Государственная инновационная стратегия антикризисного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Изучив механизмы антикризисного управления, мы приходим к выводу, что оно не может иметь другой основы, нежели поиск, и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса, поскольку прежние подходы себя уже не оправдывают. Более того, процесс развития не завершается осуществлением более совершенных технологических решений, а начинается с них: технологии необходимо пройти все стадии совершенствования в инновационных структурах. За это время увеличивается объем специальных знаний, опыт, развивается и совершенствуется управленческая практика, повышается культурный уровень работников, вовлеченных в проект, рождаются новые идеи.

Содержание

Введение
1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления.
2. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития.
3. Роль инноваций в антикризисном управлении.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

инновации антикризисного управления.docx

— 50.52 Кб (Скачать)

     •   первоначальный успех зависит  во многом от способности разработать  действительно новый продукт,  удовлетворяющий спрос рынка,  тогда как последующая прибыль  зависит в основном от маркетинга  и уровня производства, обеспечивающего  требуемый объем продаж с наименьшими  затратами. 

     Инновационный процесс, являясь  частью жизненного цикла продукции,  включает различные стадии —  начиная от исследования и  разработки новой технической  идеи, технологии и кончая доведением  ее до промышленного внедрения,  получения нового продукта его  коммерциализации. Заключительный  этап инновационного процесса, связанный  с освоением масштабного производства  новой продукции, требует реконструкции  производственных мощностей, совершенствования  технологии, подготовки персонала,  рекламной деятельности и т.д.  На финансирование работ на  данном этапе потребуется значительно  больше (примерно в 6-8 раз) затрат, чем на исследования и разработки. Величина этих затрат также  зависит от объемов освоения  новых видов продукции. Однако  инвестиции продолжают носить  рисковый характер, так как реакция  рынка на этом этапе еще  неизвестна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны. Здесь важно помнить, что новый продукт, созданный с учетом всех достижений научно-технического прогресса, может быть не востребован на рынке. Поэтому очень важен этап коммерциализации, где через маркетинг формируется спрос на новую продукцию, осуществляется обратная связь с потребителями произведенного нового продукта и определяется дальнейший ход исследований и разработок.

     Все рассмотренные этапы инновационного  процесса предполагают свои методы  организации труда, управления, финансирования, кадрового обучения. Для уменьшения  риска и обеспечения успеха  предприятие должно интегрировать  различные этапы инновационного  процесса в единую цепь, каждое  звено которой выполняет важную  задачу в достижении общей  цели — получения нововведения, а затем нового изделия или  технологии.

     Здесь особую важность приобретает  стыковка звеньев, обеспечивающая  непрерывность, гибкость и динамику  всего процесса, когда результат  предшествующего этапа служит  основой для поступательного  движения на следующий. Эти процессы сопровождаются принятием инновационных решений относительно приоритетных направлений инновационной деятельности предприятия. Причем объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые рынки, новые методы управления, новые организационные структуры и т.д.

    В  условиях общего ускорения научно-технического  прогресса, глобализации и интернационализации  рынка, усиления конкуренции,  которое сопровождается сокращением  сроков действия конкурентных  преимуществ и необходимостью  разделения рынка на сектора,  ниши и микросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями — важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. При принятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенностей инновационного процесса, учитывать степень новизны нововведений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия.

     Отправной точкой процесса принятия  инновационного решения является  формирование инновационной   цели. Инновационная цель предприятия   представляет собой желаемый  результат его деятельности, который  может быть достигнут в определенные сроки за счет повышения инновационного потенциала предприятия. Инновационная цель зарождается на стадии фундаментальных разработок, где генерируются идеи, и уточняется в зависимости от ресурсных возможностей предприятия, а затем реализуется в форме проектов или программ.

     Инновационная деятельность связана  с привлечением различных ресурсов, основными из которых являются  инвестиции и затраты  времени  на НИОКР и технологическое   освоение масштабного производства  новой продукции, особая роль  здесь принадлежит управленческому  персоналу, его способности разрабатывать  и принимать инновационные решения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития.

     Инновационный потенциал организации  складывается из факторов, дающих  оценку состояния ее внутренней  среды, характеризующих ее конкурентоспособность  и конкурентные преимущества, и  из факторов внешней среды,  которые как бы определяют  привлекательность инновационного  рынка для организации. И здесь  инновационные возможности, предоставляемые  организации ее внешней средой, во многом зависят от инновационной  политики государства. Огромные  затраты на НИОКР, риск при  их проведении, необходимость определения  приоритетных направлений развития, формирование инфраструктуры для  инновационной деятельности, координация  деятельности государственного  и частного сектора, разработка  новых и пересмотр действующих  законодательных актов, способствующих  активизации инновационного процесса, — все это требует государственных  гарантий, финансирования, организационной  и информационной помощи. Государство  является одним из важнейших  внешних факторов, от которого  во многом зависят инновационные  возможности организации.

     Ситуация, сложившаяся сейчас в  российской инновационной сфере,  однозначно определяется как  кризисная. С одной стороны,  она характеризуется наличием  проблем инфраструктурного обеспечения  инновационных процессов с учетом  новой экономической ситуации, а  с другой — отсутствием механизма  стимулирования высокой активности  участников инновационных процессов,  инновационной восприимчивости  товаропроизводителей, прежде всего  ведущих отраслей промышленности, формирования рынка инновационных  продуктов, государственных гарантий  стабильности в сфере интеллектуального  труда и производства.

     Инновационный кризис протекает  в условиях общего кризиса,  т. е. в условиях принципиальных  изменений характера производственных  отношений, изменений мотивации  к труду, все это усугубляется  социально-экономической и политической  нестабильностью в обществе. Единственный  выход из сложившейся ситуации  — структурная перестройка промышленного  производства, основанная на передовых  технологиях и смешанных формах  собственности.

     В настоящее время отраслевую  структуру  экономики России  западные специалисты характеризуют  как типичную для развивающейся  (а не экономически зрелой) страны. Основным признаком отсталости считается высокий удельный вес тяжелой промышленности и низкий удельный вес сферы услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и др.

     Устаревшие  производственные мощности, огромные монополизированные государственные  предприятия — все это порождает  трудности для структурной перестройки.  Она должна быть направлена на внедрение передовой технологии в области использования: новых материалов, предназначенных для замены традиционных (синтезированные металлопластики, керамика и т.д.); передовой биотехнологии, основанной на широком использовании микроорганизмов; агрономии и биоагрокультуры; оптической технологии (оптроники); телематики (электронная почта при сохранении конфиденциальности); микроэлектроники и создания искусственного интеллекта.

     Успехов в этом направлении  в России можно  достичь  только на уровне государственной   антикризисной инновационной политики, поскольку предприятия не способны  добиться таких изменений самостоятельно.

     Изучение  опыта экономически  развитых стран  по созданию  механизма государственного регулирования  научно-технического развития является  позитивным фактором в преодолении  инновационного кризиса в нашей  стране.

     Осуществление научно-технической  политики США  базируется на  хорошо развитой институциональной   структуре. Основными рычагами  федерального правительства в  стимулировании НИОКР являются  два крупных межведомственных  органа — Американский научный  фонд, координирующий направления  фундаментальных исследований, и  Американский научный совет, представляющий  интересы промышленности и университетов  в научно-технической политике. Важнейшую  роль в осуществлении государственных  исследовательских программ играют  Министерство обороны и Национальное  управление по аэронавтике и  исследованию космического пространства (НАСА). Другие министерства и  государственные организации (Министерство  энергетики, Национальный институт  здравоохранения, Национальное бюро  стандартов и др.) также оказывают содействие в стимулировании НИОКР, но только в пределах отраслевых программ.

     Особенностью  американской структуры  управления научно-техническим прогрессом  является тесное взаимодействие  государства и частного бизнеса.  Значителен удельный вес смешанных,  финансируемых за счет государственных  и частных источников, организаций.  Среди них — Национальный центр  промышленных исследований, Национальная  академия наук, Национальная техническая  академия и Американская ассоциация  содействия развитию науки, основная  задача которых заключается в  поисках путей повышения научно-технического  и экономического потенциала  страны. Одно из направлений реализации  этой задачи — эффективное  использование уже накопленного  арсенала достижений, изобретений  и нововведений, полученных входе  выполнения федеральных программ  и контрактов, и передача их  для внедрения в частный сектор.

     Особое  внимание в США е  конца 80-х и  начала 90-х годов  уделяется передаче федеральных  технологий — технологическому  трансферту. Заинтересованность федерального правительства и частного сектора в трансферте огромна, так как проведенные в США исследования показали, что один доллар, потраченный на фундаментальные исследования, дает отдачу в размере двух долларов через шесть-семь лет, а от передачи технологии можно получить экономический эффект в соотношении 20:1 и выше и результаты могут быть достигнуты иногда уже в течение нескольких дней.

     Технологический трансферт способствует расширению объема продаж и рынков сбыта; созданию новой, более совершенной техники и технологии; сокращению стоимости производства; стимулированию теоретических и прикладных исследований, которые ранее считались практически не выполнимыми; сокращению сроков проведения НИОКР и внедрения новой техники; повышению производительности труда; сокращению издержек производства; повышению качества и расширению границ применения полученной ранее техники и технологии; улучшению организации производства; повышению квалификации кадров.

     В США действует Закон о передаче федеральной технологии, принятый в 1986 г., который в 90-е годы был подкреплен рядом законодательных актов по стимулированию такой передачи, где были, пересмотрены положения по охране авторских прав на федеральную технологию, расширены масштабы лицензирования, разработаны мероприятия, направленные на повышение материальной заинтересованности ученых и инженеров от внедрения технологии.

     В Японии вопросами инновационной   политики государства занимаются  высшие государственные органы  власти. Премьер-министр Японии возглавляет  Совет по делам науки. В его  состав входят руководители ряда  министерств, а также представители  крупнейших частных промышленных  корпораций. Совет по делам и  формулирует стратегическую линию  научно-технического развития страны  и определяет размеры расходов  на НИОКР из государственного  бюджета. Управление по науке  и технике осуществляет разработку  и реализацию наиболее крупных  национальных программ (космические  исследования, разработка аппаратуры  для ядерных реакторов и др.). В его рамках функционирует  Японская корпорация развития  исследований, занимающаяся поддержкой  новых наукоемких фирм.

     Министерство внешней торговли  и промышленности (МВТП) играет ключевую  роль в разработке промышленных  НИОКР и их внедрении. Контроль за выполнением конкретных направлений работ осуществляется Управлением по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленной технологи, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Управление национальной обороны стимулирует некоторые исследования в ракето- и авиастроении, а также электронной промышленности, имеющие как военное, так и гражданское применение. Механизм, с помощью которого японское государство реализует свою инновационную политику, достаточно прост. После определения приоритетного направления исследований МВТП предлагает сем крупным корпорациям с соответствующим производственным профилем принять участие в реализации программы. Министерство доставляет корпорациям свои научные лаборатории, «подключает» исследованиям ведущих учёных и специалистов из университетов, однако не оказывает сколько-нибудь существенной финансовой поддержки. Основные же затраты, связанные с проведением НИОКР, коллективно осуществляют корпорации-участницы. Результаты исследований и разработок, а также ноу-хау сообщаются всем заинтересованным компаниям. Японское правительство не выделяет значительных средств на финансирование промышленных НИОКР, равно как и не гарантирует компаниям рынков сбыта для новой продукции, но оно принимает протекционистские меры для защиты рационального рынка и тем самым помогает корпорациям «встать на ноги» на передовых направлениях НТП.  Поэтому японские производители наукоемкой продукции на внутреннем рынке практически не испытывают давления со стороны иностранных конкурентов.

Информация о работе Государственная инновационная стратегия антикризисного развития