Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка.

Содержание

Введение
1. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления.

2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект- Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

   Специфика естественных монополий требует  дифференцированного подхода к их регулированию, ориентированного на обеспечение баланса между формой регулирования (прямое, косвенное, административное, экономическое) и той свободой, которую необходимо обеспечить для хозяйствующего субъекта в целях развития цивилизованных рыночных отношений. Несмотря на то, что целью принятого более пяти лет назад первого в истории Беларуси антимонопольного закона было создание условий для развития конкуренции, ее практическая реализация оказалась малоэффективной. Это объясняется тем, что:

   во-первых, белорусский (как и российский) Закон формально заимствовал основные подходы и методы американского и западноевропейского антимонопольных законодательств, призванных поддерживать налаженную конкурентную среду, способствовать дальнейшему развитию конкуренции;

   во-вторых, он слабо адаптирован, к сложившимся социально-экономическим условиям национальной экономики, к степени развитости товарно-денежных отношений и общественного производства в целом, отношений собственности и всех компонентов рынка;

   в-третьих, разработчики антимонопольного закона республики недостаточно учли особенности монополизма белорусской экономики, возникшего в условиях отсутствия рынка к конкуренции, и самих монополий, обладающих специфическими признаками, противоречащими природе рыночных монополий. В нем сделан акцент не на становление конкуренции а на антимонопольное регулирование.

   Белорусский антимонопольный Закон рассматривает  конкуренцию как якобы реально существующее явление в национальной экономике. Этот парадокс объясняется тем, что его статьи были скомпилированы с антимонопольных законов развитых стран без учета того факта, что в белорусской экономике отсутствовала реальная конкуренция в ее классических видах и формах. Данный Закон недостаточно отражает стимулирующие нормы, направленные на появление конкурентных отношений.

   Эффективность антимонопольного регулирований в  Беларуси снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующих субъектов, занимающих на нем доминирующее положение.

   Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации, несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных предприятий. Из общего количества реформированных объектов более 28 % преобразовано в акционерные общества, 22 - выкуплено арендными предприятиями, 20 — продано на аукционах, 12 - выкуплено трудовыми коллективами арендных предприятий, 10 % - продано по конкурсу. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства.

          Монополизм управления, технологический  и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных средств препятствуют созданию новых и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.

   В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов. Министерство предпринимательства и инвестиций подготовило проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной политики в настоящее время являются:

   а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

   б) устранение монопольного положения  крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;

   в) обеспечение притока конкурирующих товаров на белорусские рынки;

   г) правовое и организационное обеспечение  антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.

             С 1997 г. антимонопольная политика в Беларуси реализуется дифференцированно: на монополизированных рынках контролируется поведение предприятий-монополистов, предупреждаются слияние хозяйствующих субъектов и создание монополистических объединений предприятий, пресекается недобросовестная конкуренция. При этом решаются задачи сохранения целостных технологических комплексов, определяющих развитие экспортного потенциала республики, выхода ее на мировой рынок, повышения конкурентоспособности продукции и эффективности функционирования хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке. Кроме того, осуществляется наблюдение за динамикой концентрации производства и положения лидирующих хозяйствующих субъектов, чтобы не допустить их доминирования на товарных рынках в процессе объединения. В связи с этим перед Министерством предпринимательства и инвестиций возникла необходимость выявления таких рынков и возобновления анализа концентрации производства, (подобные расчеты не проводились с 1994 г.). Сегодня на олигопольных рынках контролируются   процессы  акционирования,  приватизации  и создания различного рода объединений (данные МПиИ).

   Антимонопольная   политика   в  области   ценообразования  была направлена в основном на сужение  сферы прямого государственного регулирования цен на продукцию  и услуги предприятии на базе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен.

   Следует отметить, что становление антимонопольного регулирования  происходит неравномерно.   Активность антимонопольных органов в первой половине 90-х гг. сменилась резким спадом ее в конце 90-х гг., акценты в их деятельности переключились с проблемы совершенствования антимонопольного законодательства  на  проблемы развития  предпринимательства и малого бизнеса. До сих пор не приняты поправки к первому антимонопольному закону. 

   Государственное антимонопольное регулирование  нуждается в детальном анализе  ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется неудовлетворительным состоянием государственной статистики с точки зрения, как методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, сегодня недостаточно информации о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, о движении акций, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др. Отечественная статистика не владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной области возникает монополия на информацию.

   В "Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы" подчеркивается, что "...стратегическим направлением деятельности в области антимонопольной политики является формирование полноценной конкурентной среды, ориентированной на качественные стороны функционирования экономики". С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в 1996 г. в Министерство предпринимательства и инвестиций.

   Вместе  с тем демонополизация государственного сектора экономики Беларуси происходит не путем осмысленного реформирования, а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий. Примером является Гомельское ПО "Коралл". До 1994 г. оно выпускало кинескопы для телевизоров, включая полный цикл их производства - от литья экранного стекла - до сборки. После его акционирования в 1997 г. 67 % акций было передано американской фирме "Вестрей Инк". Затем договор с этой фирмой был, расторгнут вследствие ее неспособности осуществить модернизацию производства. Было проведено разукрупнение данного объединения - из него выделились как самостоятельные субъекты завод "Модуль", инструментальное производство и транспортное хозяйство. Некогда мощное и передовое предприятие в настоящее время испытывает серьезные трудности.

   Анализ  программ демонополизации и антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего  периода их реализации показал, что  традиционные меры демонополизации  экономики не эффективны в условиях отечественного сверхмонополизма. Противоречивость современной ситуации заключается в том, что, с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма,   прежде   всего   государственного,   с   другой   -   методы решения этой проблемы его лишь усиливают и обусловливают появление новых видов монополий и форм их проявления. Это объясняется также недостаточным обоснованием  и доказательством необходимости принятия антимонопольных законов в трансформационной экономике развивающихся стран, к. которым относится и Республика Беларусь. Примерами усиления государственной монополистической практики явились: государственная интервенция в акционерные компании; введение в 1997 г. так называемой золотой акции, или особого права государства вмешиваться в деятельность акционерных компаний; принятие декрета о гарантиях вкладов в валюте физических лиц, дискриминирующего отдельные банки; предоставление государством концерну "Ееллегпром" монопольных прав на экспорт шерстяных тканей. Указ "О некоторых мерах, но координации деятельности Национального банка"', (1998 г.) юридически закрепил фактическое руководство правительством денежно-кредитной политикой, установив обязательность   принимаемых   им   решений  для   Национального банка. Парламент республики узаконил право Совета Министров проводить единую денежно-кредитную политику

        Обобщая сказанное, следует подчеркнуть,  что в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует направить антимонопольное регулирование. Необходимо разработать Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести), доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих коренную перестройку отношений собственности, производства, обмена и управления.

   В отечественной экономике до настоящего времени остается прежней природа формирования монопольных структур, т.е. они создаются не в результате естественных процессов концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение.        

            Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

            Анализ зарубежного опыта антимонопольного регулирования показал:

   1. В конце XIX в. на смену спорадическом антимонопольному движению пришло антимонопольное регулирование, направленное не на устранение крупного производства и монополий вообще, а против монополий, создаваемых на внеэкономической основе, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке и ограничивающих конкуренцию. Оно выполняло функцию государства и развитой рыночной экономике, нацеленную на поддержание необходимого равновесия между монополией и конкуренцией, на защиту и дальнейшее развитие

   последней;

   2. Современная антимонопольная политика  в развитых странах представляет  собой гибкую систему мобильно  перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и поощрительный характер;

   3. Решающим условием признания виновности в злоупотреблении монопольной властью является не размер компании, не контроль за предложением на рынке и олигополистическое лидерство в цепах, а величина ущерба, наносимого их деятельностью процессу конкуренции и соперникам;

   4. Главной особенностью современного антимонопольного законодательства в развитых странах является его проолигополистический характер, т.е. защита олигополии;

   5. Все большее значение при рассмотрении  дел, связанных с нарушением  антимонопольных законов, придается принципу "разумности", т.е. экономической целесообразности и эффективности;

   6. В странах Восточной Европы  антимонопольная политика первоначально  была направлена на преодоление  "командно-административного монополизма", т.е. на изменение типа экономической системы, а затем - на защиту конкуренции.

            В настоящее время западные  государства проводят рациональную экономическую политику в отношении монополий, исходя из принципов разумности и эффективности экономики.

           Основные различия в антимонопольной политике и практике “рыночных” стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений регулирования монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их в форме дробления на отдельные самостоятельные предприятия.

Информация о работе Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой