Банкротство предприятий и предпринимательский риск

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является изучение ситуации риска в предпринимательстве и освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий.

Содержание

Введение …………………………………………………………..………....…3
Глава 1. Теоретические основы банкротства и предпринимательского риска
1.1. Понятие предпринимательского риска и банкротства
1.1.1.Предпринимательский риск и его предпосылки……….……5
1.1.2.Сущность банкротства.………………………………….……13
1.2. Банкротство в России
1.2.1. Причины банкротства многих российских
предприятий……………………………………..…………….….…16
1.2.2. Дело «ЮКОСа»……………………………….....…………....19
Глава 2. Практическая часть
2.1. Пути выхода из кризиса
2.1.1.Определение вероятности банкротства на примере
ООО «Агротехсервис»…………………………………..….….…..23
2.1.2. Рекомендации по управлению изменениями
организационной структуры предприятия.………….….....……...29
Заключение……………………………………...……………………..............35
Список литературы…………………………...……………………….……....39

Работа содержит 1 файл

Банкротство предприятий и предпринимательский риск.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

     при значении К3 меньше 1 решение о признании  структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным не принимается, однако ввиду реальности угрозы утраты данным предприятием платежеспособности оно ставится на соответствующий учет.

     Анализируя  данные показатели в совокупности можно  признать структуру баланса удовлетворительной и сделать вывод, что в ближайшее время ООО «Агротехсервис» не грозит банкротство. 

     2.1.2 Рекомендации по управлению изменениями организационной структуры предприятия 

     Одна  из важных задач по выводу предприятия  из кризисной ситуации - выбор такой  оптимальной организационной структуры, которая лучше всего отвечала бы целям и задачам предприятия, а также воздействующим на него внутренним и внешним факторам в существующих и ожидаемых условиях функционирования предприятия. Эффективное решение этой задачи - цель диагностического анализа организационного и кадрового потенциала предприятия.

     С целью выявления признаков преднамеренного  банкротства проводится анализ финансово-хозяйственной  деятельности должника, который осуществляется в два этапа:

  1. рассчитываются показатели, характеризующие изменения в обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, имевшие место за период проверки;
  2. анализируются условия совершения сделок должника за этот же период, повлекшие существенные изменения в показателях обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами.

     Показатели, характеризующие степень обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, можно представить в виде табл. 1.

     В случае, если на первом этапе установлено  существенное ухудшение показателей, обеспечивающих обязательства, проводится экспертиза сделок должника за тот же период, реализация которых могла быть причиной соответствующей динамики показателей. Если обеспеченность требований кредиторов за период проверки существенно не ухудшилась, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют. Если обеспеченность требований кредиторов существенно ухудшилась, но сделки, совершенные должником, соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства усматриваются.

     Таблица 1

Показатели, характеризующие степень обеспеченности обязательств

Показатель  Экономическое содержание Формула расчета  по данным бухгалтерского баланса ( формы № 1)
Обеспеченность  обязательств должника всеми его активами Характеризуется величиной активов организации, приходящихся на единицу долга Актив - Орг . расходы - НДС 
Долгоср . обязательства + краткоср . обяз . платежи  стр . 300 - стр . 112- стр . 220
стр . 590 + стр . 690 - стр . 640 - стр . 650 - стр . 660
Обеспеченность  обязательств должника его оборотными активами Характеризуется величиной оборотных активов, приходящихся на единицу долга Оборотные активы - НДС 
Долгоср . обязательства + краткоср . обяз . платежи  стр . 290- стр . 220
стр . 590 + стр . 690 - стр . 640 - стр . 650 - стр . 660
Величина  чистых активов организации Характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами ( Стр . 190 + стр  . 290 - стр . 220 - стр . 244 - стр . 252) - ( стр . 450 + стр . 590 + стр . 690 - стр  . 640 - стр . 650 - стр . 660) = ( Итого активы  для расчета чистых активов ) - - ( Итого пассивы , исключаемые из стоимости активов )
 

     Прежде  всего руководителю необходимо вначале  выработать собственное мнение, личную концептуальную (желаемую, "идеальную") модель управления предприятием.

     Начальный этап этой работы - постановка лично руководителем цели стратегического развития предприятия с учетом эффективного использования его потенциала.

     Внешние условия определяют цели управления ресурсами организационной структуры, обусловленные изменением общественных потребностей и необходимостью взаимодействовать с другими системами внешней среды: вышестоящими организациями, региональными органами, банками, поставщиками и потребителями.

     Внутренние  условия функционирования производственной системы определяют цели управления ресурсами организационной структуры, обусловленные необходимостью обеспечить эффективное управление всеми ресурсами производственной системы: техническими, технологическими, кадровыми и т.д. Если условия функционирования одних подразделений отличаются от условий других подразделений, то соответственно должны различаться и их структуры. Объединяет такие подразделения единство целей, которое является элементом, как процесса планирования, так и организации и не дает подразделениям предприятия возможности "тянуть" ее в различных направлениях, распылять силы и способности достичь общих целей предприятия.[11,138]

     Эффективным рычагом управления будущим предприятием является двойной бюджет, т.е. разделение бюджета на два: текущий и стратегический, особенно если стратегический бюджет составляет значительную часть общего бюджета.

     Двойной бюджет позволяет выделить средства целевым порядком для стратегической деятельности, защищая ее от посягательств  со стороны текущей производственно-хозяйственной  деятельности, а также баланс капиталовложений и доходов на короткие и длительные сроки.

     Необходимость службы маркетинга обусловлена тем, что приспособление предприятия  к постоянно ужесточающимся условиям конкуренции с отечественными и зарубежными предприятиями требует совершенствования форм и методов изучения рынка, рекламы продукции. Развитие функции маркетинга адекватно новым задачам, стоящим перед предприятием.

     В целях обеспечения маневренности  действий предприятия при изменении сбыта или спроса продукции служба маркетинга должна определять перспективные рынки сбыта по видам выпускаемой продукции (состав потребителей, в том числе потенциальных, объем их потребности, региональное размещение, особые требования) на текущий период и отдаленную перспективу (от 2 до 10 лет), анализировать состав существующих и возможных конкурентов на внутреннем и внешних рынках в перспективе, оценивать состав поставщиков основных материалов с позиции увеличения объема поставок в случае необходимости значительного увеличения объема производства.

     Какие бы меры по совершенствованию управления не были намечены руководителем предприятия, они обречены на провал, если не будет уделено должного внимания мероприятиям по совершенствованию управления кадровым потенциалом. Без нужных людей ни одно предприятие не сможет достичь своих целей и выжить.

     Под кадровым потенциалом (трудовыми ресурсами) обычно понимается способность всех работников предприятия (рабочие, служащие, инженеры, инженерно-технический и управленческий персонал), объединенных в единый коллектив, качествен, но и в срок решать стоящие перед предприятием научно-технические, производственные и социально-экономические задачи. Кадровый потенциал можно характеризовать рядом показателей количественных и качественных (характеристики). К первым относятся: численность занятых на предприятии (общая и по категориям). средний возраст (в целом по занятым и по категориям), средний стаж работы на предприятии и в данной должности, темпы текучести кадров, отношение средней зарплаты рабочих и специалистов соответствующим зарплатам на других предприятиях, количество переходов между различными категориями работников и т.п. К качественным характеристикам можно отнести такие, как ценностная ориентация, уровень культуры, уровень образованности и т.п.

     В настоящее время вопрос формирования коллектива требует концептуально нового решения. Большинство предприятий либо пытается использовать опыт организаций прежних времен, либо формируется стихийно. И в том и в другом случае практически не учитывается психология коллектива, не исследуется развитие организационной культуры. Редко кто из руководителей (не говоря уже о подчиненных) представляет себе глобальную стратегию и дальние цели предприятия. Подбор сотрудников производится, как правило, механическим путем.

     Задача  руководителя предприятия состоит в умении создать условия, при которых сотрудники могли бы сочетать личные и общие цели, создавая обстановку психологической готовности к сотрудничеству.

     Опираясь  на вышесказанное, можно сформулировать следующие рекомендации руководителю по управлению изменениями структуры фирмы в условиях кризиса:

     А. Сформировать организационно-методические предпосылки разработки и внедрения изменении.

     Поставить цель.

     Пронести  стратегический диагноз организационного потенциала фирмы.

     Выработать  собственную концепцию изменений, определить, какая стратегия необходима для реализации поставленной цели.

     Исходя  из этого, определить желаемый вид организационной структуры.

     Выбрать метод проектирования совершенствования оргструктуры.

     Организовать  привлечение консультантов и  проектировщиков для разработки мероприятий по совершенствованию оргструктуры.

     Определить  состав сотрудников, которых целесообразно  включить в группу проектировщиков  как ответственных исполнителей от фирмы по отдельным направлениям разработки проекта.

     Уточнить с проектировщиками (консультантами) предварительно сформулированные цель, стратегию и тактику ее реализации.

     Обеспечить  материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами разработку проекта.

     Контролировать  результаты каждого этапа разработки и внедрения проекта.

     Б. Планировать внедрение проекта.

     Обеспечить  внедрение проекта в кратчайшие сроки, создать на предприятии группу внедрения и адаптации проекта.

     Организовать  работу по информации, пропаганде и  мобилизации коллектива на поддержку нововведений.

     Проверить на совместимость и перспективную динамику команду высшего и среднего руководства фирмы.

     Определить  основной набор убеждений, ценностей, которым будут привержены сотрудники в новых (частично измененных) условиях.

     Определить, какие люди нужны, в чем должны быть их особенности, помимо функциональных способностей.

     Обеспечить  подбор недостающих кадров, подготовку и переподготовку сотрудников, исходя из новых задач, с опережением завершения проектных разработок (до начала этапа внедрения).

     Вознаграждать за успешную стратегическую деятельность.

     Организовать  систему гибкого управления и контроля.

     Определить направления наиболее эффективного использования ожидаемого дохода.

     Рассмотренные мероприятия носят стратегический характер, требуют значительных капиталовложений и сроков реализации. Они способны принести ожидаемый эффект в перспективе. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Риск  возникает благодаря неопределенности среды, и тем она неопределеннее, чем меньше информации о ней имеется. В этих условиях предприниматель должен помнить о том, что основная его задача не отказ от риска вообще, а выборы решений, связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать предприниматель, идя на риск.

      Необходимо  помнить, что нужно не избегать риска, а уметь снизить вероятность его возникновения, что возможно при правильной управленческой работе, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на прогнозирование и заблаговременное выявление неблагоприятных воздействий на субъект предпринимательской деятельности, разработку и реализацию мер по их нейтрализации (анализ риска и его оценка, составление бизнес плана, страхование и т.д.).

      Каждый  предприниматель должен соблюдать  следующие правила:

      • Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
      • Надо думать о последствиях риска;
      • Нельзя рисковать многим ради малого;
      • Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;
      • При наличии сомнений принимаются отрицательные решения;
      • Нельзя думать, что всегда существует одно решение. Возможно, есть и другие.

Информация о работе Банкротство предприятий и предпринимательский риск