Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 00:57, курс лекций
Работа содержит краткий обзор лекций по дисциплине "Антикризисное управление".
Развитые (опорные) регионы характеризуются высоким докризисным уровнем промышленного развития, квалификации трудового потенциала, научно-технического прогресса и, соответственно, хорошими стартовыми условиями вхождения в рынок.
Слаборазвитые, или отсталые, регионы характеризуются низким уровнем жизни (в общероссийском сопоставлении), длительной стагнацией хозяйственной деятельности, низким уровнем развития промышленности, слабой научно-технической базой, неразвитой социальной инфраструктурой.
К депрессивным регионам относят территориальные образования, находящиеся на стадии депрессии по своему циклическому развитию.
В зависимости от основной кризисной причины спада производства депрессивные регионы делятся па старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие.
На депрессию старопромышленных регионов особенно повлияли снижение покупательского спроса и сокращение государственного заказа па продукцию наукоемких отраслей, рост издержек, наплыв дешевой импорт ной продукции.
Агропромышленные регионы раньше имели относительно высокую долю сельскохозяйственного производства и большой удельный вес сельского населения. Глубокий кризис в аграрном секторе, опережающий рост цен на т он ли во и транспортных тарифов по сравнению с ценами на производимую продукцию, резкое снижение замещающей возможности промышленного производства привели к упадку экономики этих территорий.
Кризисное положение многих добывающих регионов связано с истощением запасов природно-минерального сырья, низким уровнем технологий добычи полезных ископаемых, снижением спроса на некоторые вилы сырьевых материалов и увеличением расходов на их транспортировку. Следствием этого явились рост безработицы, социальная напряженность, большой отток населения. К данной группе относятся многие северные регионы, ранее получавшие из федерального бюджета средства на дотирование производства и развитие социальной сферы, особенно на поддержку малочисленных пародов Крайнего Севера.
В рамках оценки инвестиционного потенциала лежит деление субъектов РФ на:
а) регионы-«доноры», которые передают в федеральный бюджет больше, чем получают из него;
б) регионы-«реципиенты», имеющие явный дефицит собственного бюджета и получающие федеральную помощь.
Антикризисные механизмы региональной политики
Антикризисная региональная политика заключается в предотвращении дальнейшего падения производства, обнищания населения, ухудшения демографической ситуации и экологической обстановки. Для этого максимально должны быть использованы человеческий, природно-ресурсный и производственно-технический потенциалы региона, его конкурентные преимущества, возможности межрегионального и международного сотрудничества.
Важное место в антикризисном управлении регионами занимает программно-целевой подход, предусматривающий объединенное участие в антикризисных мероприятиях федеральных, региональных и местных органов власти. Федеральные целевые программы (ФЦП) по развитию регионов разрабатываются при невозможности решения возникших проблем в приемлемые сроки с использованием действующих рыночных механизмов и необходимости целевого управления сложными связями технологически сопряженных отраслей, сфер производства и жизнедеятельности.
Утвержденная методика разработки ФЦП в основном ориентирована на производственные инвестиционные проекты, в то время как региональные проблемы имеют комплексный характер с приоритетом социальной и экологической сфер.
Регионы стремятся создать у себя благоприятный инвестиционный климат, т.е.:
Особое внимание в региональном антикризисном управлении уделяется преодолению криминализации хозяйственных связей и межэтнической напряженности.
Важнейшими направлениями реализации антикризисных социальных мероприятий в депрессивных регионах являются следующие.
1) обоснование и установление новых социальных стандартов:
• расчет прожиточного минимума с учетом реальной структуры расходов населения региона на питание, услуги и платежи;
• обоснование соотношения между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом в регионе, установление предельно допустимой величины разрыва между ними;
• пересмотр районных коэффициентов к заработной плате с учетом реальной стоимости жизни в регионе (стоимости «потребительской корзины»);
2) регулирование дифференциации доходов населения:
• пересмотр действующей системы льгот, предоставляемых категориям граждан с целью перераспределения дотаций в пользу малоимущих слоев населения;
• создание региональных внебюджетных фондов для улучшения и стабилизации пенсионного обеспечения;
• регулирование тарифов на услуги с учетом уровня реальных доходов населения;
• корректировка размеров и сроков предоставления пособий по безработице для стимулирования безработных граждан к активному поиску работы, обучению новым профессиям, пользующимся спросом на региональном рынке труда;
3) регулирование трудовых отношений:
• разработка концепции рациональной занятости трудоспособного населения региона в условиях структурной перестройки экономики;
• создание новых рабочих мест через стимулирование развития малого бизнеса, сферы услуг и т.п.;
• поддержка материально-технической базы регионального центра занятости;
• создание условий для активной деятельности частных кадровых агентств.
4) разработка современных форм социального партнерства, объединяющих усилия государства, предпринимателей и наемных работников.
Таким образом, многие проблемы преодоления депрессии могут и должны решаться на уровне регионов и предприятий путем диверсификации, конверсии, модернизации производства, улучшения регионального инвестиционного климата, стимулирования развития малого бизнеса, продвижения региональной продукции на внутренний и внешний рынки, привлечения к разработке и реализации антикризисных мероприятий передовых предпринимателей, отраслевых ассоциаций, общественных организаций, активной части населения.