Автор: Шахла Новрузова, 11 Ноября 2010 в 15:12, курсовая работа
Опасность кризиса существует всегда: в управлении всегда существует риск цикличного развития социаль-но-экономической системы, изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов.
Управление социально-экономической системой в определен-ной мере всегда должно быть антикризисным.
1. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления……………………………………………………………………………………3
2. Признаки и особенности антикризисного управления 6
3. Эффективность антикризисного управления 9
4. Стратегия и тактика антикризисного управления 13
4.1. Антикризисная маркетинговая стратегия 13
4.2. Антикризисная производственная стратегия 16
4.3. Антикризисная кадровая / управленческая стратегия 17
Список литературы………………………………………….…………………24
В последние годы в России уделяется большое внимание специ-ализированной подготовке антикризисных управляющих, которые способны вывести предприятие из кризиса с наименьшими потеря-ми. Их профессиональная подготовка ориентирована на кризисные ситуации.
Но и при подготовке обычных менеджеров следует большое вни-мание уделять развитию их способностей к управлению в критичес-ких ситуациях. Антикризисное управление должно быть необходи-мым элементом любого управления -- стратегического, креативно-го, производственного, экологического, финансового и пр.
2. Искусство управления,
данное природой и
3. Методология разработки
рискованных решений. Подобная
ме-тодология должна быть
4. Научный анализ
обстановки, прогнозирование тенденций.
Эти факторы не могут не
влиять на эффективность
5. Важным фактором
эффективности антикризисного
Корпоративность -- это
понимание и принятие всеми работниками
целей организации, готовность самоотверженно
работать для их достижения, это
особый вид интеграции всех деловых,
социаль-но-психологических и
6. Лидерство также
входит в совокупность
Опора на лидерство может сыграть решающую роль в преодоле-нии кризиса или его смягчении. Но для этого необходимы поиск и проектирование лидерства. Это звучит необычно, но будет понят-ным, если иметь в виду, что лидерство -- это не только личность ме-неджера, но и характеристика всей системы и организации управ-ления.
7. Особую роль
в эффективности
8. Стратегия и
качество антикризисных
9. Человеческий фактор
в определенной мере отражает
факторы корпоративности и
10. Значительным фактором
эффективности антикризисного
4. Стратегия и
тактика антикризисного
4.1. Антикризисная маркетинговая стратегия
Маркетинговая стратегия
вместе с тактическим решением те-кущих
задач представляет целостный единый
процесс управления рынком со стороны
предприятий -- производителей товаров.
Как краткосрочные, так и долгосрочные
маркетинговые программы
Стратегия маркетинга
служит локомотивом других составляю-щих
стратегического плана
Стратегия возвращения
предприятия на рынок. Предполагает
появление предприятия на прежнем
рынке со своими товарами или услугами,
не являющимися новинкой для данного
рынка и также имеющимися у
конкурентов. Для реализации этой страте-гии
необходимо улучшение организации
маркетинга и сбыта (обу-чение персонала,
создание отдела маркетинга, проведение
иссле-дований по анализу рынка,
интенсификация деятельности по про-движению
товара, а также введение послепродажного
сервиса). Рассматриваемая стратегия
наименее затратная для восстанов-ления
платежеспособности предприятия, особенно
для того слу-чая, когда ниша осталась
не занятой конкурентами или рынок
продолжает расширяться. Такая стратегия
применяется для пред-приятий
с продукцией, пользующейся рыночным
спросом. Реали-зуется на начальном
этапе восстановления нормальной деятель-ности
предприятия. Антикризисная стратегия
возвращения пред-приятия на рынок
была применена для оздоровления
предприятий резиново-
Стратегия развития
рынка. Предприятие расширяет сбыт
сво-их товаров и (или) услуг в
результате поиска и создания новых
рынков сбыта. Для реализации этой стратегии
необходимо установление новых прямых
контактов с потребителями
Стратегия разработки
товара. Осуществляется посредством
создания принципиально новых или
модификации выпускаемых
Стратегии диверсификации. Предполагает, что предприятие пытается выйти на новые рынки, для чего вводит в свой ассортимент новые товары. Также рискованная стратегия, она может потребовать больших инвестиций. В условиях недостаточной информированности о запросах клиентов и их финансовом благополучии такое обстоятельство является затруднительным для предприятий, имеющих большие долги. Стратегия предполагает разработку новых продуктов, внедряемых на новые рынки.
Стратегии ухода с рынка (ликвидация предприятия как хозяйствующего субъекта или подразделения). Стратегия принимается только после тщательного анализа экономической (продолжения функционирования) и ликвидационной стоимостей. В данном случае задействован и социальный фактор (многие предприятия являются градообразующими, и их ликвидация может привести к резкому обострению социальной напряженности). Ликвидация предприятия может быть как добровольной, так и принудительной (по требованию кредиторов через суд). Расчет ликвидационной стоимости (стоимости предприятия, выставляемого на продажу) основан на оцен-ке рыночной стоимости активов и обязательств. Для ликвидации (продажи) активов предприятие вынуждено платить комиссионные посредникам, нести расходы на демонтаж, снижать цену против рыночной стоимости для обеспечения ликвидности. Таким образом, ликвидационная стоимость -- это ожидаемая выручка (после всех затрат и налогов) от продажи активов предприятия.
В процессе разработки и принятия антикризисной стратегии предприятия-должника желательна концентрация усилий на поиске оптимального варианта, требующего минимум затрат начального этапа и обеспечивающего в перспективе максимум отдачи от инвес-тиций. Наиболее рациональной представляется следующая логика:
1) сосредоточение
усилий на незатратных
2) привлечение относительно
малых инвестиций для продаж
продукции на новых
3) переход к более
амбициозным инвестиционным
4.2. Антикризисная производственная стратегия
Реорганизацию производственной деятельности предпочти-тельнее проводить новой команде управления. Реорганизация предприятия включает следующие области:
1) прекращение операций,
не вносящих вклад в покрытие
по-стоянных издержек
2) прекращение выпуска
нерентабельной продукции либо
по-пытка превратить ее в
3) поиск источника
финансирования в лице
4) анализ арендных договоров.
Основная задача
производственного менеджмента
в кризис-ной ситуации заключается
в определении условий и
Стратегия улучшения
качества продукции. Улучшение качества
становится одним из наиболее ключевых
факторов, влияющих на стратегию компаний.
В настоящее время в
Стратегия структурной перестройки предприятия. Для реализации данной стратегии можно рассмотреть следующие меры: выделение отдельных производств в самостоятельные предприятия, передачу на баланс местных органов власти некоторых объектов соцкультбыта, консервацию убыточных производств, закрытие бесперспективных производственных линий, реорганизацию производства, модерниза-цию цеховой структуры, сосредоточение оборудования на меньших площадях. Конечная цель такой реорганизации -- оптимизация ве-личины мультипликатора «Выручка / Активы» для достижения жела-емой величины рентабельности активов.
Информация о работе Основные черты антикризисного управления