Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:17, реферат
Социологические исследования показывают, что примерно 80 % новых товаров, ежегодно выводимых на рынок, терпит неудачу [14]. Анализ такого положения показывает, что основными причинами неудач новых товаров являются:
- неправильная оценка потребностей потребителей;
- неверное позиционирование товара;
- неудовлетворительный уровень качества;
- недостаточно полное и обоснованное исследование рынка;
- недостаточный учет существующей конкуренции.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность и факторы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ товара……………………………………………………….……..4
2. Показатели конкурентоспособности товара………………………......…....14
3. Предложения по повышению конкурентоспособности фирмы и ее товаров…..……………………………………………………………………….20
Заключение. ………………………………………………………….………….22
Список использованной литературы………………
3
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и факторы конкурентоспособности и конкурентных преимуществ товара……………………………………………………….……
2. Показатели конкурентоспособности товара………………………......…....14
3. Предложения по повышению конкурентоспособности фирмы и ее товаров…..……………………………………………………
Заключение. ………………………………………………………….………….22
Список использованной литературы…………………………….……………..2
Приложения………………………….………………………
Введение
Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.
Обеспечение конкурентоспособности - это, прежде всего философия работы в условиях рынка, ориентирующая на: [3]
а) понимание нужд потребителей, тенденций их развития;
б) знание поведения и возможностей конкурентов;
в) знание состояния и тенденций развития рынка;
г) знание окружающей среды и ее тенденций;
д) умение так довести товар до потребителя, чтобы он предпочел его товару конкурентов;
е) искусство осуществлять все это на долговременной, рассчитанной на перспективу основе.
Социологические исследования показывают, что примерно 80 % новых товаров, ежегодно выводимых на рынок, терпит неудачу [14]. Анализ такого положения показывает, что основными причинами неудач новых товаров являются:
- неправильная оценка потребностей потребителей;
- неверное позиционирование товара;
- неудовлетворительный уровень качества;
- недостаточно полное и обоснованное исследование рынка;
- недостаточный учет существующей конкуренции.
1. Сущность и факторы конкурентоспособности и конкурентных
преимуществ товара
Конкурентоспособность товара – это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). [5]
Чтобы товар представлял интерес для покупателя, он должен обладать определенными технико-эксплуатационными и экономическими параметрами. Условием приобретения товара, совершения покупки является соответствие этих параметров основным характеристикам неудовлетворенной потребности потребителя. В процессе покупки покупатель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара.
Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара [2].
Таким образом, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами других отечественных и зарубежных предприятий, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
По степени конкурентоспособности товара производитель может судить о целесообразности вывода данного товара на национальный рынок. Конкурентоспособность характеризует способность товара быть купленным в числе первых на рынке среди товаров-конкурентов. А покупателю конкурентоспособность товара раскрывает уровень привлекательности данного товара и степень его конкурентных преимуществ.
Обеспечение конкурентоспособности, развитие конкурентных преимуществ носит комплексный характер. Поэтому недооценка какого-либо фактора может привести к неудаче фирмы на рынке.
Конкурентное преимущество — это те характеристики, свойства товара, которые создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, а для потребителя — оптимальное сочетание потребительских характеристик товара. Превосходство оценивается в сравнении, поэтому является относительной характеристикой и обусловливается различными факторами.
Среди ученых, занимавшихся проблемами анализа и развития конкурентных преимуществ особо следует выделить М. Портера и Ж.-Ж. Ламбена.
Анализ конкурентных преимуществ рекомендуется М. Портером проводить в следующие этапы:
- анализ истории успешных отраслей промышленно развитых и новых индустриальных стран;
-структурный анализ отраслей;
-нахождение позиции фирмы в глобальном масштабе;
-определение стратегии фирмы;
-определение цепочки ценности фирмы;
-анализ факторов удержания конкурентных преимуществ фирмы;
-анализ детерминантов конкурентного преимущества страны;
-разработка, обоснование и согласование мер по повышению конкурентоспособности страны, отраслей, отдельных фирм;
- аудит и мотивация достижения запланированных результатов.
Рассмотрим важнейшие этапы анализа конкурентных преимуществ по работе М. Портера «Международная конкуренция».
Структурный анализ отраслей М. Портер рекомендует осуществлять на основе анализа пяти сил, определяющих конкуренцию (рис. 1).
Рис. 1. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли по М. Портеру[8]
Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет в конечном счете прибыльность отраслей. В тех отраслях, где действия этих сил складываются благоприятно, многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного капитала. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно, очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли.
Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли.
Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым снижая позиционную прибыль. Мощные покупатели или поставщики, торгуясь, извлекают выгоду и снижают прибыль фирмы. Ожесточенная конкуренция в отрасли снижает прибыльность, ибо за то, чтобы сохранить конкурентоспособность, приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта), или же прибыль "утекает" к покупателю за счет снижения цен. Наличие товаров—заменителей ограничивает цену, которую могут запросить фирмы, конкурирующие в этой отрасли; более высокие цены побудят покупателей обратиться к заменителю и снизят объем производства в отрасли.
Значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, т.е. ее основными экономическими и техническими характеристиками. Например, воздействие покупателя — это отражение таких вопросов: сколько у фирмы конкурентов и покупателей; какая часть объема сбыта приходится на одного покупателя; является ли цена товара значительной частью расходов покупателя (это делает товар "чувствительным к цене")?
Угроза появления новых конкурентов зависит от того, насколько трудно новому конкуренту "внедриться" в отрасль (это определяется такими показателями, как верность покупателей какой-либо марке, масштаб экономики и необходимость подключаться к сети посредников). При этом следует помнить, что параметры каждой отрасли постоянно изменяются.
Позицию фирмы в отрасли определяют ее конкурентные преимущества, которые укрупненно делятся на два основных вида:
• более низкие цены;
• дифференциация товаров.
Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же цене, что и конкуренты, фирма получает большую прибыль.
Любая действенная стратегия должна уделять внимание обоим типам конкурентного преимущества. Каждая из архитипичных стратегий, изображенных на рис. 2, представляет собой фундаментально отличающуюся от прежних концепцию того, как надлежит конкурировать и добиваться успеха.
Конкурентное преимущество:
Меньшие издержки
Широ
кая
цель
Узкая
цель
Рис. 2. Типовые стратегии фирмы [9]
К наиболее типичным причинам новаций, дающих конкурентное преимущество, М. Портер относит следующие:
1. Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшение сопутствующих услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям. Новые отрасли появляются тогда, когда изменение технологии делает возможным появление нового товара. Так, немецкие фирмы стали первыми на рынке рентгеновской аппаратуры, потому что рентгеновские лучи были открыты именно в Германии. Смена лидерства вероятнее всего происходит в тех отраслях, где резкое изменение технологии делает устаревшими знания и фонды прежних лидеров. Например, в том же рентгеновском и других видах медицинского оборудования такого назначения (томографы и т.п.) японские фирмы обогнали немецких и американских конкурентов благодаря появлению новых технологий на основе электроники, позволивших заменить традиционные рентгеновские лучи. фирмам, "вросшим" в старую технологию, трудно понять значение новой, только что появившейся технологии.
2. Новые или изменившиеся запросы покупателей. Часто конкурентное преимущество возникает или переходит из рук в руки тогда, когда у покупателей появляются совершенно новые запросы или же их взгляды на то, "что такое хорошо и что такое плохо", резко меняются. Те фирмы, которые уже закрепились на рынке, могут этого не заметить или своевременно не создадут новую цепочку ценности. Так, американские компании быстрого питания добились преимущества во многих странах, потому что клиентам было нужно дешевое доступное питание, а рестораны реагировали на это требование медленно, ведь сеть закусочных быстрого питания работает совершенно иначе, чем традиционный ресторан.
3. Появление нового сегмента отрасли. Тут есть возможность не только выйти на новую группу покупателей, но и найти новый, более эффективный способ выпускать некоторые виды продукции или новые подходы к определенной группе покупателей. Пример — выпуск японскими фирмами новых автопогрузчиков, они добились унификации моделей и высокоавтоматизированного производства. Новый сегмент для конкурентов, уже утвердившихся на рынке, оказался трудным.
4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, сырье, энергия, транспорт, связь, средства информации, оборудование и т.п. Это говорит об изменении условий у поставщиков или о возможности использовать новые или другие по своим качествам компоненты. Фирма добивается конкурентного преимущества, приспосабливаясь к Новым условиям, в то время как конкуренты связаны по рукам и ногам капиталовложениями и тактикой, приспособленными к старым условиям.
Классический пример — изменение соотношения стоимости рабочей силы между странами. Так, Корея, а теперь и другие страны Азии стали сильными конкурентами в сравнительно несложных проектах международного строительства, когда в более развитых странах резко повысилась зарплата.
5. Изменение правительственного регулирования. Изменение политики правительства в таких областях, как стандарты, охрана окружающей среды, таможенная и налоговая системы, требования к новым отраслям и торговые ограничения, — еще один распространенный стимул для новаций, влекущих за собой конкурентное пре — имущество.
Важно быстро среагировать на изменение структуры отрасли, заметить новое и внедрить его.
Выявить конкурентное преимущество часто бывает проще, чем его удержать.
М. Портер рассматривает три фактора удержания конкурентного преимущества.
Информация о работе Предложения по повышению конкурентоспособности фирмы и ее товаров