Кризис в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:17, реферат

Описание работы

Цель данной работы – исследование кризисов в системе государственного управления.
Задачи данной работы – охарактеризовать систему государственного управления, рассмотреть кризисы в системе государственного управления, провести их анализ, рассмотреть антикризисные меры и политику, наметить пути выхода из кризиса.

Содержание

Введение 3
Понятие системы государственного управления 5
Понятие кризиса в системе государственного управления 12
Этапы кризиса в системе государственного управления 14
Причины кризиса в системе государственного управления 15
Пути преодоления кризиса в системе государственного управления 17
Заключение 20
Список используемых источников 23

Работа содержит 1 файл

реферат Кризис в системе государственного управления.docx

— 41.97 Кб (Скачать)
  • институциализация – установление норм и правил разрешения конфликта;
  • легитимизация – постановка институциональной процедуры в жесткую зависимость от добровольной ответственности большинства участников конфликта соблюдать предложенные нормы и правила;
  • структурирование противоборствующих групп;
  • редукция конфликта, т. е. его постепенное ослабление за счет перевода на другой уровень.

     Конечно, правительство не обязано всякий раз вмешиваться в любые формы  конфликтов.

     Существуют  и другие институты, способствующие разрешению конфликтов «в обход» государства. Вмешательство государственно-административных органов необходимо в том случае, если конфликты угрожают интересам  индивидов, не являющихся их участниками, если возникает угроза правовому  порядку в случае совершения субъектами конфликта актов незаконного  насилия, если создается угроза национальной безопасности.

     Общесистемный кризис означает, что важнейшие составляющие общества пришли в такое взаимное несоответствие, что разбалансированность системы не устраняется без кардинального изменения существующего социально-экономического строя.

     Составляющие  элементы политического кризиса  на этапе раскола общества по «вертикали»:

    • конституционно-правовой кризис – разрыв правового пространства, ограничение или фактическое прекращение действия Конституции;
    • правительственный кризис – потеря респектабельности и авторитета, снижение управляемости государственной системы и уменьшение государственно-административного управляющего воздействия;
    • кризис партийной системы;
    • идеологический кризис;
    • внешнеполитический кризис.

     Упорядочению  конфликтов органами государственной  власти и управления способствует правовое обеспечение их деятельности, установление демократической процедуры законотворчества, действие всех государственных органов  в рамках и на основе закона, соблюдение правовых процедур разрешения споров – все, что составляет фундаментальную  основу и вектор движения общественно-политической системы к правовому государству, цивилизованному правопорядку.

     Другим  не менее важным средством профилактики кризисных ситуаций является упорядочение правового статуса государственных  органов, политических партий, общественных организаций и движений, местного самоуправления.

     Специфика кризисов в России проявляется в  том, что кризисы государственного управления обычно возникают при  исчерпании кредита доверия нижестоящих  инстанций вышестоящим и имеют  ярко выраженный эмоциональный (иррациональный) характер.

     Косвенным подтверждением этого является активное использование, а нередко и превалирование именно моральной лексики («обманувший  доверие», «потерявший совесть» и  т. д.).

     Для вертикального (патерналистского) общества конфликты чаще развиваются в  плоскости: центр – регион, директор – рабочий, администрация – местные  жители при серьезной блокировке обратной связи и путей нахождения консенсуса. В результате получается замкнутый круг: реальное снижение социальной напряженности в конкретном городе, на предприятии за счет использования  конфронтационных ритуалов разрешения конфликтов, провоцируется рост напряженности  в обществе в целом.

     Другим  крупным источником конфликтности  между государственной властью  и населением является отчуждение на почве разнонаправленности интересов  граждан и чиновников (политических и государственно-административных должностных лиц), которые, по мнению большинства населения, руководствуются  интересами не только (и не столько) рядовых граждан, сколько ведомственными, корпоративными и собственноличными. 

 

Заключение

     Государственное управление – это осуществляемая на профессиональной основе деятельность особой группы людей (государственных и муниципальных органов власти, должностных лиц) в политико-административной системе, реализующих волю государства на основе законов и иных нормативно-правовых актов по предоставлению и обеспечению конституционно-законодательных прав (и обязанностей) граждан, предоставлению общественных услуг по принципу равноправия граждан в целях построения правового социально ориентированного государства.

     Кризис  государственного управления – это  особая форма политической системы  общества, органов государственной  власти, сопровождающаяся нестабильностью, снижением уровня управляемости  социально-экономическими процессами, разбалансированностью политических институтов, обострением политических конфликтов, нарастанием противоречий в обществе.

     Сущностными признаками кризиса государственного управления являются следующие:

    • обострение экономических и социальных конфликтов;
    • неспособность государственной власти управлять разрастающимися конфликтами, регулировать социально-экономические процессы и отношения прежними традиционными методами.

     Кризис  государственного управления развивается  поэтапно.

     Первый, начальный этап характеризуется  многочисленными конфликтами в  обществе.

     Второй  этап – развитие конфликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда  они уже не могут быть разрешены  путем компромиссов и отражают функциональное расстройство механизмов деятельности государственной власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся социально-экономическим условиям.

     Третий  этап – развитие и обострение кризиса, включающие распад существующих политических структур и ведущие к рассеянию, обесцениванию государственной  власти, утрате властными органами своего сущностного качества – оказывать  управляющее воздействие на общественные процессы.

     В переходный период развития общества в качестве основной конфликтной  доминанты выступает всеобъемлющий  социально-политический конфликт, пронизывающий  все важнейшие сферы общественной жизни.

     В целом конфликт государственного управления, или политический конфликт, – это  всегда противоборство по поводу организации, осуществления или перераспределения  власти. Разрешение и устранение этих конфликтов, нахождение компромисса  и согласия в той конкретной ситуации является важнейшим императивом, «настоятельной потребностью» государственной  власти. Напряженность наступает  из-за неумения вовремя контролировать и регулировать этот процесс.

       Последовательность тактических  действий по управлению конфликтом  может выглядеть следующим образом: 

  • институциализация – установление норм и правил разрешения конфликта;
  • легитимизация – постановка институциональной процедуры в жесткую зависимость от добровольной ответственности большинства участников конфликта соблюдать предложенные нормы и правила;
  • структурирование противоборствующих групп;
  • редукция конфликта, т. е. его постепенное ослабление за счет перевода на другой уровень.

     Выделяют  следующие причины кризиса в  системе государственной власти:

  • технологические:
  • культурно-исторического характера;
  • организационного характера;
  • политико-идеологического характера.

     Провал  социально-экономических реформ, неспособность  системы государственной власти самоорганизоваться и выполнить  общественные функции приводят к  той критической точке, из которой  структурно-функциональный кризис перерастает  в дисфункциональный, общесистемный. Это опасный вид кризиса, избежать которого возможно только в условиях антикризисного управления. 
 
 
 

 

Список  используемых источников

  1. Александров Г.А.  Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: учебно-практическое пособие. –М.: Издательство БЕК, 2002. 544 с.
  2. Атаманчук Г.В. Государственное управление. - Н.: «Юридическая литература», 2007.
  3. Базаров Г.З., Беляев С.Г., Белых Л.П. и др. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для ВУЗов. - М.:  Закон и право, ЮНИТИ, 1996 – 469 с.
  4. Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент. –М.: 2003
  5. Иванов Г.П. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению. - М.:  ЮНИТИ, 2005.
  6. Антикризисное управление: Учебник под ред. Короткова Э.М. - М.: «ИНФРА-М», 2003г. 432 с.
  7. Кошкин В.И. и др. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 11.- М.: «Инфра – М», 1999 – 560 с.
  8. Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Издательство ЭКМОС, 2008 – 400 с.
  9. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. – СП., 2009.

Информация о работе Кризис в системе государственного управления