Государственная инновационная стратегия антикризисного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Изучив механизмы антикризисного управления, мы приходим к выводу, что оно не может иметь другой основы, нежели поиск, и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса, поскольку прежние подходы себя уже не оправдывают. Более того, процесс развития не завершается осуществлением более совершенных технологических решений, а начинается с них: технологии необходимо пройти все стадии совершенствования в инновационных структурах. За это время увеличивается объем специальных знаний, опыт, развивается и совершенствуется управленческая практика, повышается культурный уровень работников, вовлеченных в проект, рождаются новые идеи.

Содержание

Введение
1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления.
2. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития.
3. Роль инноваций в антикризисном управлении.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

инновации антикризисного управления.docx

— 50.52 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

  1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления.
  2. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития.
  3. Роль инноваций в антикризисном управлении.

Заключение 

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение

В любой  момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы. Управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным.

     Антикризисное управление – это  управление, в котором поставлено  определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

   Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

     Необходимость антикризисного управления  определяется целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика – область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь антикризисное управление выражается в необходимости повышения профессионализма технического персонала, укреплении дисциплины, поиске новых технологий и пр.

В основе антикризисного менеджмента, вмещающего в себе финансовую и социальную функции, лежит система инноваций, составляющих главное содержание антикризисного управления сохраняемым предприятием. Она включает в себя процессные, продуктовые и аллокационные инновации.

Инновации (нововведения) включают в себя не только технические и технологические  разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые товары, услуги, благоприятные условия для клиентов, включая цены и т.д.). Инновации, особенно в российских условиях, - главное средство выживания фирмы на рынке.

В области  нововведений перед предпринимателем стоят следующие задачи:

-механизация, автоматизация сложной, грязной, опасной, рутинной работы;

-привлечение в коллектив фирмы сотрудников более высокой квалификации и создание лучших материальных условий для работников.

Для решения  этих задач предприниматель должен:

-быть приверженцем новых идей;

-поощрять инновационные идеи, возникающие у подчиненных и не сковывать их инициативу;

-иметь в фирме фонд инноваций;

-обеспечить непрерывное обучение и повышение квалификации сотрудников и в централизованном, и в индивидуальном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления.

     Любая социально-экономическая система  достигает успеха своей деятельности, если она находится и состоянии  последовательного и неуклонного  развития. Развитие — это приобретение  нового качества, определяющего  усиление и устойчивость жизнедеятельности  организации (фирмы), ее рост.  Как бы успешно она ни функционировала,  но если ее руководство не  нацелено на освоение новых  технологий, позволяющих производить  новые виды продукции более  высокого качества и с наименьшими  затратами, она через определенный  промежуток времени рискует стать  неконкурентоспособной. А это  означает ослабление позиций  на рынках сбыта, потерю потребителей  продукции и снижение размеров  прибыли. Все это способствует  возникновению кризисной ситуации  в организации и может послужить  причиной банкротства.

  Особенно  актуальна эта проблема для  экономики  нашей страны, переживающей  переход  к рыночным отношениям. Сложившаяся  в настоящее время  ситуация в  российской экономике  характеризуется общим спадом  производства и конкурентоспособности  продукции, снижением заинтересованности  большинства товаропроизводителей  в проведении инновационных мероприятий,  а также практически полным  отсутствием у государственных  структур целостной инновационной  политики.

     Кризис  в экономике страны  усугубляется инновационным кризисом, который проявляется в резком  снижении управляемости процессами  создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских  творческих коллективов. С учетом  этого поиск возможных решений  проблем управления инновационными  процессами становится одной  из важнейших задач антикризисного  управления.

   Вместе  с тем характер и особенности   развития инновационных процессов   определяют не только общая  экономическая  ситуация, но и  закономерности развития, свойственные  именно инновационной сфере, исследование  которых осуществляется в рамках теории нововведений начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в частности.

  Известный  американский экономист Эдвард  Дёминг, которому японская промышленность обязана рождением и всемирным успехом, изложил в книге «Выход из кризиса» спою программу управления корпорацией в условиях жесткой конкуренции, когда успех одних порождает сложные проблемы для других. Суть этой программы представлена в сформулированных Э. Дёмингом знаменитых 14 принципах, следовать которым он призывает руководство компаний. Вот некоторые из них:

   •   сделайте так, чтобы стремление  к  совершенствованию товара  или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель — стать  конкурентоспособным, остаться в  бизнесе и обеспечить рабочие   места;

  •   постоянно совершенствуйте систему   производства и обслуживания, чтобы  повышать качество и производительность  и таким образом непрерывно  снижать затраты;

   •   создайте систему подготовки  кадров на рабочих местах;

  •   сформируйте систему эффективного  руководства. Цель инспектирования  — помочь людям работать лучше.  Контроль за деятельностью служащих нуждается в пересмотре не меньше, чем контроль за деятельностью рабочих;

 • внедрите обширную программу повышения  квалификации и самосовершенствования;

 •   сделайте так, чтобы каждый сотрудник  компании участвовал и программе преобразований. Преобразования — дело каждого!

     Реализация  отмеченных принципов  напрямую связана  с формированием  эффективной системы инновационного  управления предприятием, позволяющей  ему функционировать, избегая  кризисных ситуаций и занимать  лидирующие позиции и своей  отрасли.

     Важным  условием понимания целей  и задач  инновационного развития  предприятия  являются теоретические  знания, помогающие понять структуру  инновационного процесса, в основе  которого лежат инновационные  циклы.

     Наибольший вклад и развитие  теории инновации принадлежит,  по мнению специалистов, австрийскому  экономисту И. Шумпетеру, разработавшему в начале века собственную теорию экономического развития. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. В соответствии с классификацией И. Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается, как:

     1) изготовление нового, т.е. еще   неизвестного потребителям, блага   или создание нового качества  того или иного блага;

     2) внедрение нового, т. е. данной  отрасли промышленности еще практически  неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое  научное открытие и который  может заключаться также в  новом способе коммерческого  использования соответствующего  товара;

     3) освоение нового рынка сбыта,  т. е. такого рынка, на котором  до сих пор данная отрасль  промышленности этой страны не  была представлена, независимо от  того, существовал этот рынок  прежде или нет;

     4) получение нового источника  сырья  или полуфабрикатов  равным образом независимо от  того, существовал ли этот источник  прежде, или считался недоступным,  или его еще только предстояло  создать;

     5) проведение соответствующей реорганизации,  например обеспечение монопольного  положения (посредством создания  трестов) или подрыв монопольного  положения другого предприятия.

     Позже, развивая данную теорию, Шумпетер использовал термин innovation, что в русском переводе с английского означает «нововведение».

     Значительный  вклад в формирование  теории инновации  внесли и  русские исследователи. Это прежде всего Н.Д. Кондратьев — автор теории больших конъюнктурных циклов. Волновая теория Кондратьева дала возможность специалистам в области управления исследовать причины спадов в промышленности и определить пути преодоления кризисов за счет инновационного обновления капитала.

     Современная концепция теории  инновации включает такие понятия,  как «жизненный цикл продукции»  и «жизненный цикл технологии  производства». В самом общем  виде структуру жизненного цикла  продукции, включая инновационный процесс, можно представить следующим образом.

    В  начальной фазе научно-исследовательских   и опытно-конструкторских работ  (НИОКР) проводятся фундаментальные  теоретические исследования, прикладные  изыскания и проектно-конструкторские  разработки. Результатом их проведения  являются новые знания, научные  идеи, т.е. полезная информация  более высокого порядка, чем  ранее существовавшая. В связи  с тем, что научное знание  стало теоретической основой  развития производства, в развитых  странах фундаментальным теоретическим  исследованиям и поисковым НИР  уделяется особое внимание. Именно  они образуют потенциал знаний  для инновационной деятельности, представляющий собой интеллектуальный  продукт, рыночную стоимость которого  оценить весьма сложно.

     В процессе прикладных изысканий  новые  знания воплощаются  в оригинальных образцах техники  и технологии или отдельных  элементах, подтверждающих возможность  их практического применения.

     Этап  проектно-конструкторских  разработок — заключительный  для стадии исследования. Исследование  должно завершаться поиском   действенных форм внедрения в  производство полученных знаний, способных обеспечить его качественные  изменения. Выполнение этого требования  возможно посредством нововведений, способствующих внедрению изобретений  в производство.

     В процессе проектно-конструкторских,  опытно-технологических работ формируется  новая научно-техническая информация, отражаемая в соответствующей  документации. На данном этапе  часто изготавливается первый  образец новой техники или  другого новшества, который является  формой выражения полученной  информации, ее своеобразной иллюстрацией.

     Основными целями фазы технологического  освоения производства являются  его подготовка к внедрению  результатов разработок и обеспечение  необходимых для этого условий.  Здесь осуществляется посредственное взаимодействие науки и производства, от которого зависят темпы освоения прогрессивных новшеств, сроки их внедрения и начало массового производства новых продуктов.

     На  следующей фазе происходит  тиражирование  новых продуктов.  Стабильное производство призвано  обеспечить удовлетворение потребностей  общества в конкретных видах  изделий заданного качества и  количества. В этом состоит сущность  данного этапа. 

     Последняя фаза жизненного цикла  продукции  демонстрирует стадию, когда рынок достигает насыщения,  происходит снижение объемов  продаж и дальнейшее обеспечение  спроса на продукцию возможно  благодаря применению новых технических  или технологических решений  с целью обновления выпускаемой  продукции и закрепления положения  предприятия на рынке. Изучение  жизненного цикла продукции приводит  к ряду выводов, которые полезно  иметь в виду, определяя стратегию  инновационного процесса:

     •   кривые изменения прибыли  и объема продаж продукции  демонстрируют случай успешного  внедрения новшеств на рынок.  После компенсации всех стартовых  затрат, связанных с НИОКР, требующих  больших инвестиций, рост прибыли  значителен. Однако инновационный  процесс характеризуется условиями  неопределенности и всегда существует  большой риск  рыночной неудачи  новшества;

Информация о работе Государственная инновационная стратегия антикризисного развития