Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:35, курсовая работа
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: - изучение необходимости антикризисного управления на предприятии;
- рассмотрение процесса формирования антикризисной стратегии предприятия;
- исследование финансовых результатов ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский»;
- разработка мероприятий по повышению эффективности использования антикризисной стратегии в финансовой деятельности предприятия.
1)
предварительная диагностика
2)
анализ внешней среды и
3) бизнес-планирование повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия;
4)
разработка процедур
Антикризисное управление предприятиями должно иметь системную основу. Это вызвано тем, что помимо внутреннего кризиса на предприятии существует еще макроэкономический кризис экономики в целом, который накладывает определенный отпечаток на мероприятия антикризисного управления. Тем не менее, существуют и некоторые стандартные функции антикризисного управления, рассмотрение которых целесообразно проводить, на наш взгляд, на примерах из зарубежного опыта антикризисного управления.
Таким
образом, можно сделать вывод, о том,
что необходимость антикризисного управления
обусловлена закономерностью возникновения
кризисных явлений в социально-экономической
системе, (в том числе на предприятиях)
имеющих, как известно циклический характер.
Преодоление кризисов - управляемый процесс.
Об этом свидетельствуют многие кризисы,
происходившие в истории развития человечества,
производства и экономики. Важно уметь
распознавать и преодолевать опасности,
которые могут привести к кризису, уметь
прогнозировать и предотвращать возможность
их возникновения на предприятии. Во многом
успех антикризисного управления в современных
условиях зависит именно от своевременного
распознавания кризиса, симптомов его
наступления.
1.3
Формирование антикризисной
стратегии организации
Антикризисные стратегии - это
стратегии, оптимизирующие
Целью антикризисного
Здесь следует обратить внимание на еще одно принципиально важное обстоятельство: сочетание стратегии и тактики антикризисного управления. Сложность этой проблемы состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые на ранних стадиях, базируются, как правило, на весьма слабых и потому не всегда достоверных сигналах о возникновении неблагополучных тенденций.
Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию на данный момент) состояние производственной системы. Однако времени для коренной перестройки деятельности предприятия с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще возможно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил.
Анализ ситуации, угрожающей кризисом, начинается с отраслевого анализа: необходимо выяснить, определяются ли причины спада в корпорации ее индивидуальным поведением или являются следствием более общих причин, вызвавших спад в отрасли в целом. Сначала необходимо определиться, что понимается под спадом в отрасли. В самом общем представлении спад - это такая ситуация, когда спрос ниже, чем максимальный объем производства. Экономическая теория утверждает, что результатом этой избыточной мощности в отрасли является возникновение в ней определенной системы действий. Эти действия разрабатываются с целью увеличения объема продаж, чтобы поддерживать использование производства в полном объеме. Все это может выражаться в форме войны цен. Также вероятно, что компании будут покидать эту отрасль, так как предельный (маржинальный) производитель более не может действовать с выгодой.
Основные факторы спада можно разделить на внутренние и внешние (Таблица 2) Рассмотрим данные факторы более подробно и выделим наиболее распространенные.
Таблица 2 – Основные факторы спада
Внешние факторы | Внутренние факторы |
1) изменение технологий
2) изменение социальных ценностей или моды 3) насыщение конкретных сегментов рынка 4) действия конкурентов 5) изменение в структуре отрасли 6) снижение отраслевых продаж |
1) плохое
управление
2) недостаточный финансовый контроль 3) недостаточные усилия в области маркетинга 4) неудачные приобретения и слияния 5) слабое управление производством 6)чрезмерное расширение торгово-промышленной деятельности 7) недостаточно просчитанные вклады в крупные проекты |
Признаки спада зачастую обнаружить гораздо легче, чем лежащие в их основе причины. Набор этих признаков может быть уникальным для каждой компании, однако можно выделить наиболее характерные и часто встречающиеся:
- падение прибыльности, которое отражается в снижении прибыли до налогообложения или как процента от продаж либо в снижении ROI (прибыли на капиталовложения);
- падение удельного объема продаж в сравнении существующими в отрасли; этот показатель может измеряться в продажах на одного работающего, продажах на квадратный метр площади фабрики, на единицу производственных мощностей и т.п.;
- возрастание уровня финансовой зависимости в связи с постоянно возрастающей задолженностью;
- проблемы ликвидности в текущих и срочных показателях, а также проблемы с запасами, дебиторами и кредиторами;
- уменьшение доли рынка; что свидетельствует о том, что компания на данном рынке неконкурентоспособна.
Реакцией на кризис может быть выбор стратегии сокращения расходов, или стратегии поворота.
Существуют следующие стратегии сокращения расходов: организационные изменения, финансовые стратегии, стратегии снижения затрат, стратегия сокращения активов, стратегия создания прибыли.
Стратегия поворота включает изменения в общих усилиях по сбыту, переброску или перенацеливание существующих товаров (услуг) с одновременной разработкой новых. Стратегии сокращения расходов и поворота могут реализовываться одновременно. Конкретные стратегии поворота представляют собой стратегии изменения и ценообразования, переориентации на конкретных покупателей и на конкретные продукты, стратегия разработки нового товара или рационализации ассортимента товаров, сосредоточении на продажах и рекламе. В условиях угрозы банкротства применяются стратегии выхода, задача которых состоит в том, чтобы минимизировать ущерб. Это достигается методами оптимального изъятия инвестиций или выкупом управляющими. Изъятие инвестиций может осуществляться через договор о франшизе, передачу подрядов, продажи бизнес - единиц или всего предприятия, разделение и отделение, обмен активами.
Выкуп управляющими обычно осуществляет команда менеджеров предприятия, которая может включать служащих, организации, обеспечивающие большую часть акционерного капитала, а также банки и другие учреждения, которые ссужают деньги предприятию. Выкупы финансируются за счет совокупности капиталовложения, обеспечиваемых управляющими институциональными акционерами и займами.
Экономическая
стратегия предприятия складывается из
ряда элементов, важнейшим из которых,
обобщающим практически все разделы стратегической
программы технического и социального
развития предприятия, является стратегия
предотвращения несостоятельности (банкротства)
предприятия. Взаимопереплетение элементов
экономической стратегии не позволяет
достаточно строго элиминировать стратегию
антикризисного управления из экономической
стратегии, придать антикризисному управлению
особые, только ему присущие черты. Таким
образом, вся экономическая стратегия
в совокупности должна носить опережающий,
предотвращающий характер. И товарная,
и ценовая, и стратегия снижения производственных
издержек, и стратегия поведения предприятия
на рынке ценных бумаг, как и все другие
элементы экономической стратегии, должны
быть нацелены на предотвращение несостоятельности
за счет постоянного поддержания высокого
уровня конкурентного преимущества предприятия.
Тем не менее, могут и должны быть определены
особые, специфические правила и приемы,
применяемые в управлении предприятием,
непосредственно направленные на выполнение
функции предотвращения банкротства.
II. Анализ
финансовой деятельности в ОАО «Мордовспирт»
филиал - спиртзавод «Ковылкинский»
2.1
Исследование финансовых
результатов предприятия
Филиал - спиртзавод «Ковылкинский» ОАО «Мордовспирт» начал свою деятельность в 1963 году. На протяжении многих лет завод проводил реконструкцию, модернизацию, направленную на повышение эффективности и увеличение производственных мощностей. Основным видом деятельности ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» является производство и реализация спирта. Предприятие специализируется на производстве спиртов этиловых из зернового сырья: «Высшей очистки», «Экстра», «Люкс», «Альфа». Производство спирта в год составляет 800 тонн на сумму 168,0 млн. рублей. Поставка спирта осуществляется в известнейшие предприятия алкогольной отрасли ООО «Русь-Алко», ООО «Родник и К», ОАО «Астраханский ликероводочный завод», ОАО «Московский завод «Кристалл», ООО «Ликероводочный завод «Саранский».
Спиртзаводом выпускаются сухие кормовые дрожжи в количестве 2500 тонн в год на сумму 30,0 млн. рублей, необходимые в качестве белково-витаминной добавки при производстве комбикормов и кормосмесей для крупного рогатого скота, птиц, пушных зверей. Немаловажное значение имеет выпуск углекислоты, которая используется как в пищевых, так и в технических целях. Производство углекислоты в год составляет 180 тонн на сумму 500 тыс. рублей. В целях достижения выпуска и поставки на рынок высококачественной алкогольной продукции отвечающей потребностям и ожиданию потребителей, а также для расширения рынка сбыта и устойчивого роста доходов ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» работает по международному стандарту качества ИСО 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001:2008).
На длительном пути развития предприятие обеспечило себя главным капиталом – добрым именем, которое навсегда связалось с высоким качеством продукции.
Рассмотрим результаты финансовой деятельности ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский» и приведем данные в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели финансовой устойчивости ОАО «Мордовспирт» спиртзавод «Ковылкинский»
Наименование показателей | Формула
расчета |
Нормативное значение | 2008 г. | 2009 г. | I полугодие 2010 г. |
Коэффициент независимости | К1 = 3р.П / Баланс | 0,6 | 0,13 | 0,14 | 0,14 |
Коэффициент финансовой устойчивости | К2 = 3р.П + 4р.П. / Баланс | 0,6 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала | К3 = 4р.П + 5р.П / 3р.П | < 0,7 | 4,3 | 6,3 | 8,0 |
Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом | К4 = 3р.П – 1р.А / 2р.А | 0,1 – 0,5 | 0,03 | 0,001 | 0,1 |
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств | К5 = 3р.П – 1р.А / 3р.П | 0,2 – 0,5 | 0,1 | 0,007 | 0,9 |
Информация о работе Антикризисное управление финансовой деятельностью организации