Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:25, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка.
Введение
1. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления.
2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.
Специфика естественных монополий требует дифференцированного подхода к их регулированию, ориентированного на обеспечение баланса между формой регулирования (прямое, косвенное, административное, экономическое) и той свободой, которую необходимо обеспечить для хозяйствующего субъекта в целях развития цивилизованных рыночных отношений. Несмотря на то, что целью принятого более пяти лет назад первого в истории Беларуси антимонопольного закона было создание условий для развития конкуренции, ее практическая реализация оказалась малоэффективной. Это объясняется тем, что:
во-первых, белорусский (как и российский) Закон формально заимствовал основные подходы и методы американского и западноевропейского антимонопольных законодательств, призванных поддерживать налаженную конкурентную среду, способствовать дальнейшему развитию конкуренции;
во-вторых, он слабо адаптирован, к сложившимся социально-экономическим условиям национальной экономики, к степени развитости товарно-денежных отношений и общественного производства в целом, отношений собственности и всех компонентов рынка;
в-третьих, разработчики антимонопольного закона республики недостаточно учли особенности монополизма белорусской экономики, возникшего в условиях отсутствия рынка к конкуренции, и самих монополий, обладающих специфическими признаками, противоречащими природе рыночных монополий. В нем сделан акцент не на становление конкуренции а на антимонопольное регулирование.
Белорусский
антимонопольный Закон
Эффективность антимонопольного регулирований в Беларуси снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующих субъектов, занимающих на нем доминирующее положение.
Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации, несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных предприятий. Из общего количества реформированных объектов более 28 % преобразовано в акционерные общества, 22 - выкуплено арендными предприятиями, 20 — продано на аукционах, 12 - выкуплено трудовыми коллективами арендных предприятий, 10 % - продано по конкурсу. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства.
Монополизм управления, технологический
и локальный (региональный) монополизм,
высокие цены на основные
В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов. Министерство предпринимательства и инвестиций подготовило проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной политики в настоящее время являются:
а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;
б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;
в) обеспечение притока конкурирующих товаров на белорусские рынки;
г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.
С 1997 г. антимонопольная политика в Беларуси реализуется дифференцированно: на монополизированных рынках контролируется поведение предприятий-монополистов, предупреждаются слияние хозяйствующих субъектов и создание монополистических объединений предприятий, пресекается недобросовестная конкуренция. При этом решаются задачи сохранения целостных технологических комплексов, определяющих развитие экспортного потенциала республики, выхода ее на мировой рынок, повышения конкурентоспособности продукции и эффективности функционирования хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке. Кроме того, осуществляется наблюдение за динамикой концентрации производства и положения лидирующих хозяйствующих субъектов, чтобы не допустить их доминирования на товарных рынках в процессе объединения. В связи с этим перед Министерством предпринимательства и инвестиций возникла необходимость выявления таких рынков и возобновления анализа концентрации производства, (подобные расчеты не проводились с 1994 г.). Сегодня на олигопольных рынках контролируются процессы акционирования, приватизации и создания различного рода объединений (данные МПиИ).
Антимонопольная политика в области ценообразования была направлена в основном на сужение сферы прямого государственного регулирования цен на продукцию и услуги предприятии на базе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен.
Следует
отметить, что становление
Государственное
антимонопольное регулирование
нуждается в детальном анализе
ситуации на товарных рынках республики.
Однако эта работа осложняется
В "Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы" подчеркивается, что "...стратегическим направлением деятельности в области антимонопольной политики является формирование полноценной конкурентной среды, ориентированной на качественные стороны функционирования экономики". С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в 1996 г. в Министерство предпринимательства и инвестиций.
Вместе
с тем демонополизация
Анализ
программ демонополизации и
Обобщая сказанное, следует
В
отечественной экономике до настоящего
времени остается прежней природа формирования
монопольных структур, т.е. они создаются
не в результате естественных процессов
концентрации капиталов, свободного их
перелива в условиях конкуренции на рынках
ценных бумаг. Сохранение монополизма,
низкая эффективность антимонопольного
регулирования препятствуют формированию
конкурентной среды хозяйствования. Необходимы
институциональные механизмы становления,
поддержания и регулирования конкуренции.
Заключение.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Анализ зарубежного опыта
1. В конце XIX в. на смену спорадическом антимонопольному движению пришло антимонопольное регулирование, направленное не на устранение крупного производства и монополий вообще, а против монополий, создаваемых на внеэкономической основе, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке и ограничивающих конкуренцию. Оно выполняло функцию государства и развитой рыночной экономике, нацеленную на поддержание необходимого равновесия между монополией и конкуренцией, на защиту и дальнейшее развитие
последней;
2.
Современная антимонопольная
3. Решающим условием признания виновности в злоупотреблении монопольной властью является не размер компании, не контроль за предложением на рынке и олигополистическое лидерство в цепах, а величина ущерба, наносимого их деятельностью процессу конкуренции и соперникам;
4. Главной особенностью современного антимонопольного законодательства в развитых странах является его проолигополистический характер, т.е. защита олигополии;
5.
Все большее значение при
6.
В странах Восточной Европы
антимонопольная политика
В настоящее время западные
государства проводят
Основные различия в
Информация о работе Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой