Общая характеристика финансового состояния предприятия и определение вероятности банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – диагностика вероятности наступления банкротства предприятия и разработка программы финансового оздоровления предприятия. Согласно цели, были сформулированы задачи работы:
– оценить финансовую устойчивость предприятия и его платежеспособность (ликвидность);
– дать общую оценку финансового состояния предприятия;
- оценить вероятность банкротства предприятия с использованием различных методик;
– разработать программу финансового оздоровления предприятия

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1.Общая характеристика финансового состояния предприятия и определение вероятности банкротства……………………………………………………..….6
1.1 Характеристика финансового состояния предприятия………….…6
1.2 Определение вероятности банкротства ……………………..……….7
2. Разработка программы финансового оздоровления предприятия………….9
2.1 Факторинговые операции…………………………………………..…9
2.2 Лизинг………………………………………………………………….12
2.3 Селенг……………………………………………………………...…..17
2.4 Франчайзинг……………………………………………………….…..19
2.5 Проект реструктуризации предприятия…………………………..…23
2.6 Инвестиционный налоговый кредит………………………………...31
2.7 Использование операционного рычага……………………………...35
3. Прогнозирование финансовых показателей деятельности предприятия…42
3.1 Прогноз прибыли предприятия……………………………………....42
3.2 Прогноз по форме бухгалтерского баланса…………………………45
Заключение………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………..52
Приложение…………………………………………………………………..… 64

Работа содержит 1 файл

курс на чем.docx

— 111.53 Кб (Скачать)

- разработка плана капитальных  вложений с необходимыми расчетами;

- участие в разработке  бизнес-плана;

- составление кассовых  планов, предоставляемых в учреждения  банка;

- участие в составление  планов реализации продукции  в денежном выражении и определение  плановой суммы балансовой прибыли  на год и по кварталам и  показателей рентабельности.

В области оперативной работы финансовая служба решает многочисленные задачи, основные из которых:

- обеспечение в установленные  сроки платежей в бюджет и

внебюджетные фонды, выплат процентов по краткосрочным

и долгосрочным ссудам банков, выдачи заработной платы работникам и других кассовых операций, оплаты счетов поставщиков за отгруженные  товарно-материальные ценности, услуги и работу;

- обеспечение финансирования  затрат производственного плана;

- оформление кредитов  в соответствии с договорами;

- веление ежедневного  оперативного учета: реализации  продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового  плана;

- составление сведений о поступлении средств и справок о ходе выполнения показателей финансового плана и финансового состояния.

Большое значение в коммерческой организации должно уделяться контрольно-аналитической работе, так как ее эффективность во многом определяет финансовый результат деятельности предприятия. Финансовые службы осуществляют постоянный контроль за выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, планов по прибыли и рентабельности, следят за использованием по назначению собственного и заемного капиталов, за целевым использованием банковского кредита. В осуществлении контрольно-аналитической работы финансовой службе большую помощь оказывает бухгалтерия, совместно с которой проверяется правильность составления смет, расчет окупаемости капитальных вложений, анализируются все виды отчетности, контролируется соблюдение финансовой и плановой дисциплины.

Финансовая служба — часть  единого механизма управления хозяйственной  деятельностью, и поэтому она  тесно связана с другими службами организации. Так, в результате тесных контактов с бухгалтерией финансовой службе предоставляются планы продаж и производства, списки кредиторов и дебиторов, документы по выплате  заработной платы работникам и др. В свою очередь, финансовая служба знакомит бухгалтерию с финансовыми планами  и аналитическими отчетами об их выполнении.

От отдела маркетинга финансовая служба получает планы по сбыту продукции  для планирования доходов и составления  оперативных финансовых планов, смету  расходов на обеспечение денежными  средствами системы ФОССТИС. Для  проведения успешной маркетинговой  кампании финансовая служба утверждает систему уступок в цене контракта, анализирует сбытовые и маркетинговые  издержки, создавая таким образом  условия для заключения крупных  сделок.

С развитием рыночных отношений, основанных на многообразии форм собственности  и нравах коммерческой организации  на полную хозяйственную самостоятельность  и выхода на внешние рынки, перед  финансовой службой ставится качественно  новая задача — организация эффективного управления финансовыми ресурсами  методами, адекватными рыночной экономике. Такая постановка задачи может успешно  решаться лишь в рамках финансового  менеджмента, являющегося ключевой подсистемой общей системы управления организацией.

Финансовый менеджмент представляет собой систему управления финансами и финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта, способствующих реализации его стратегических, тактических и текущих целей. Эффективное осуществление финансового менеджмента требует реализации стратегии и тактики управления.

Под стратегией финансового менеджмента понимается общее направление и способ использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели, чему соответствует определенный набор правил и ограничений. Благодаря разработанной стратегии, предприятие концентрирует свои усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой цели, отбрасывая все другие пути развития. После достижения поставленной цели, данная стратегия заменяется новой, соответствующей новым целям развития предприятия.

Тактика финансового менеджмента включает набор специальных методов и приемов для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Важнейшая тактическая задача финансовой службы — выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Процесс управления финансами  базируется на следующей системе  целей:

- максимизации рыночной  стоимости предприятия;

- обеспечению устойчивых  темпов роста;

- максимизации прибыли;

- поддержании финансовой  устойчивости;

- росте объемов реализации  товаров и услуг;

- лидерстве в борьбе  с конкурентами.

Обоснование приоритетности одной из указанных целей деятельности предприятия дается в рамках различных  теорий поведения фирм.

Наибольшее распространение  в отечественной практике получила конечная цель бизнеса — максимизация прибыли. Определенную роль в этом сыграла нацеленность любого бизнеса прежде всего на достижение высоких показателей прибыли и рентабельности. Кроме того, эти показатели понятны и привычны менеджерам любого уровня; они легко рассчитываются на основании данных бухгалтерского учета.

Впервые в качестве стратегической цели максимизация прибыли была выдвинута  в 1838 Г. известным французским ученым Анри Курно, который сформулировал  ее первоначально только для монополии. Позже западные ученые распространили эту теорию и на другие типы конкурентного  рынка. Между тем цель бизнеса, сформулированная таким образом, крайне противоречива. Предположение о том, что производители  всегда пытаются максимизировать свою прибыль, верно только отчасти. Рассматривая небольшие промежутки времени, можно  легко убедиться в том, что  многие предприятия не пытаются получить максимальную прибыль, вполне довольствуясь  доходом, достаточным для возмещения затрат и, начисления

«нормальных» дивидендов на акции. Во многом это объясняется  тем, что максимизация прибыли в  краткосрочном аспекте вступает в противоречие с максимизацией  прибыли на перспективу. Среднее  или крупное предприятие проявляет  готовность снизить уровень текущей  прибыли, для того чтобы получить большие прибыли в будущее. Для  этого ему необходимо закрепиться  в определенной нише рынка, по возможности  расширить ее, постоянно обновляя основные средства и увеличивая оборотные. Все это несовместимо с политикой, направленной на увеличение краткосрочной  прибыли.

Известны и другие недостатки:

- существуют разные виды  прибыли (прибыль от разных  видов деятельности, налогооблагаемая, до уплаты налогов, валовая, чистая и т.п.), что не позволяет дать однозначную интерпретацию оценки эффективности финансовых решений организации;

- не учитывает взаимосвязь  ожидаемых доходов с неопределенностью  и риском их получения.

Рассматривая другие цели, например поддержание финансовой устойчивости или обеспечение устойчивых темпов роста, нетрудно заметить, что они  являются частными и ориентированы  на максимизацию (минимизацию) какой-либо одной величины при соблюдении определенных ограничений. То есть игнорируется тот  факт, что предприятие обычно ставит перед собой не одну, а комплекс целей.

В настоящее время наиболее приемлемой и обоснованной считается  цель, направленная на максимизацию рыночной стоимости предприятия. Рыночная стоимость предприятия представляет собой разницу между рыночной стоимостью его активов и обязательств. Иначе эта цель предполагает максимизацию благосостояния собственников предприятия. Ее отличает четкость и однозначность, ориентация бизнеса на долгосрочную перспективу, учет факторов времени, риска и неопределенности, отсутствие противоречий между текущими и перспективными задачами предприятия, а также обеспечение контроля собственников над хозяйствующим субъектом.

Конкретный набор целей  финансового менеджмента любого коммерческой организации зависит  от особенностей его хозяйственной  деятельности, а также от целей  и задач развития (стратегических и тактических), которые поставил перед собой данный субъект.

Система управления финансами  хозяйствующего субъекта состоит из финансового планирования, финансового  учета и анализа, принятия управленческих решений в области финансовых отношений. Как и любая система  управления, финансовый менеджмент можно  представить как взаимодействие двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления).

Объектом управления в финансовом менеджменте являются финансовые ресурсы, источники их формирования и направления использования, а также денежный оборот хозяйствующего субъекта, представляющий собой непрерывный поток денежных поступлений и выплат. Каждому направлению расходования денежных фондов на предприятии должны соответствовать определенные источники, к которым следует отнести собственный капитал и пассивы, инвестируемые в производство и приобретающие форму активов.

В условиях рыночной экономики  в процессе управления финансами  любой хозяйствующий субъект  играет на финансовых рынках разные роли: инвестора и эмитента ценных бумаг, заемщика и кредитора. Все возникающие  при этом связи обслуживаются  с помощью различных финансовых инструментов, которые делятся на три группы:

- денежные средства (денежные средства в кассе, на расчетном счете и других счетах);

- кредитные инструменты  (облигации, договоры, форвардные контракты);

- различные способы участия  в уставном капитале организации  (акции, паи, доли и др.).

Воздействие на объект управления осуществляется с помощью многочисленных методов и приемов.

Основную группу составляют методы, посредством которых государство  централизованно проводит управление экономикой. Эти методы носят общеэкономический  характер, к ним относятся системы  налогообложения, кредитования, амортизационных  отчислений, кассовых и расчетных  операций, страхования, ценообразования  и др.

На применении современных  методов анализа и синтеза  сложных систем и процессов основывается финансовое и налоговое планирование, прогнозирование деятельности коммерческой организации. Эти методы позволяют  адекватно отразить основные характеристики и тенденции реальных рыночных процессов  в математических моделях.

В последние годы в российской практике все шире используются специальные  приемы управления финансами, такие, как  факторинг, франчайзинг, селенг и др. В их основе лежат производные  финансовые инструменты.

Функционирование современного финансового менеджмента невозможно представить без применения персональных компьютеров и соответствующего программного обеспечения.

К основным функциям объекта  управления в финансовом менеджменте  относятся:

1) воспроизводственная, обеспечивающая эффективное воспроизводство капитала, авансированного в текущую деятельность предприятия и инвестированного в капитальные и финансовые вложения. Расширенное воспроизводство капитала обеспечивает самоокупаемость и самофинансирование хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Насколько эффективно реализуется воспроизводственная функция финансового менеджмента, можно оценить с помощью таких показателей, как темп роста собственного капитала, степень капитализации прибыли, т.е. доли прибыли, направленной на создание фонда накопления, и доли нераспределенной прибыли в чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации, повышение рентабельности капитала, повышение скорости оборота капитала, сопровождаемое ростом его доходности;

2) распределительная, предполагающая оптимизацию пропорций распределения и использование финансовых ресурсов, регулирующая текущую хозяйственную деятельность организации по обеспечению эффективного размещения капитала и созданию необходимых денежных фондов и источников финансирования. Эффективность реализации распределительной функции можно оценить посредством таких показателей, как структура капитала, структура распределения балансовой прибыли, уровень и динамика затрат на единицу продукции, а также уровень и динамика фонда оплаты труда;

3) контрольная, отслеживающая финансовую целесообразность производственно-коммерческих операций. Она предполагает контроль рублем за использованием финансовых ресурсов предприятия, осуществляется непрерывно на всех этапах операционного цикла и показывает, в какой мере каждая хозяйственная операция отвечает интересам организации и ее конечным целям.

Субъектом управления является группа специалистов, объединенная в финансовую службу, которая вырабатывает и реализует стратегические и тактические цели финансового менеджмента, направленные на повышение ликвидности и платежеспособности предприятия, посредством получения и эффективного использования прибыли.

Субъект управления в организации  осуществляет следующие функции:

- финансовое планирование  — разработка конкретного плана  финансовых мероприятий, формирование  методологии и методики финансового  планирования в организации;

- прогнозирование — определение  изменений в финансовом состоянии  организации на длительную перспективу.  В отличие от планирования  прогнозирование не предусматривает  реализации разработанных прогнозов,  их отличает альтернативность  в построении финансовых показателей  и параметров на основе наметившихся  тенденций развития;

- стимулирование — комплекс  мер, побуждающих работников финансовой  службы к заинтересованности  в результатах своего труда;

- регулирование — воздействие  на объект управления, в результате  которого достигается состояние  финансовой устойчивости организации;

- координацию — согласованность  работ всех звеньев системы  управления, аппарата управления  и отдельных специалистов предприятия;

- контроль выполнения  финансовых планов организации.  В результате контроля субъект  управления собирает информацию  об использовании финансовых  ресурсов предприятия, о финансовом  состоянии объекта, вскрываются  дополнительные финансовые резервы  и возможности, вносятся необходимые  изменения в финансовые планы  и организацию финансового менеджмента.  Организационно-правовой формы хозяйствующего  субъекта, численности персонала,  вида деятельности и задач,  поставленных руководством.

На некоторых предприятиях малого бизнеса с нерегулярным и  небольшим объемом продаж, а также  малочисленным персоналом отсутствует  глубокое разделение управленческих функций  и финансовый менеджмент осуществляет сам руководитель фирмы с помощью  бухгалтера. На большинстве же российских предприятий малого бизнеса финансовая служба растворена внутри других служб. Чаще всего обязанности финансового  менеджера совмещает главный  бухгалтер.

Информация о работе Общая характеристика финансового состояния предприятия и определение вероятности банкротства