Государственная инновационная стратегия антикризисного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Изучив механизмы антикризисного управления, мы приходим к выводу, что оно не может иметь другой основы, нежели поиск, и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса, поскольку прежние подходы себя уже не оправдывают. Более того, процесс развития не завершается осуществлением более совершенных технологических решений, а начинается с них: технологии необходимо пройти все стадии совершенствования в инновационных структурах. За это время увеличивается объем специальных знаний, опыт, развивается и совершенствуется управленческая практика, повышается культурный уровень работников, вовлеченных в проект, рождаются новые идеи.

Содержание

Введение
1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления.
2. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития.
3. Роль инноваций в антикризисном управлении.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

инновации антикризисного управления.docx

— 50.52 Кб (Скачать)

Создание  новых инновационных структур –  одна из основных задач экономической политики как экономически развитых, так и развивающихся стран. Эти структуры позволяют стабилизировать экономическую ситуацию. Даже в развитых экономических системах они в ряде случаев создаются в период экономического спада, структурной перестройки, сопровождающихся сокращением рабочих мест, уменьшением объемов бюджетных ассигнований на научное развитие, а также в условиях значительного накопления научно-технического потенциала при отсутствии механизма доведения имеющихся идей до конкретного потребителя и достижения коммерческого успеха.

Эффективное управление инновационным процессом  требует специальных организационно-экономических механизмов. Это, в первую очередь, связано с условиями неопределенности, которые характерны для инновационной деятельности. Всегда существует опасность того, что стоимость полученных инновационных решений может оказаться слишком высока или новая продукция потерпит коммерческую неудачу на рынке. Вероятность неэффективности инвестиций зависит от вероятности коммерческого успеха. Эта проблема может быть решена путем формирования специальной инфраструктуры, поддерживающей инновационный процесс.

Инновационная инфраструктура представляет собой  организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции.

Одним из позитивных факторов развития инновационных  структур является создание предприятий малого и среднего бизнеса, что помогает решать проблему занятости и социальной стабильности общества и в целом способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Заключение.

В соответствии с теорией М.Портера конкурентное развитие страны происходит на основе факторов производства, инвестиций, инноваций  и благосостояния (высший уровень  развития). Страны, входящие в мировое  технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция) в  настоящее время развиваются  преимущественно на основе активизации  инновационной деятельности. Российской экономике необходимо с первого  и второго уровней развития переходить на третий – на основе инноваций. В  условиях современного рынка система, недооценивающая роль инновационного потенциала, сталкивается с ослаблением  своих позиций на рынках, потерей  потребителей и снижением размеров прибыли. Все это способствует возникновению  кризисной ситуации и приводит к  краху всей системы. Необходимо отметить, что часть вышеперечисленных "симптомов" также применима и к государственному сектору, который, по своей природе, является поставщиком специфических  услуг для особенного потребителя  – общества в целом. Таким образом, развитие инновационного сектора является одним из приоритетных направлений  государственной политики в условиях стремления общества и государства  выйти на качественно новый уровень  развития.

На данном этапе развития российской экономики  можно наблюдать инновационный  кризис, проявляющийся в резком снижении управляемости процесса создания и  внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании  деятельности исследовательских организаций. С учетом этого поиск возможных  решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым  становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными  исследователями механизмов инновационного управления.

Необходимо  отметить, что объектом инновации  в антикризисном управлении могут  быть не только новая продукция и  новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и  новые методы управления, новые организационные  структуры и т.д. В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации  рынка, усиления конкуренции, которое  сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ, приверженность инновационному типу развития становится ключевым фактором успеха. А стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений и возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. Причем наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью. Таким образом основную роль в процессе антикризисного управления играют не столько единичные инновации, сколько масштабные инновационные стратегии, призванные координировать направления развития предприятия на протяжении длительного периода времени.

На российском рынке условия для перехода к  активной инновационной стратегии  сложились лишь недавно. Развитый спрос  и потребительская культура населения  определяют постоянный поиск путей  повышения уровня потребления, отдается предпочтение более качественным товарам. Происходит сегментация рынка, что  обуславливает формирование индивидуализации производства. Наличие большого количества эффективных производителей, завоевавших  и охраняющих свои позиции на рынке, увеличивает цену конкуренции, поскольку  в основном исчерпываются экстенсивные источники и ограничивается применение ценовой конкуренции. В создавшихся условиях необходимым элементом успешной реализации инновационных процессов является наличие развитой научно-технической инфраструктуры, обеспечивающей проведение научных разработок различной сложности. Ее эффективность может быть повышена государственной политикой.

Наряду  с совокупностью внешних по отношению  к предприятию элементов среды, обуславливающих необходимость  перехода к инновационной стратегии, необходим ряд изменений внутренней среды предприятия. Самое главное  изменение – ориентация производства на рынок, достигающаяся за счет формирования новой философии организации, новой  корпоративной культуры, привлечения  к сотрудничеству маркетинговых  структур или создания собственных  для проведения маркетинговых исследований. Предприятию необходимо организовать поиск новых идей, проведение исследований, быструю разработку технологии или адаптацию существующих. Все эти изменения невозможно провести без обучения персонала, т.е. необходима организация работы по управлению персоналом. Таким образом, переход предприятия к инновационной стратегии рационален при определенном уровне развития рыночных отношений, и при широком распространении не только способствует эффективному функционированию элементов антикризисного управления предприятием, но и радикально меняет характер экономической системы страны.

Эффективному  противодействию кризисам также  способствует развитая инновационная  инфраструктура, которая, в самом  общем виде, представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств  и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической  продукции. При формировании рыночных отношений инновационная инфраструктура является средой, способной снизить  неопределенность инновационных процессов  и благоприятствующей рисковой деятельности. Она также аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Также в рамках данной инфраструктуры получают значительное развитие такие  элементы системы, как научно-технические  парки, бизнес-инкубаторы, центры высоких технологий и т.д. Деятельность этих организаций также способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.

Изучив  механизмы антикризисного управления, мы приходим к выводу, что оно  не может иметь другой основы, нежели поиск, и активное использование  новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса, поскольку прежние подходы себя уже не оправдывают. Более того, процесс  развития не завершается осуществлением более совершенных технологических  решений, а начинается с них: технологии необходимо пройти все стадии совершенствования  в инновационных структурах. За это  время увеличивается объем специальных  знаний, опыт, развивается и совершенствуется управленческая практика, повышается культурный уровень работников, вовлеченных  в проект, рождаются новые идеи, растет производительность труда и т.д. Все перечисленные последствия использования инновационных подходов в развитии организации, а также многие другие, закладывают основу для успешного проведения комплексной антикризисной политики, способствующей эффективному функционированию в современной бизнес-среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

   Список используемой литературы.                    

1.     Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.:

ИНФРА-М, 2003.

2. Баринов В.А. Антикризисное  управление: учеб. пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

3.    Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. М.: ЗАО «Финпресс»,

1997.

4. Мыцких Н. П. Инновационные стратегии в государственном антикризисном регулировании экономики: учеб.-метод. пособие / Н.П. Мыцких, В.А. Мыцких, М.А. Слонимская. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007.

5. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.:

РИЦЛО «Мегаполис-Контакт», 1993.

6. Смольский  А.П. Антикризисное управление: Учебное  пособие. – Мн.: Современная школа, 2008.

7.Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под. ред. С.Г.

Беляева и В.И. Кошкина. М.: Закон  и право, ЮНИТИ, 1996.

8.  Шредер Г.А. Руководить сообразно ситуации: Пер. с нем. М.: АО

«Интерэкспорт», 1994.

 


Информация о работе Государственная инновационная стратегия антикризисного развития