Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:25, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка.
Введение
1. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления.
2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.
Сложившиеся
особенности государственной
Вместе
с тем, поскольку именно США с
их наиболее последовательным курсом
на сохранение института конкуренции
являлись и являются до сих пор лидером
в развитии большинства направлений науки
и техники, то, соответственно, продолжение
курса на поддержание конкуренции может
быть расценено ими как главный фактор
сохранения их ведущего положения в сфере
научно-технического прогресса.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь.
Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемся экономическом кризисе. Необходимость его обусловили:
1) высокий уровень концентрации и слабая диверсификация производства;
2) преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;
3)
формирование квазирыночных
4)
усиление злоупотреблений
Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу I марта 1993 г. (далее-Закон). Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления.
Антимонопольная
политика в Республике Беларусь направлена
на формирование конкурентных отношений
в сфере производства и обращения
товаров и услуг путем
Одним из главных направлений
антимонопольной политики должно стать
обеспечение условий свободного доступа
новых фирм на рынки. Вместе с тем
опыт стран Восточной Европы, приступивших
к антимонопольным преобразованиям,
показывает, что существование на рынке
нескольких производителей не гарантирует
отсутствие монополизма. Выявлены новые
его формы - сговоры между предприятиями
в целях устранения конкуренции; бойкоты
по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам,
не входящим в сговор; установление цен,
наносящих урон потребителям; договоренность
между
производителями, ведущая к навязыванию
потребителям обременительных условий
поставок; разделение сфер влияния, на
рынке.
Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:
1. Становление в нерыночной экономике, находящейся в кризисном состоянии;
2.
Формальное заимствование
3.
Охват практически всех
4. Выполнение роли инструмента макро- и микроэкономической политики;
5.
Осуществление в условиях
6.
Нацеленность на уменьшение
7. Направленность на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе - на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в трансформационной экономике происходит движение от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике, наоборот, - от свободной конкуренции к монополии.
Монополистическая деятельность в Беларуси сводится авторами Комплексной программы к различным формам злоупотреблений хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке и к заключению соглашений между ними и органами управления, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и ущемляющих законные интересы потребителей (ст. 5 и 6 Закона). О недопущении, ограничении и устранении конкуренции не может идти речь в условиях ее реального отсутствия, как и самих условии, необходимых для развития конкурентных отношений. В комментариях Министерства к Закону подчеркивается необходимость их создания путем "привлечения на монополизированные рынки новых товаропроизводителей посредством развития предпринимательства и поддержки новых экономических структур".
Монополистическую деятельность применительно к национальной экономической системе хозяйствования можно определить как действия, прежде всего органов управления и хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим доминирующим положением, ущемляющие интересы контрагентов и потребителей. Применительно к странам с рыночной экономикой монополистическую деятельность правомерно связывать с ограничением конкуренции. В Беларуси делать это преждевременно, так как конкурентные отношения здесь находятся в стадии формирования.
В течение переходного периода необходимо создать предпосылки для становления рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов (предпринимателей, предприятий); полную их ответственность за результаты хозяйственной деятельности; равноправие всех видов собственности, включая частную; конкуренцию производителей, т.е. следует перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Для этого необходимы демонополизация экономики; формирование соответствующей структуры производства; наличие на рынке достаточного количества производителей каждого вида товаров, не имеющих возможности влиять на рыночные цены; свободный вход на рынок любого субъекта; знание и соблюдение законов рынка, правил игры на нем, пресечение злоупотреблений монополистическим положением. Понятие "демонополизация" стало использоваться после принятия в 1990 г. Постановления Совета Министров СССР "О мерах по демонополизации народного хозяйства". В западной экономической литературе оно практически не применяется; здесь распространены понятия "антимонопольное, или антитрестовское, регулирование". Применительно к отечественной экономике его появление объясняется множеством депроцессов, характерных для периода реформирования общества. К их числу относятся деполитизация, деидеологизация, деэтатизация, дерегулирование, децентрализация, деконцентрация, демонополизация. Этот термин в начале 90-х гг. получил широкое распространение в странах Восточной Европы и трактуется как путь к экономической свободе путем разгосударствления и приватизации, устранении монополии государственной собственности, монополии государства на производство продукции и услуг с целью формирования конкурентного рынка.
В условиях перехода к рынку
демонополизация хозяйственной
жизни предполагает
Демонополизация в Беларуси должна осуществляться с учетом: 1) неблагоприятного состояния экономики, включая спад производства и хронический дефицит оборотных средств; 2) ограниченной собственной материально-сырьевой и энергетической базы; 3) высокой зависимости экономики республики от процессов в сопредельных государствах (особенно в Российской Федерации), а также от поставок основных видов ресурсов и комплектующих изделий.
Организационными мерами по демонополизации являются: развитие прогрессивных организационных структур производства и управления, обеспечивающих переход от жестких вертикальных к многообразным и гибким горизонтальным связям, между предприятиями в процессе их совместной деятельности; обоснованные деконцентрация и разукрупнение существующих монополистических объединений и предприятий; создание в определенных сферах дублирующих производств (малых и средних предприятий).
Цель, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации экономики нашли свое отражение в антимонопольном Законе, Комплексной программе демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь на 1993 г., в Программе демонополизации экономики РБ на 1996-1997 гг., в Программе демонополизации экономики и развития конкуренции РБ на 1998-1999 гг.
Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступали Государственный комитет, затем - Министерство по антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций (далее - Министерство). Основными направлениями антимонопольной деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.
В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста. Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящее время уже определено около 30 позиций услуг и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять ту или иную форму государственного регулирования. Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и в г. Минске, функционально подчиненные Министерству. Меры по антимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев их'' вообще невозможно применить. Выявление локальных монополистических рынков и их демонополизация возлагаются на территориальные органы, которые проводят организационную работу по' поддержке предпринимательства, по формированию отдельных элементов рыночной инфраструктуры.
Информация о работе Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой