то есть кризис-менеджмент (планирование кризиса, «поворотной  точки») - это искусство свести до минимума риск в управлении бизнесом и исключить неуверенность, чтобы  добиться наибольшей степени контроля над событиями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Основные причины  возникновения кризисных  ситуаций

     1.1 Причины возникновения кризисных  ситуаций на предприятиях и  в организациях

     Возникновение кризисных ситуаций на предприятии  или в организации обусловлено  самыми разнообразными причинами, которые  в соответствии с теорией антикризисного управления могут быть разделены  на экономические, технические, социальные, политические, природные и др. При  этом отдельно рассматриваются внутренние и внешние по отношению к предприятию  или организации причины, а сами кризисы разделяются на прогнозируемые и непредсказуемые.

     Техническая катастрофа или хроническая неплатежеспособность, приводящая к банкротству, происки  конкурентов или конфликт в собственном  трудовом коллективе, потребительский  бойкот или некомпетентность руководства  компании - вот далеко неполный перечень причин возникновения относительно прогнозируемых кризисов на предприятии  или в организации.Главными причинами возникновения непредсказуемых кризисов являются, как правило, стихийные бедствия и другие форс-мажорные обстоятельства.

     Последствия кризиса также могут быть достаточно разнообразными:

     - необходимость уплаты штрафных санкций;

     - смена руководства компании или собственника;

     - массовые увольнения работающих;

     - отзыв продукции с рынка;

     - остановка производства;

     - ликвидация (закрытие) предприятия;

     - поглощение предприятия фирмой - конкурентом и др.

     Главная причина большинства кризисов - нарушение  безопасных условий функционирования предприятий и организаций. В  настоящее время явно прослеживается тенденция к осложнению криминогенной обстановки вокруг различных компаний. Правоохранительные органы ежегодно выявляют десятки тысяч преступлений. Совершенных в сфере экономики и влияющих на безопасность функционирования предприятий и организаций.

     Причины такой ситуации достаточно многообразны:

     - использование субъектами рыночных отношений различных форм недобросовестной конкуренции;

     - отсутствие некоторых важных законов и невыполнение действующих законодательных актов по вопросам развития экономики и предпринимательства;

     - социально - экономическая нестабильность в обществе;

     - низкий жизненный уровень основной массы населения, увеличение безработицы и, как следствие, снижение гражданской ответственности членов общества за свои противозаконные действия;

     - высокий уровень преступности в стране и укрепление межрегиональных связей организованных преступных групп с одновременным повышением их мобильности, технической оснащенности и финансовых возможностей.

     Успешная  работа любого предприятия и необходимость  предотвращения кризисных ситуаций предполагает создание надежной и эффективной  системы защиты всех факторов и условий  его деятельности. Наиболее важными  объектами защиты являются:

     - личная безопасность персонала, работающего на данном предприятии;

     - собственность предприятия в ее различных видах (недвижимость, оборудование, материальные, финансовые и информационные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и др.);

     - права предприятия как самостоятельного субъекта рыночных отношений, в т.ч. права его структурных подразделений и отдельных сотрудников.

     Обеспечение безопасности предприятия и предотвращение кризисных ситуаций предполагают прежде всего квалифицированную оценку уровня различных видов риска в деятельности фирмы - геополитического, отраслевого, производственного коммерческого, финансового, валютного, кредитного, транспортного, инвестиционного и др. Реальный уровень безопасности предприятия или организации в значительной степени определяется умением их руководителей и специалистов эффективно использовать различные способы минимизации риска. Нарушение экономической безопасности предприятия и возникновение кризисной ситуации нередко являются следствием применения к нему другими хозяйствующими субъектами различных форм недобросовестной конкуренции.

     Специалистам  внутрифирменных служб по связям с общественностью необходимо учитывать  в своей деятельности недоброжелательное, а иногда и враждебное отношение  фирм - конкурентов к своей компании. Организация информационных взаимосвязей с данной категорией общественности должна предусматривать необходимый  уровень безопасности собственного предприятия.

     Наиболее  характерные формы проявления недобросовестной конкуренции определены законодательно:

     - распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

     - введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

     - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

     - самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

     - получение, использование, разглашение научно - технической , производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия владельца.

     Внутрифирменные службы по связям с общественностью  вместе с другими подразделениями  компании должны участвовать в предотвращении и ликвидации последствий кризиса. В зависимости от его причины, масштабов и величины прогнозируемого  ущерба должен разрабатываться и  реализовываться конкретный план информационного  обеспечения и взаимодействия с  различными группами общественности. 

     1.2 Антикризисное управление и регулирование

     Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников  называется антикризисным процессом. Мировой опыт показывает, что антикризисный  процесс в условиях рыночной экономики - управляемый процесс, включающий в  себя два блока процедур: антикризисное  управление и антикризисное регулирование. Антикризисное управление - применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий. Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Они выражаются в колебаниях объемов производства продукции, возникновения сложностей со сбытом продукции, чрезмерном росте задолженности по налоговым платежам и т.д. Реализация всей совокупности процедур антикризисного управления начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла предприятия: в условиях резкого спада производства, характеризующегося постоянной неплатежеспособностью предприятия.

     Антикризисное регулирование - это воздействие  на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования. Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

     - совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

Информация о работе Причины возникновения кризисов на предприятии