Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:08, реферат
Несомненно, что для любой организации и компании эффективное управление кадрами является одной из наиважнейших задач. Это находит свое отражение и в антикризисном управлении.
Настоящее время требует прочной, упорядоченной и четкой системы управления кадрами, также стоит отметить тот факт, что более приоритетным по сравнению с понятием «рабочей силы» становится понятие «человеческий капитал». Это происходит в силу повышения ценности и значимости таких характеристик сотрудника, как интеллект, профессионализм, природные деловые качества, т. е. сотрудники рассматриваются уже не просто как рабочая сила, а как ценный капитал.
Основными способами разрешения конфликтов в двух первых ситуациях является переговоры на уровне работника и работодателя. В последнем выступает уже работодатель и профсоюз.
Проблемы существуют в области социальной защиты, в вопросах стабильной занятости и оплаты труда. Более того, в современных высокодинамичных условиях ни один предприниматель и руководитель не может дать своим работникам полной гарантии стабильности, т. е. работник осуществляет свою деятельность в зоне риска. Здесь встает вопрос о социальной защите работников.
Основными составляющими
социальной защиты на предприятии являются
вопросы оплаты труда работников
и гарантии их занятости. Они уравновешиваются
путем переговоров между
В современном мире важно
уметь принимать компромиссные
решения, сочетающие в себе положения
оплаты труда и гарантий занятости.
То, в каком соотношении будут
находиться составляющие вопроса, зависит
от умения сторон вести переговоры,
от их делового навыка. Как правило,
переговоры сводятся к решению, заключающему
в себе более или менее оптимальное
«разделение» рисков, что обеспечивает
работникам определенную степень стабильности
в их социально-экономическом
Но нужно отметить, что
в современном мире, где так
важен вопроса престижа и имиджа
организации, многие работодатели (в
большей степени крупных
В свете вышеописанной обстановки профсоюзы ставят перед собой широкий спектр задач социально-экономического характера. Деятельность профсоюзов и ее эффективность основана, прежде всего, на анализе финансового состояния предприятия. Профсоюзы имеют право на получение информации. Интерес для них представляют финансовый и годовой отчеты предприятия, с помощью которых они получают такие данные, как, во-первых, средняя заработная плата работника, доля чистого дохода предприятия, выплаченная работникам, динамика реальной покупательной способности, а во-вторых – движение рабочей силы на предприятии, ее рост или сокращение, изменения в финансовой структуре.
Эти вопросы имеют очень большое значение при ведении переговоров профсоюзов с работодателями.
Конечно, многое зависит от умения сторон вести переговоры и приходить к определенным соглашениям. Переговоры с профсоюзами – это, как правило, коллективные переговоры, где есть свои особенности. Существуют определенные навыки при ведении переговоров подобного рода:
1) предварительная подготовка
и анализ сложившейся ситуации,
а также оценка
2) избегание конфликтных
ситуаций, так как это может
привести к затягиванию
3) продумывание альтернатив изменения своей позиции и точки зрения;
4) готовность к обсуждению и инициативному участию в переговорах.
Существуют также и
различные стили ведения
1. Агрессивный стиль – отличается сильным напором и давлением одной стороны на другую, минимальное сотрудничество.
В обычных условиях этот метод вряд ли приведет к хорошим результатам, однако он действенен в ситуации, очень ограниченной по временным рамкам или когда другие методы уже были использованы и не принесли желаемого результата.
2. Уклончивый стиль (
3. Умеренный стиль –
здесь присутствует высокая
4. Компромиссный стиль
– в таких переговорах все
условно разделяется поровну.
Обычно используется при
5. Сотруднический стиль
– другой часто используемый
стиль. Ситуацию, в которой обе
стороны готовы и имеют
9. Основные направления
действий профсоюзов в
Действия профсоюзов осуществляются по нескольким направлениям.
Прежде всего, нужно отметить действия в отношении заработной платы:
1) соблюдение уровня минимальной оплаты труда;
2) увеличение заработной
платы с уровня минимальной
оплаты труда до уровня
3) соблюдение соотношения
размера заработной платы
4) справедливое распределение
доходов предприятия между
5) в кризисных условиях
важно наблюдение за реально
имеющимися средствами
6) сокращение резкой
7) разработка системы оплаты труда за сверхурочное время;
8) если в кризисных условиях нет средств для выплаты заработной платы, необходимо строго фиксировать отработанные часы и дни для последующей оплаты;
9) учет при рассмотрении структуры и размера оплаты труда изменяющихся социально-экономических показателей: цены, медицинских услуг, плата за жилье и т. д.;
10) в случае неправомочных
нарушений выплаты заработной
платы разработка мер и
Таким образом, в условиях кризиса действия профсоюзов относительно заработной платы сводятся к наблюдению за неоправданными нарушениями прав работников и их последующее устранение.
Далее необходимо отметить действия в области социальных гарантий:
1) корректировка, дополнение
и совершенствование практики
заключения договоров и
2) непосредственное участие в разработке законодательства и социальных программ;
3) усиление социальной
ориентации проводимых
4) разработка стратегии
по системе социального
5) наблюдение за осуществлением
социальных проектов и
Что касается сферы занятости населения, то здесь профсоюзами проводятся следующие меры:
1) реализация программ, создающих
спрос на рабочую силу с
использованием различных сил
экономики: цен, инвестиций, налогов,
системы государственных
2) реализация государственных
программ по обеспечению
3) ограничение использования
неполной и частичной
4) препятствие сокращению
уровня заработной платы
5) стимулирование инвестиционной
деятельности предприятия,
6) составление и осуществление
программ по поддержке
7) разработка целевых
социально-экономических
И, наконец, действия профсоюзов в области охраны труда. В последнее время профсоюзы уделяют этому вопросу большое внимание, так как эта проблема становится все более острой в связи с большим количеством нарушений:
1) наблюдение и контроль за соблюдением условий договоров и соглашений между работниками и работодателями, причем обеими сторонами;
2) разработка норм и правил, обязательных для соблюдения как работниками, так и работодателем, включающих особые требования производства и технологий;
3) разработка системы
наказаний и ответственности
за нарушения на рабочем месте,
4) создание специальных
комиссий и профсоюзных
5) разработка новых программ
совместно с государственными
органами, в которых в большей
степени будет выделяться
Таким образом, независимо от направления, действия профсоюзов всецело посвящены созданию и защите достойных условий труда.
В своей работе они используют различные методы, которые постоянно приходится усовершенствовать и изменять в соответствии с преобразованиеми рынка.
10. Причины возникновения
конфликтов на кризисном
Конфликты являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия, не говоря уже о кризисном.
Если раньше этому вопросу уделялось лишь поверхностное внимание, то сейчас эта проблема рассматривается достаточно широко и является предметом изучения каждого менеджера. Для того чтобы уметь бороться с конфликтами и преодолевать их, необходимо, прежде всего, выявлять причины их возникновения.
Они могут быть самыми разными: психологические, связанные с трудовой деятельностью людей и т. д.
1. Причины, имеющие
Эти проблемы обычно связаны с другими причинами и являются следствием их:
1) неблагоприятная атмосфера
в коллективе, вызванная различными
факторами:
2) низкий уровень коммуникации
работников, т. е. отсутствие согласование
своих действий с интересами
коллег, нарушение личного
Информация о работе Человеческий фактор и роль кадровой политики в антикризисном управлении