Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:27, контрольная работа
По каким признакам, по Вашему мнению, можно классифицировать стадии кризиса организации – от зарождения финансовой неустойчивости до ее банкротства?
Тема 1. Понятие и сущность антикризисного управления..............................3
Тема 2. Банкротство кризисных (неплатежеспособных) организаций
как необходимый элемент развития рыночной экономики.............................7
# Тема 3. Виды, сущность, характер и причины банкротства
# организаций........................................................................................................12
# Тема 4. Правовые основы процедур банкротства организаций....................15
# Тема 5. Основы и сущность неплатежеспособности организаций...............20
Тема 6. Система учета как основа для анализа и подготовки
# управленческих решений..................................................................................24
# Тема 7. Методы диагностики финансового состоянии и
# прогнозировании банкротства организации....................................................24
# Тема 8. Зарубежный опыт прогнозирования банкротства
# организации........................................................................................................26
# Тема 9. Система мер предупреждения и вывода из кризисного
# состояния организаций......................................................................................34
# Тема 10. Финансовое оздоровление организации за счет использования
# внешней помощи................................................................................................40
# Тема 11. Совершенствование управления организацией в целях
# снижения риска банкротства............................................................................44
Список литературы...........................................................................................48
Ответ.
Возможно
ли возникновение кризиса в
Причины кризиса могут быть различными: объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, порожденные ошибками и недостатками в управлении (рис. 2).
Рис.
2 Причины кризисов
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Внешние причины кризисов связаны с несовершенством управления на макро- и микроэкономических уровнях, с инновациями (новые научные знания, развитие научно-технического прогресса), с природными изменениями (например, ухудшение экологической ситуации), наконец, с обстоятельствами непреодолимой силы. Внешние причины для возникновения и развития кризиса существуют всегда, поэтому так важно предвидеть его возможные проявления. Внутренние причины кризиса связаны с неэффективным менеджментом на предприятии из-за непрофессионализма персонала, усложнения деятельности вследствие роста масштабов бизнеса и консерватизма личности.
Кроме того, внешние причины характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но на каждой это отражается по-разному. Все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и пр.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и др.). Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них в сторону усиления отрицательных последствий в собственном состоянии.
Для каждой организации существует свое соотношение внешних и внутренних причин кризиса. И это в практике управления должно быть предметом специального анализа. При возникновении кризиса в России наблюдалась весьма заметная картина дифференциации различных организаций по степени проявления собственного кризиса. Одни оказались буквально мгновенно на грани разрушения и исчезновения, другие долгое время сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать положение во благо себе, «ловить рыбку в мутной воде», процветать, может быть временно, в сумятице общих кризисных явлений. Чем это объясняется? Многими причинами. Среди них есть и такие: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность и удачный риск. Все это внутренние причины, которые противостоят внешним и используются для их нейтрализации.
Возможно и такое положение, при котором организация входит в глубокий кризис даже при весьма благоприятной внешней экономической обстановке. Причиной также могут быть внутренние причины развития, такие, как деловые и социально-психологические конфликты, неэффективная организация работы, низкий профессионализм персонала, старение технологии, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, неудачный маркетинг и многие другие.
Вопрос 2.
Какие варианты решений Вы бы предложили организации для ослабления влияния кризисных явлений?
Ответ.
Следует отметить, что кризис организаций относится к категории существенных по количеству и качеству, длительности периода, разрушительным последствиям. Тем важнее учесть допущенные ошибки и не допустить повторного обострения этого кризиса, подобного пережитому дефолту, сконцентрировать все позитивные усилия по скорейшему выздоровлению экономики и общества в целом.
В процессе учета и анализа банкротств важно определить вид экономического кризиса и его особенности. Идентификация кризиса позволит более четко высветить те параметры, по которым можно будет разрабатывать планы финансового оздоровления, способные реализовываться и выводить предприятие из кризиса.
Кризисы различаются по своей сути, причинам проявления и последствиям. Классификацию кризисов обычно связывают с выбором средств и способов управления ими (рис. 3).
Рис.
3. Виды кризисов
Причины кризиса могут носить объективный и субъективный характер. Из-за изменений в окружающей среде их можно назвать внешними, а, к примеру, неэффективный менеджмент или тихий саботаж персонала можно отнести к внутренним причинам. Причины кризиса могут носить случайный характер и проявляться в результате ошибок и просчетов менеджмента.
Закономерность причин может быть связана с жизненным циклом предприятия, отрасли и общества в целом. Также причины могут появляться естественным путем (землетрясения, ураганы, наводнения) и привноситься искусственно (террористические акты).
Характер протекания кризиса может различаться по нескольким признакам. Кризис может быть глубоким, с разрушением тех или иных модулей социально-экономической системы. И наоборот, протекать последовательно и безболезненно, в смягченных условиях.
Затяжные кризисы длятся долго, что говорит о неумении управлять ситуацией. Кратковременный кризис охватывает короткий период времени. Глобальный кризис касается всей социально-экономической системы, локальный затрагивает ее часть. Явный характер кризиса сразу заметен, легко обнаруживается. В свою очередь, скрытый кризис протекает незаметно и поэтому наиболее опасен.
Последствия кризисов могут привести к обновлению или разрушению, оздоровлению или возникновению нового кризиса, ослаблению или его обострению, плавному выходу или резкому усугублению кризиса.
Масштабы проявления кризиса могут отличаться локальностью или системностью. В анализе конкретных кризисных ситуаций необходимо отслеживать пограничные линии охвата социально-экономической системы, структуру этой системы и среду функционирования.
По степени управляемости кризис классифицируют как неуправляемый и управляемый.
Причины возникновения кризиса могут носить природный (условия жизнедеятельности человека с изменениями климата и катаклизмами), экологический (истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных для человека технологий и др.), общественный или социальный характер.
Для ослабления влияния кризисных явлений рекомендуется применение следующих факторов:
1. Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении.
2.
Важным фактором является
3.
Особую роль в снижении
играют оперативность и гибкость управления.
В кризисных ситуациях часто возникает
потребность в быстрых и решительных действий
оперативных мерах, изменении управления
по складывающихся
ситуациям, адаптации к условиям кризиса.
4. Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок могут быть различными.
5.
Отдельным пунктом следует
6.
Значительным фактором
Вопрос 3.
В
чем, по Вашему мнению, состоят положительные
последствия банкротства
Ответ.
Для уяснения понятия банкротства важно предвидеть всевозможные последствия кризисов, будет ли это финансовое оздоровление или ликвидация предприятия (рис. 3).
Рис.
4 Последствия банкротства
Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Возможен переход в состояние нового кризиса, может быть еще более глубокого и продолжительного. Последствия кризиса могут сопровождаться резкими изменениями или мягким длительным и поступательным выходом из состояния кризиса.
Посткризисные изменения в развитии предприятия могут носить долгосрочный или краткосрочный, а также обратимый или необратимый характер, отличаться качественными или количественными характеристиками.
На
финансовом положении большинства
предприятий негативно
Конечно, бороться с кризисом, имеющим национальные масштабы, отдельному малому или среднему предприятию не по силам. Но в их возможности проводить гибкую политику, способную значительно смягчить негативные последствия общего спада.
Не менее малочисленны и внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его работы. В общем виде их можно представить четырьмя группами: стратегия предприятия; принципы его деятельности; ресурсы и их использование; качество и уровень маркетинга. В свою очередь, они включают десятки, если не сотни конкретных факторов, действующих на каждом предприятии избирательно. Рассмотрим их в некотором агрегированном виде.
До 90% различных неудач малых американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его несоответствием изменившимся объективным условиям. Представляется, что неудачи фирм и предприятий России также связаны с влиянием этих факторов. Итак, сотни факторов, действующих в разных направлениях, приводят к разрушению организационного, экономического и производственного механизма функционирования предприятия.