Кризис в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:17, реферат

Описание работы

Цель данной работы – исследование кризисов в системе государственного управления.
Задачи данной работы – охарактеризовать систему государственного управления, рассмотреть кризисы в системе государственного управления, провести их анализ, рассмотреть антикризисные меры и политику, наметить пути выхода из кризиса.

Содержание

Введение 3
Понятие системы государственного управления 5
Понятие кризиса в системе государственного управления 12
Этапы кризиса в системе государственного управления 14
Причины кризиса в системе государственного управления 15
Пути преодоления кризиса в системе государственного управления 17
Заключение 20
Список используемых источников 23

Работа содержит 1 файл

реферат Кризис в системе государственного управления.docx

— 41.97 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Понятие системы государственного управления 5

Понятие кризиса в системе  государственного управления 12

Этапы  кризиса в системе  государственного управления 14

Причины  кризиса в системе  государственного управления 15

Пути  преодоления кризиса  в системе государственного управления 17

Заключение 20

Список  используемых источников 23 
 

 

Введение

     Непосредственная  причина низкой эффективности государства  в том, что никто не занимается организацией его деятельности. Стихийность  привела к тому, что в правительстве  одна и та же работа может выполняться  трижды: ведомствами, департаментами аппарата правительства и секретариатами вице-премьеров.

       Кризис усугубляется отсутствием  стратегии. Как следствие, на  одном из этапов развития (а  точнее деградации) аппарату, призванному  уточнять уже принятые решения,  придали функции их выработки.  Некомпетентность привела к перенапряжению  чиновников и параличу их работы.

       Однако главная причина недееспособности  государства - всеобщая безответственность.

       Для исправления такого положения  прежде всего необходимо установить  соответствующий сегодняшним реалиям  баланс полномочий ветвей власти. Так, естественными функциями  президента являются стратегия,  безопасность, внешняя политика, государственное  строительство, кризисы и представительство.  Остальное дело парламента и  правительства. Без необходимых  полномочий они в принципе  не могут стать ответственными.

     Конституция должна предусматривать механизмы  реализации федеральных законов  в случае попыток их нарушения  властями на местах вплоть до смены  этих властей. Она должна описывать  отношения федерального центра и  субъекта не менее тщательно, чем  отношения президента, правительства  и парламента.

       Цель данной работы – исследование кризисов в системе государственного управления.

       Задачи данной работы – охарактеризовать систему государственного управления, рассмотреть кризисы в системе государственного управления, провести их анализ, рассмотреть антикризисные меры и политику, наметить пути выхода из кризиса.

       Предмет исследования в работе - кризисы, возникающие на различных  стадиях функционирования системы  государственного управления.

       Объектом исследования в работе  является система государственного  управления.

       Субъект исследования - государство,  с позиции которого кризисы  в системе государственного управления  будут изучены, выявлены проблемы, недостатки и найдены пути  и средства улучшения ситуации. 

Понятие системы государственного управления

     Управление  – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта  выступают различные явления  и процессы: человек, социальная общность, общество в целом, общественные процессы.

     Государственно-политическое управление – деятельность институтов политической власти трех уровней:

     1) федерального;

     2) субъектов государства;

     3) местного самоуправления.

     Государственно-административное управление – вид государственной  деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется  исполнительная власть, ее органов  и должностных лиц.

     Предметом выступают государственный сектор экономики; инфраструктура (например, федеральные дороги, аэропорты, транспорт), вся сфера социальных услуг; службы, занимающиеся дорожно-коммунальным хозяйством; государственные учреждения образования, здравоохранения; армия, милиция, тюрьмы, пожарная охрана и другие структуры, чья деятельность финансируется  из средств федерального, субъектов  и местных бюджетов.

     Существуют  два подхода к понятию государственного управления.

     В широком смысле государственное  управление – это деятельность государства  по руководству различными сферами  общественной жизни через органы государственной власти, к которым  относятся законодательные, исполнительные и судебные органы власти всех уровней, с привлечением неправительственных  организаций.

     В более узком смысле под государственным  управлением понимают исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти в пределах их компетенции по регулированию и руководству общественными делами.

     Таким образом, государственное управление – это осуществляемая на профессиональной основе деятельность особой группы людей (государственных и муниципальных  органов власти, должностных лиц) в политико-административной системе, реализующих волю государства на основе законов и иных нормативно-правовых актов по предоставлению и обеспечению  конституционно-законодательных прав (и обязанностей) граждан, предоставлению общественных услуг по принципу равноправия  граждан в целях построения правового  социально ориентированного государства.

     Понятие государственного управления включает в себя важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются  в управленческих отношениях:

     а) государственная управленческая деятельность – это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными  звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;

     б) субъектом государственного управления выступает государство как совокупность органов публичной власти всех уровней  аппарата управления. Конкретным субъектом  государственного или муниципального управления является соответствующий  орган, должностное лицо государства  или местного самоуправления;

     в) объект государственного и муниципального управления – это общественные отношения  социальных, национальных и иных общностей  людей, общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных  граждан, приобретающее общественное значение, то есть это отношения, которые  могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию.

     Сущность  государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль. Окружающая среда состоит из экономических, политических, правовых и культурных условий деятельности субъектов  государственного управления и обеспечивает границы, объекты, формы и методы управления.

     Отрасль государственного управления – это  система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта  управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством).

     Область государственного управления – это  сгруппированные по признаку основного  назначения отрасли государственного управления (управление народным хозяйством, управление в социально-культурной и административно-политической областях).

     Сфера государственного управления – это  комплекс организационных отношений  по поводу осуществления межотраслевых  полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, планирование).

     Орган государственного управления (исполнительной власти)– это субъект исполнительной власти, который непосредственно  осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми  актами пределах, наделен соответствующей  компетенцией, имеет определенную структуру  и управленческий персонал.

     Государственно-правовой характер управления определяется следующими признаками:

  • в процессе управления осуществляются функции государства при соблюдении интересов государства (публичных интересов) и обеспечении прав и свобод граждан;
  • функции управления осуществляются специально создаваемыми государством субъектами по поручению и от его имени или другими субъектами, которым государство передает часть своих полномочий в сфере управления;
  • все субъекты государственного управления обязаны действовать в пределах компетенции, установленной для них законами и иными нормативными правовыми актами.

     Цель  государственного управления – отражение  общественных потребностей и интересов. Иерархия целей государственного управления строится на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества.

     Можно выделить следующие виды классификации  целей:

  1. В зависимости от выполняемых функций:
    • общественно-политические;
    • организационно-правовые;
    • производственно-обеспечительные;
    • социально-экономические;
    • духовные;
    • информационно-разъяснительные.

         2. Связанные с качеством общества, его сохранением и преобразованием  – стратегические цели. Делятся  на: оперативные – фиксируют крупные  блоки действий; тактические –  определяют каждодневные, конкретные  действия.

         3. По объему: общие и частные.

         4. По результатам: конечные и  промежуточные.

         5. По времени: отдаленные, близкие  и непосредственные.

     Задачи  управления – промежуточные, этапные  цели управленческой деятельности. Среди  основных задач государственного управления выделяются:

  1. Государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни, и государственная поддержка некоторых предприятий и организаций.
  2. Обеспечение эффективного функционирования рыночного механизма, создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов; обеспечение общественного порядка и безопасности.
  3. Создание кадрового потенциала управления (государственной службы).
  4. Укрепление престижа страны и поддержание соответствующего статуса на международной арене.

     Все государственное управление действует  на основе определенных принципов. Принцип  государственного управления представляет собой закономерность, отношение  или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов  государственного управления, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве  своем правом и применяемого в  теоретической и практической деятельности людей по управлению.

     Общесистемные принципы государственного управления – общеуниверсальные закономерности. Выделим основные:

  1. Принцип объективности государственного управления обусловливает необходимость во всех управленческих процессах следовать требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям.
  2. Принцип демократизма понимается как народовластие в государственном управлении. Предполагает приоритет прав, свобод, интересов граждан во всех сферах государственного управления.
  3. Принцип правовой упорядоченности государственного управления – необходимость законодательного определения и закрепления основных элементов государственного управления (целей, функций, структур, процесса, принципов).
  4. Принцип законности государственного управления – установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов, вся деятельность органов государственной власти подзаконна.
  5. Принцип разделения власти в государственном управлении подразумевает разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви.

Информация о работе Кризис в системе государственного управления