Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

По каким признакам, по Вашему мнению, можно классифицировать стадии кризиса организации – от зарождения финансовой неустойчивости до ее банкротства?

Содержание

Тема 1. Понятие и сущность антикризисного управления..............................3
Тема 2. Банкротство кризисных (неплатежеспособных) организаций
как необходимый элемент развития рыночной экономики.............................7

# Тема 3. Виды, сущность, характер и причины банкротства

# организаций........................................................................................................12

# Тема 4. Правовые основы процедур банкротства организаций....................15

# Тема 5. Основы и сущность неплатежеспособности организаций...............20
Тема 6. Система учета как основа для анализа и подготовки

# управленческих решений..................................................................................24

# Тема 7. Методы диагностики финансового состоянии и

# прогнозировании банкротства организации....................................................24

# Тема 8. Зарубежный опыт прогнозирования банкротства

# организации........................................................................................................26

# Тема 9. Система мер предупреждения и вывода из кризисного

# состояния организаций......................................................................................34

# Тема 10. Финансовое оздоровление организации за счет использования

# внешней помощи................................................................................................40

# Тема 11. Совершенствование управления организацией в целях

# снижения риска банкротства............................................................................44
Список литературы...........................................................................................48

Работа содержит 1 файл

ПТК (по антикриз).doc

— 355.50 Кб (Скачать)

     Ответ.

     Возможно  ли возникновение кризиса в деятельности отдельной организации? Это очень  важный вопрос в проблематике современного управления. Возможность кризиса определяется рискованным развитием, которое проявляется в вероятности возникновения кризиса, опасности кризисных ситуаций.  Такая опасность существует всегда.

      Причины кризиса могут быть различными: объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, порожденные ошибками и недостатками в управлении (рис. 2).

      

      

        
 

        

        

        
 

        
 

        
 
 
 
 
 

      Рис. 2   Причины кризисов 
 

      Причины кризиса могут быть внешними и  внутренними. Внешние причины кризисов связаны с несовершенством управления на макро- и микроэкономических уровнях, с инновациями (новые научные знания, развитие научно-технического прогресса), с природными изменениями (например, ухудшение экологической ситуации), наконец, с обстоятельствами непреодолимой силы. Внешние причины для возникновения и развития кризиса существуют всегда, поэтому так важно предвидеть его возможные проявления. Внутренние причины кризиса связаны с неэффективным менеджментом на предприятии из-за непрофессионализма персонала, усложнения деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности.

     Кроме того, внешние причины характеризуют  экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но на каждой это отражается по-разному. Все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и пр.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и др.). Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них в сторону усиления отрицательных последствий в собственном состоянии.

     Для каждой организации существует свое соотношение внешних и внутренних причин кризиса. И это в практике управления должно быть предметом специального анализа. При возникновении кризиса в России наблюдалась весьма заметная картина дифференциации различных организаций по степени проявления собственного кризиса. Одни оказались буквально мгновенно на грани разрушения и исчезновения, другие долгое время сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать положение во благо себе, «ловить рыбку в мутной воде», процветать, может быть временно, в сумятице общих кризисных явлений. Чем это объясняется? Многими причинами. Среди них есть и такие: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность и удачный риск. Все это внутренние причины, которые противостоят внешним и используются для их нейтрализации.

     Возможно  и такое положение, при котором  организация входит в глубокий кризис даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке. Причиной также могут быть внутренние причины развития, такие, как деловые и социально-психологические конфликты, неэффективная организация работы, низкий профессионализм персонала, старение технологии, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, неудачный маркетинг и многие другие.

     Вопрос 2.

     Какие варианты решений Вы бы предложили организации для ослабления влияния  кризисных явлений?

     Ответ.

      Следует отметить, что кризис организаций  относится к категории существенных по количеству и качеству, длительности периода, разрушительным последствиям. Тем важнее учесть допущенные ошибки и не допустить повторного обострения этого кризиса, подобного пережитому дефолту, сконцентрировать все позитивные усилия по скорейшему выздоровлению экономики и общества в целом.

      В процессе учета и анализа банкротств важно определить вид экономического кризиса и его особенности. Идентификация кризиса позволит более четко высветить те параметры, по которым можно будет разрабатывать планы финансового оздоровления, способные реализовываться и выводить предприятие из кризиса.

      Кризисы различаются по своей сути, причинам проявления и последствиям. Классификацию кризисов обычно связывают с выбором средств и способов управления ими (рис. 3).

      

      

        
 

        
 
 

        

      

      

      

      

      

      

        

      Рис. 3. Виды кризисов 

      Причины кризиса могут носить объективный и субъективный характер. Из-за изменений в окружающей среде их можно назвать внешними, а, к примеру, неэффективный менеджмент или тихий саботаж персонала можно отнести к внутренним причинам. Причины кризиса могут носить случайный характер и проявляться в результате ошибок и просчетов менеджмента.

      Закономерность  причин может быть связана с жизненным  циклом предприятия, отрасли и общества в целом. Также причины могут появляться естественным путем (землетрясения, ураганы, наводнения) и привноситься искусственно (террористические акты).

      Характер  протекания кризиса может различаться по нескольким признакам. Кризис может быть глубоким, с разрушением тех или иных модулей социально-экономической системы. И наоборот, протекать последовательно и безболезненно, в смягченных условиях.

      Затяжные  кризисы длятся долго, что говорит  о неумении управлять ситуацией. Кратковременный кризис охватывает короткий период времени. Глобальный кризис касается всей социально-экономической системы, локальный затрагивает ее часть. Явный характер кризиса сразу заметен, легко обнаруживается. В свою очередь, скрытый кризис протекает незаметно и поэтому наиболее опасен.

      Последствия кризисов могут привести к обновлению или разрушению, оздоровлению или возникновению нового кризиса, ослаблению или его обострению, плавному выходу или резкому усугублению кризиса.

      Масштабы  проявления кризиса могут отличаться локальностью или системностью. В анализе конкретных кризисных ситуаций необходимо отслеживать пограничные линии охвата социально-экономической системы, структуру этой системы и среду функционирования.

      По  степени управляемости  кризис классифицируют как неуправляемый и управляемый.

     Причины возникновения  кризиса могут носить природный (условия жизнедеятельности человека с изменениями климата и катаклизмами), экологический (истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных для человека технологий и др.), общественный или социальный характер.

     Для ослабления влияния кризисных явлений рекомендуется применение следующих факторов:

     1. Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении.

     2. Важным фактором является также  корпоративность, которая в организации, фирме может проявляться в различной степени. Корпоративность это понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый  вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм.

     3. Особую роль в снижении кризисных  явлений 
играют оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действий 
оперативных мерах, изменении управления по складывающихся 
ситуациям, адаптации к условиям кризиса.

     4. Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок могут быть различными.

     5. Отдельным пунктом следует выделить  человеческий фактор. В определенной мере он отражает факторы корпоративности лидерства, искусства управления. Но для антикризисного управления необходимо иметь в виду, что существует понятие антикризисной команды — ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием и способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного управления.

     6. Значительным фактором снижения  кризисных явлений в организациях является система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознавания.

     Вопрос 3.

     В чем, по Вашему мнению, состоят положительные  последствия банкротства организации, а в чем отрицательные?

     Ответ.

      Для уяснения понятия банкротства важно  предвидеть всевозможные последствия кризисов, будет ли это финансовое оздоровление или ликвидация предприятия  (рис. 3).

      

        

        
 
 
 

      Рис. 4 Последствия банкротства организации 

      Выход из кризиса не всегда связан с позитивными  последствиями. Возможен переход в состояние нового кризиса, может быть еще более глубокого и продолжительного. Последствия кризиса могут сопровождаться резкими изменениями или мягким длительным и поступательным выходом из состояния кризиса.

      Посткризисные изменения в развитии предприятия  могут носить долгосрочный или краткосрочный, а также обратимый или необратимый характер, отличаться качественными или количественными характеристиками.

     На  финансовом положении большинства  предприятий негативно сказываются  и последствия общеэкономического спада, инфляции. Им часто сопутствует  полоса слияний и неожиданного возникновения иных конкурентов. Предприятие может подвергнуться тяжелым испытаниям при неожиданных переменах в сфере государственного регулирования, резких спадах государственного заказа. Трудности такого рода весьма характерны для нашей страны.

     Конечно, бороться с кризисом, имеющим национальные масштабы, отдельному малому или среднему предприятию не по силам. Но в их возможности проводить гибкую политику, способную значительно смягчить негативные последствия общего спада.

     Не  менее малочисленны и внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его работы. В общем виде их можно представить четырьмя группами: стратегия предприятия; принципы его деятельности; ресурсы и их использование; качество и уровень маркетинга. В свою очередь, они включают десятки, если не сотни конкретных факторов, действующих на каждом предприятии избирательно. Рассмотрим их в некотором агрегированном виде.

     До 90% различных неудач малых американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его несоответствием изменившимся объективным условиям. Представляется, что неудачи фирм и предприятий России также связаны с влиянием этих факторов. Итак, сотни факторов, действующих в разных направлениях, приводят к разрушению организационного, экономического и производственного механизма функционирования предприятия.

Информация о работе Антикризисное управление