Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:49, контрольная работа
Наиболее распространенным заблуждением неопытного менеджера является уверенность в том, что принятое им решение будет выполнено подчиненными автоматически, без особых усилий с его стороны. Управленческое решение может остаться нереализованным, если менеджер не осуществит некоторую организационную работу, не прибегнет к реализации таких управленческих функций, как регулирование и контроль действия работников предприятия. Опытные, эффективно работающие менеджеры уже на стадии выработки решения ставят перед собой следующие организационные вопросы:
Введение
1. Контроль как функция менеджмента. Необходимость и цели контроля
2. Основные виды контроля. Поэтапные процессы контроля
3.Типы и виды контроля
4. Поведенческие аспекты и характеристика управленческого контроля
Выделяют три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.
Предварительный контроль - осуществляется в области человеческих ресурсов. Для того, чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии реализовать порученные им обязанности, нужно установить минимально вероятный уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемыми.
Очевидно, что сделать высокооплачиваемую продукцию из плохого сырья невозможно. Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать их дефицита.
Важнейшим методом предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который одновременно выполняет и функцию планирования.
Бюджет является механизмом предварительного контроля и в том смысле, что дает уверенность руководителям: когда организации нужны будут наличные средства, то эти средства у нее будут. Бюджет устанавливает предельные значения затрат и не позволяет тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.
-Текущий контроль - осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Для осуществления текущего контроля необходима обратная связь, т.е. информация о ходе выполнения работ, получаемая от исполнителей. Обратная связь позволяет выявить множество проблем и скорректировать отклонения от намеченных путей достижения поставленных целей.
-Заключительный
контроль - осуществляется путем
сравнения фактически
В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе выполняется комплекс специализированных работ.
Первый период процедуры контроля показывает, насколько тесно взаимосвязаны функции контроля и планирования. Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей, установленных в процессе планирования.
Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, с помощью которого можно оценить результат выполненной работы. Конкретный критерий и определенный срок времени (например, один год) называются показателями результативности. Показатели результативности точно определяют то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Легко установить показатели результативности для таких величин как прибыль, объем продаж, цена(у) материалов, т.e. для таких. которые поддаются количественному измерению.
Второй период
процесса контроля состоит в сопоставлении
реально достигнутых
Определение масштаба допустимых отклонений - вопрос кардинально важный. Если взять слишком большой масштаб - то возникающие проблемы могут приобрести грозные очертания. Но если взять слишком маленький масштаб, то организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что весьма разорительно и требует много времени.
Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным. Основная поставленная проблема контроля состоит в том, чтобы достичь такого положения, при котором процесс менеджмента организацией реально заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом.
После оценки полученных результатов процесс контроля переходит на третий этап
Третий период, на котором менеджер должен принять какое-либо решение: устранить отклонение, пересмотреть стандарт или ничего не предпринимать.
Нe все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы - это лишь прогнозы будущего и иногда они могут оказаться нереальными. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты. Кроме того, иногда оказывается, что планы трудновыполнимы. Поэтому стандарты нужно пересмотреть в сторону понижения. Стандарты, требования которых реализовать очень трудно, фактически делают тщетными стремления работников и менеджеров достичь сформулированных целей и сводят на нет всю мотивацию.
И, наконец, возможен случай, когда сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются и, таким образом, можно продолжать измерять результаты, не изменяя стандарты и повторяя цикл контроля.
При разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимательность поведение людей, т.к. контроль сильно действует на психологическое состояние работников. Часто имеет смысл сделать процесс контроля нарочно видимым, наглядным, т.к. поставленная проблема контроля состоит не в том, чтобы зафиксировать ошибки или мошенничество, а в том, чтобы предупредить их и, в конечном счете, достичь поставленных целей.
Но наглядность контроля может побудить отрицательный результат. Если сотрудники знают установленные стандарты и всю процедуру контроля, то они, как правило, стремятся зафиксировать измерения результатов ра-боты на уровне, который гарантирует наивысшее вознаграждение и в тех только областях, где проводятся измерения. Такой тип поведения называется поведением, ориентированным на контроль. Необходимо тщательно спроектировать систему контроля с учетом побочных эффектов, иначе она будет ориентировать сотрудников на то, чтобы хорошо глядеться при проведении контрольных измерений, а совсем не на то, чтобы достичь целей организации.
4. Поведенческие аспекты и характеристика управленческого контроля
Контроль осуществляют люди и направлен он на дело людей. Поэтому без учета их психологии и особенностей поведения строить его систему нельзя. Существует два вида контроля: внешний и внутренний. Идея внешнего контроля содержится в том, что люди лучше выполняют свои обязанности тогда, когда их дело пребывает под постоянным контролем, и при этом точно знают, какое поощрение получит за хорошо выполненную работу и какое наказание понесет за плохую работу. Психологи отмечают несколько причин улучшения работы при внешнем контроле: руководство использует информацию полученную после проведения работ для оценке деятельности сотрудников; повышенное внимательность контроля может означать, что данная сфера деятельности вошла в раздел важных; большинство людей любят видеть результат своего труда воочию, а контроль делает их общественно-известными.
По другому выглядит система внутреннего контроля, основываясь на коллективном определение цели организации и ее подразделений. Этот контроль служит не для того, чтобы зафиксировать ошибки, а для того чтобы предотвратить их, подсказать людям, как лучше работать. Самоконтроль возможен только в условиях преобладания здорового морально-психологического климата в коллективе. По этому чаще всего внутренний и внешний контроль используют сообща, хотя упор делается либо на одно, либо на другое.
Чтобы найти
подходящую дозировку каждого нужно
учитывать ряд обстоятельств: Насколько
совместима стратегия контроля и
стиль менеджмента организацией
Внешний контроль следует использовать в том случаи, когда есть вероятность получить оценку выполненной работы сотрудников и на основании этого спросить с них за порученное дело.
При проведении контроля нужно учитывать характер подчиненных и микроклимат коллектива, в котором они работают.
Независимо от того, какой контроль будет преобладать нужно, сделать все, чтобы устранить его возможные негативные последствия. Необходимо:
-установить
осмысленные стандарты
-установить двухстороннее общение;
-чураться чрезмерного контроля;
-устанавливать
жесткие, но достижимые
-вознаграждать за достижения стандартов.
Для того чтобы контроль мог реализовать свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.
Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.
Контроль - это непрерывный процесс, совпадающий в своем развитии с производственным циклом.
Характеристики эффективного контроля:
1. Стратегическая направленность контроля, т.е. отражение общих приоритетов организации и поддержание их.
2. Ориентация
на результаты. Конечная поставленная
проблема контроля состоит не
в том, чтобы собрать
3. Соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что реально важно.
4. Своевременность
контроля содержится не в
5. Гибкость контроля.
Контроль, как и планы, должен
быть довольно гибким и
6. Простота контроля.
Наиболее результативный контро
7. Экономичность
контроля. Любой контроль, который
стоит больше, чем он дает для
достижения целей, не улучшает
контроля над ситуацией, а
8. К контролю
нужно привлекать весь
Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.
Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за рубежом. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят.
В связи с подверженностью
организации влиянию факторов внешней
среды, необходимостью взаимодействия
и адаптации к изменяющимся условиям
работы в предварительном контроле
имеет значение также качество используемой
информации. Проверяется достоверность
и объективность получаемых данных, формируется
система сбора, обработки и проверки информации.
Текущий контроль осуществляется в ходе
проведения работ на основе обратной связи.
Контроль при помощи систем обратной связи
позволяет организации выявлять отклонения
при выполнении поставленных задач и эффективно
скорректировать свои действия.
В организациях контроль человеческих
ресурсов предусматривает регулярный
контроль за соблюдением нормативно-правовых
документов , повышение профессионального
мастерства специалистов посредством
участия в тренингах и семинарах, стажировки,
обучения на факультетах повышения квалификации
и др. Объективную оценку этого этапа контроля
даёт аттестация кадров на присвоение
квалификационной категории.
В общей процедуре контроля выделяют три
этапа: выработка стандартов и критериев,
сравнение результатов со стандартами
и выявление отклонений, изменение результатов
и корректировка действий.
Стандарты – это конкретные цели, характеризующиеся
наличием временных рамок и конкретного
критерия, по отношению к которому можно
оценить степень выполнения работы.
Второй этап процесса контроля позволяет
определить, насколько достигнутые результаты
соответствуют ожиданиям, масштаб отклонений
и их безопасность для дальнейшей деятельности
организации.
На третьем этапе менеджер должен выработать
соответствующую результатам тактику
поведения: ничего не предпринимать, устранить
отклонения, пересмотреть стандарт.
Поскольку люди являются неотъемлемым
элементом контроля, то менеджеру при
разработке процедуры контроля необходимо
принимать во внимание и поведение людей.
Сотрудники организации обычно знают,
что для контроля эффективности их действия
будут проверяться установленные стандарты,
поэтому они делают то, что хочет увидеть
начальство. В этой связи менеджеру следует
разрабатывать такую процедуру контроля,
которая исключила бы подобную ситуацию.
Другой возможный поведенческий эффект
контроля заключается в том, что он может
побудить людей выдавать организации
неверную информацию в силу недооценки
или переоценки хозяйственно-производственных
ситуаций (например, неверная информация
о необходимых и фактически используемых
ресурсах).
Чтобы избежать негативного воздействия
контроля на поведение людей, менеджеру
следует:
· устанавливать осмысленные стандарты,
воспринимаемые сотрудниками;
· налаживать двустороннее общение;
· избегать чрезмерного контроля;
· устанавливать жесткие, но достижимые
стандарты;
· вознаграждать за достижение стандарта.
Для того, чтобы быть эффективным, контроль
должен не только учитывать организационные
и поведенческие аспекты, но и обладать
рядом важных свойств, а именно:
· иметь стратегический характер, то есть
быть нацеленным на достижение конкретных
результатов организации;
· соответствовать контролируемому виду
деятельности, показателям целей;
· должен быть ориентирован на результаты;
· быть своевременным
Информация о работе Основные виды и этапы контроля деятельности предприятия