Кондитерская промышленность Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:49, контрольная работа

Описание работы

Задание: Всем студентам необходимо изучить представленный кейс. Но основе кейса подготовьте в индивидуальном порядке:
1. проект типовой структуры краткосрочного антикризисного плана. Предлагаемые разделы:
1) Финансовая политика;
2) Организационная структура;
3) Управление кадрами;
4) Товарная политика (производство, технология, ассортимент, инновация, качество);
5) Ценовая политика;
6) Сбыт, география и каналы сбыта. Логистика (транспортировка, снабжение);
7) Продвижение (реклама, брендинг, ПР, в том числе экологические аспекты);
2. Составьте развернутый SWOT-анализ для ШФН.
3. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте материал о том, как в 2002 году были предприняты попытки обанкротить Бабаевскую фабрику с целью ее продажи Nestle (через «Гутабанк») и о современной ситуации на фабрике.

Работа содержит 1 файл

Домашняя работа 1 Разработка антикризисного плана.doc

— 2.14 Мб (Скачать)

Домашняя работа № 1

СОСТАВЛЯЕМ АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН

Задание: Всем студентам необходимо изучить представленный кейс. Но основе кейса подготовьте в индивидуальном порядке:

1. проект типовой структуры  краткосрочного антикризисного  плана. Предлагаемые разделы:

1)               Финансовая политика;

2)                Организационная структура;

      1. Управление кадрами;
      2. Товарная политика (производство, технология, ассортимент, инновация, качество);
      3. Ценовая политика;
      4. Сбыт, география и каналы сбыта. Логистика (транспортировка, снабжение);
      5. Продвижение (реклама, брендинг, ПР, в том числе экологические аспекты);

2.  Составьте развернутый SWOT-анализ для ШФН.

3. Используя Интернет  и другие источники информации, подготовьте материал о том, как в 2002 году были предприняты попытки обанкротить Бабаевскую фабрику с целью ее продажи Nestle (через «Гутабанк») и о современной ситуации на фабрике.

Домашняя работа сдается  письменно. Объем работы 10-15 страниц  машинописного текста (Times New Roman, 14 шрифт, 1,5 интервал).

1.  КОНДИТЕРСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

По состоянию на 1995 год в России насчитывалось около 120 кондитерских предприятий, выпуск продукции на которых  составлял приблизительно 1,3 млн тонн в год. Годовой выпуск кондитерской продукции, составивший 2,8 млн тонн в 1990 году, год от года сокращался ив 1995 году находился только на 48% от максимального уровня. Коэффициент загруженности оборудования, составлявший 98% в 1990 году, снизился, опустившись до уровня 47% в 1995 году. Период до 1990 года характеризовался большим превышением спроса над предложением, поэтому проводилось постоянное увеличение объемов выпускаемой продукции и производственного потенциала.

1.2. ПРОБЛЕМЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В КОНДИТЕРСКОЙ ОТРАСЛИ В ЦЕЛОМ

1.2.1. Устаревание оборудования

В результате перехода от планового хозяйства к рыночной экономике традиционно существовавшее финансирование капиталовложений в оборудование со стороны центрального правительства прекратилось.

Особо сильному отрицательному воздействию подверглась кондитерская промышленность, и, как результат, обновление оборудования в ней проводится с запозданием. По состоянию на 1993 год только о 15% всего оборудования можно было сказать, что оно соответствует международным стандартам. При этом более 50% оборудования подлежало обновлению в связи с устареванием.

1.2.2. Увеличение  производственных издержек 

А. Возрастание доли импортного сырья

В течение ряда лет  доля импортных закупок в общем  объеме сырья увеличивалась, являясь  тем самым одним из факторов, приводящих к увеличению производственных издержек. К примеру, в 1995 году российская пищевая промышленность на 50% снабжалась импортным сахаром, а кондитерская промышленность - на целых 80%.

Б. Малые объемы производства широкого ассортимента

Предприятия кондитерской промышленности России выпускают широкий ассортимент продукции, в основе которой находятся разнообразные виды сырья. (Имеются предприятия, которые выпускают свыше 200 наименований). В связи с этим требуется хранить на складе различные виды сырьевых продуктов в небольших количествах, что приводит к удорожанию затрат на хранение. Кроме того, в связи с хронической нехваткой оборотного капитала предприятия не могут производить крупные закупки сырьевых материалов, когда цены на них падают. (Это является стандартной практикой для иностранных предприятий). Этот фактор также делает производственные издержки более высокими.

1.3. КРУПНЕЙШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Во времена социалистической экономики крупнейшие предприятия традиционно концентрировались в наиболее экономически развитых районах Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому эти предприятия получали оборудование и могли пользоваться фондами, выделяемыми на модернизацию. В результате подобной практике и сегодня из десяти крупнейших предприятий пять находятся в Москве и два в Санкт-Петербурге.

Однако и в других районах хотя и немного, но имеются  крупные кондитерские предприятия: например «Конфи» и «Челябинская кондитерская фабрика» на Урале, «Волжанка» в Поволжском регионе. Продукция этих фабрик ничем не уступает как по качеству, так и по цене кондитерским фабрикам Москвы и Санкт-Петербурга.

Крупнейшие  предприятия кондитерской промышленности России

Название

Город

Объем производства в 1995 г. (тыс. тонн)

Производственные мощности

Коэффициент загрузки (%)

АО «Красный Октябрь»

Москва

57,9

55,0

105

ЗАО «Рот фронт»

Москва

53,3

67,3

79

АО «Бабаевское»

Москва

49,2

51,9

95

ОАО «Большевик»

Москва

47,8

60,2

79

ОАО «Конфи»

Екатеринбург

38,8

38,8

100

Итого:

 

247

273,2

91,6


 

1.4. ОСОБЕННОСТИ КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ ПО КАТЕГОРИЯМ

1.4.1. Наименование  различных видов продукции

Самой значительной особенностью предприятий кондитерской промышленности России является то, что, несмотря на сравнительно небольшие размеры, они выпускают товары чрезвычайно широкого ассортимента (свыше 5 тыс. наименований). В противоположность этому «Марс», «Нестле» производят более ограниченный ассортимент, концентрируют на нем свой маркетинг и рекламную деятельность и таким образом расширяют продажи по всему миру.

До настоящего времени в России не было предприятий, которые использовали бы такую стратегию.

1.4.2. Размеры сокращения производства  по различным видам продукции

С 1990 года производство и  продажи кондитерской продукции  в России в целом значительно  сократились. Однако размеры сокращения сильно разнятся в зависимости от вида продукции. Неизбежно самому большому сокращению подверглись такие традиционные российские кондитерские изделия, как бисквиты и кексы, пирожные, торты и восточные сладости: их стали выпускать более чем на 90% меньше. С другой стороны, кондитерские изделия западного типа - шоколад, глазурованные леденцы, карамель - испытали сравнительно небольшое сокращение. При этом производство шоколада сократилось меньше всего: за пять лет с 1990 по 1995 годы лишь на 2%.

2.  ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА «НОВОСИБИРСКАЯ»

2.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ

Наименование

АОЗТ «Шоколадная фабрика  «Новосибирская»

Адрес

630009, г. Новосибирск,  ул. Никитина, 14

Телефон

(3832) 66-82-14

Факс                          (3832) 66-82-14

Кол-во сотрудников

858  человек  (ср.   на 1997г.)

Директор                    Бакулин Н.А.

Год создания

1942

Дата приватизации   Сентябрь 1992 г.

Структура собственности

Обычные акции: 5 000 000 штук Привилегированные: 0 штук Собственные акции: прим. 115 000

Совет      директоров предприятия

ФИО

Носенко С. Росохин А. Бессараб А. Веселков А. Асютина 3. Журкин В. Цимбаленко Л.

Компания

АО «Бабаевское» АО «Бабаевское» АО «Бабаевское» «Инкомбанк» ЗАО  «Новосибирская» ЗАО «Новосибирская» ЗАО «Новосибирская»

Основные виды выпускаемой     продукции

Шоколадные конфеты  Шоколадные конфеты — всего 69 видов 

Мармелад  трех видов 

Зефир двух видов

Капитал компании

98 294 509 руб.  (на  31.12.1997)                   

Собственный капитал 

72 271 450 руб. (на 31 12.1997)

Основные        обязательства

 

 

Долги банкам    Краткосрочные:     7 000 000 руб.

Долгосрочные:                                              0 руб.

Кредиторская задолженность        1 1 844 932 руб.

Поставщикам и подрядчикам (на 31.12.1997)

История фирмы

Год

Событие

1942

Создание (на основе эвакуированного  предприятия из

Одессы)

Сентябрь 1992

Приватизация компании  

Ноябрь 1944

Переоценка основных фондов предприятия

 

Июль 1997

Изменение основных акционеров компании

 

_"_ -

Изменение состава совета директоров (с 5 чел. — 7 чел.)

-"_ -

Вступление в должность  директора Бакулина Н.

Март 1998

Структурные изменения  в АО «Бабаевское» - холдинг

1998

Планируемый   выход  на  мировые  фондовые рынки холдинга «Бабаевское» (АДР, Люксембург)


 

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОСТАВ РУКОВОДСТВА,  ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ 

2.2.1. Организация

Шоколадная фабрика  «Новосибирская» (ШФН) — предприятие, которое можно отнести к категории  средних и малых, расположенное в г. Новосибирске Новосибирской области Российской Федерации. Трудовой коллектив насчитывает 800 человек. Фабрика основана в 1942 году, в 1992 году была приватизирована в форме акционерного предприятия закрытого типа.

Все годы деятельности, включая  период государственной формы правления, фабрика специализировалась на производстве и реализации шоколада, конфет и прочей смежной продукции в масштабах города Новосибирска и Новосибирской области. Сразу после приватизации - в период с 1992 по 1994 годы -- уровень реализации производственных мощностей фабрики был близок к 100%, однако в силу целого ряда социально-экономических причин торговый оборот снизился до минимума, из-за чего в течение последних трех лет предприятие было вынуждено функционировать лишь на 50% своего потенциала. Падение энтузиазма в цехах, а также ухудшение системы денежного обращения привели к общему снижению трудовой морали, когда оплата закупаемого сырья и погашение торговых сделок стали частично производиться не деньгами, а натуральной продукцией. У характерной для российских предприятий проблемы — хронической нехватки оборотных денежных средств — разрешения в ближайшее время не предвиделось.

Столкнувшись с ситуацией, когда резко ухудшились условия  как для краткосрочного, так и  для долгосрочного планирования в управлении производством, «Шоколадная фабрика «Новосибирская» рассмотрела несколько проектов своей реорганизации, включая, в частности, план реконструкции предприятия своими силами. В итоге наиболее оптимальным был признан путь реструктурирования под началом финансово-промышленной группы из Москвы. В июле 1997 года крупное кондитерское объединение «Бабаевское» с генеральным отделением в Москве принимает участие во внеочередном собрании акционеров фабрики, выкупает контрольный пакет, состоящий из 51% всех акций предприятия, и официально признается компанией-учредителем «Шоколадной фабрики «Новосибирская». Нельзя забывать о присутствии в данной ситуации «Инкомбанка». А это означает, что, став дочерней компанией «Бабаевского», ШФН получила мощную поддержку со стороны «Инкомбанка».

Широко известно, что  крупнейшие российские банки получают огромную власть над финансируемым  ими производством; при этом каждый банк, обладающий властью, продолжает пускать все более глубокие корни  в какой-то отдельной промышленной отрасли. Но даже среди этих банков «Инкомбанк» выделяется своей уникальной стратегией. Несмотря на то что в России его кредитно-финансовая активность направлена на поддержку тяжелой промышленности, включая энергетику, «Инкомбанк» также проявляет интерес и к производителям потребительских товаров -- продуктов питания.

В разработке успешного  плана реструктурирования ШФН огромную роль играет не только детальное изучение всех проблем самой фабрики, но и в огромной степени тот факт, что в дальнейшем развитии этого предприятия примут участие компания-учредитель ОАО «Бабаевское» и стоящий за ним «Инкомбанк», поэтому никак нельзя выпускать из сферы внимания долгосрочную производственную стратегию и кредитно-финансовую программу всей группы «Бабаевское» в целом.

Предприятие «Бабаевское» - - крупнейшее из группы предприятий «Инкомбанка» — в марте 1998 года превращено в холдинговую компанию типа ОАО. В течение года планирует выставить свои акции на люксембургском рынке для операций по формуле АДР (американской депозитарной расписки). Выкупив 51% акций ШФН, в ближайшее время планирует «обменять» оставшиеся 49% акций частных владельцев на акции ОАО и полностью превратить фабрику в свое дочернее предприятие. В 1997 году объем производимой продукции одной только фабрики «Бабаевское» достиг 52 тысяч тонн. Выпускаемая предприятием продукция, в том числе и плиточный шоколад, — продукция высшего качества. За тот же год всеми предприятиями в рамках объединения «Бабаевское» было произведено ни много ни мало 150 тыс. тонн шоколадно-кондитерских изделий (включая хлебобулочные). Однако из пяти предприятий, входящих в объединение, только московская фабрика «Рот Фронт» по масштабам может сравниться с самой фабрикой «Бабаевское». Из остальных трех предприятий ШФН в настоящее время производит 5 тыс. тонн в год, что не превышает и десятой части показателей фабрики «Бабаевская». А в масштабах всей группы это составляет всего 3%.

Планы на будущее у  предприятия-учредителя «Бабаевское» агрессивны и глобальны. Эти планы включают в себя не только удовлетворение спроса на шоколад (особенно плиточный, который можно производить в массовых масштабах и получать высокую прибыль) в масштабах Москвы, где уровень концентрации населения, как и процент потребительских расходов на душу населения, очень высоки, но также и создание новых предприятий по производству и реализации этой продукции на Южном Урале, в Восточной и Западной Сибири. В ближайшем будущем также планируется продвижение на Дальний Восток, для чего в настоящее время подбираются предприятия - - кандидаты на поглощение «Бабаевским» путем скупки их акций. Если этим планам суждено осуществиться, мы станем свидетелями рождения «Гулливера кондитерского бизнеса» -фирмы, покрывшей сетью своих филиалов территорию одного из крупнейших государств планеты.

Нам представляется крайне важным не упускать из виду основные положения из вышеописанной стратегической концепции развития группы «Бабаевское». На схеме 2-2-1 мы попытались в общих чертах показать расхождения в понимании этой концепции между компанией-учредителем и ее дочерним предприятием на сегодняшний день. Очевидно, что для «Бабаевского» наибольший интерес представляют распространение акций и усиление своей производственно-торговой системы в Москве и непосредственно прилегающих регионах.

Информация о работе Кондитерская промышленность Российской Федерации