Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:25, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка.
Введение
1. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления.
2. Антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.
Объектами государственного антимонопольного регулирования являются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках республики, включенные в Государственный реестр. Доминирующее положение на рынке Беларуси определяется как исключительное положение хозяйствующего субъекта, которое дает ему возможность самостоятельно или совместно с другими хозяйствующими субъектами диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам либо иным образом ограничивать конкуренцию (ст.1 Закона).
Основным
критерием определения
В настоящее время под контролем Министерства находятся примерно 400-видов товаров (товарных групп), поставляемых на республиканский и местные рынки. В основном это товары из "потребительской корзины", а также важнейшие виды продукции производственно-технического назначения. В целом Государственным реестром охвачены предприятия более чем 20 отраслей, подотраслей и видов деятельности:промышленности, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, производственной и социальной инфраструктуры.
Практически осуществление мер по антимонопольному регулированию деятельности хозяйствующих субъектов началось в 1992 г. после либерализации цен на большинство видов продовольственных товаров и всей продукции культурно-бытового и производственно-технического назначения (кроме коммунальных, отдельных видов транспортных и некоторых других услуг социального характера). Первоначально указанные меры сводились к установлению предельных цен (тарифов), фиксированных цен (тарифов), предельных коэффициентов их изменения, к декларированию повышения свободных цен на продукцию монополистов (т.е. предприятий, доля реализации продукции которых в общем объеме реализации на определенном рынке превышала установленную предельную величину).
Кризисная ситуация в экономике препятствует эффективному проведению антимонопольной политики. Крайне неблагоприятная среда для целенаправленной и эффективной демонополизации создалась в результате потери государством в течение ряда лет (до 1994 г.) стратегически важных рычагов управления государственной собственностью. Социально-политическая нестабильность сдерживает зарубежных инвесторов и не позволяет расширять иностранную конкуренцию на внутреннем рынке Беларуси. К факторам, препятствующим эффективному противодействию монополизму, прежде всего следует отнести ведомственные интересы отраслевых органов управления. Вместе с тем антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще; ее не следует рассматривать как орудие тотального разрушения последнего. При этом важно не превратить демонополизацию экономики в самоцель. В ряде случаев наличие монополий может быть оправдано, ведь существуют сферы, где они неизбежны и эффективны. Во-первых, ряд предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на внешнем рынке. Главное, чтобы монопольное положение на рынке достигалось законным путем, опиралось на правовые нормы.
Поскольку монополизированный характер экономики нельзя преодолеть в короткие сроки, в республике до 1995 г. сохранялось государственное регулирование цен на отдельные виды продукции, товаров и услуг предприятий-монополистов. При этом использовались три метода ценового регулирования: установление предельных уровней рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и декларирование предельных уровней свободных цен.
Как
показала практика, эта система не
лишена недостатков. Ими явились
ущемление экономических
Государственный контроль за деятельностью временных монополий осуществляется путем наблюдения и контроля за рыночным поведением предприятий. Таким образом, Государственный реестр из инструмента ценового регулирования деятельности предприятий-монополистов трансформировался в инструмент наблюдения за выполнением ими требований антимонопольного законодательства.
С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных структур, а также новых процессов и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:
1)
устранение монополизма на
2)
контроль за реорганизацией
3) предупреждение, ограничение и пресечение антиконкурентных действий "искусственных" монополий;
4)
снижение отрицательных
Перестройка деятельности органов государственного и хозяйственного управления предполагает качественно новую роль государства и его органов; гарантированность свободы предпринимательской деятельности и реализации прав собственности различных субъектов хозяйствования; четкое разграничение сфер деятельности и функций, республиканских и территориальных исполнительно-распорядительных органов, их полномочий и ответственности; соответствие деятельности органов государственного и хозяйственного управления законодательству республики.
Отраслевая
специфика диктует
С активизацией процессов коммерциализации предприятий важной функцией антимонопольного регулирования в республике становится контроль за ходом процесса приватизации предприятий-монополистов с тем, чтобы не допустить преобразования государственной монополии в частную.
Современная ситуация в белорусской экономике (пока преобладающая доля национального капитала находится в собственности государства, акционерные предприятия, инвестиционные фонды зависят от Мингосимущества) позволяет прогнозировать, что государство s Республике Беларусь еще длительное время будет осуществлять свое монопольное влияние на экономику в большинстве отраслей и сфер народного хозяйства, в первую очередь в финансовой и в промышленности.
За прошедший с начала реализации Комплексной программы демонополизации экономики республики период несколько изменились характер и уровень монополизации. С одной стороны, в отдельных отраслях осуществилась декондентрация производства, приведшая к формированию новых субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности - малых предприятий, кооперативов, обществ с ограниченной ответственностью. Многие предприятия государственного сектора преобразовались в коллективные, акционерные общества. С другой стороны, активизировались процессы организационной интеграции хозяйствующих субъектов с однородным производством, обусловившие создание крупных производственно-хозяйственных комплексов - концернов, корпораций, других видов объединений.
В
сфере материального
На отдельных предприятиях производственной инфраструктуры (электроэнергетики, транспорта) осуществлено разукрупнение с образованием новых юридически самостоятельных субъектов хозяйствования. Так, в системе Минэнерго на базе треста "Белэнергострой", доминировавшего на республиканском рынке услуг по строительству электростанций, создано семь независимых конкурирующих организаций. В системе Минхлебопродуктов из состава Калинковичского и Барановичского комбинатов хлебопродуктов выделены структурные подразделения с приданием им статуса юридического лица.
В сфере розничной торговли статус юридического лица получили более тысячи магазинов и столовых, освободившихся от опеки бывших торгов и трестов. Кроме того, здесь создан ряд добровольных объединений (ассоциаций, акционерных обществ и др.). В 1997 г. на рынке розничной торговли оставалось около 30 монополистов (Материалы Министерства предпринимательства и инвестиций).
Антимонопольное законодательство, действующее в Беларуси, не корректно применять к промышленным объединениям, выходящим на международный рынок. Необходимо поддерживать "национальных чемпионов'', готовых к конкуренции на этом рынке. Речь идет о сформированных еще в годы существования СССР ведомственных производственных объединениях с технологическими цепочками, необходимыми для выпуска конечной продукции. Важнейшим их отличием от процветающих западных транснациональных компаний была почти полная изоляция от мирового рынка и всемирной производственно-сбытовой сети, невовлеченность в современные стратегические альянсы. Продажа в процессе приватизации каждого из данных предприятий по отдельности угрожает им дезинтеграцией.
Поддержка
предприятий-экспортеров
Слияния, поглощения предприятий, приобретение их акций, другие формы объединения субъектов контролируются антимонопольными органами. Они не допускают объединения предприятий с однородными (взаимозаменяемыми) видами производимых ими товаров и услуг, поскольку это обеспечивает вновь образуемым хозяйствующим субъектам монопольное положение на рынке. Так, Витебскому облисполкому было отказано в создании государственного объединения мясомолочной промышленности, Белорусскому производственному объединению "Гарант" - в создании холдинговой компании. В ходе согласования проекта создания холдинга "Беллеспром" из предполагаемого его состава было исключено более трети предприятий и тем самым заблокировано доминирующее положение этого холдинга на рынке мебели, обоев, спичек и некоторой другой продукции.
Информация о работе Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой