Анализ состояния ОАО «Минский маргариновый завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

1 Общая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»
ОАО «Минский маргариновый завод» – крупнейшее предприятие масложировой отрасли республики с более чем полувековой историей и сложившимися традициями качества. За этот период была сформирована прочная производственная основа и традиции, на которых базировалось развитие завода в последующие годы.
Строительство Минского маргаринового завода началось после окончания Великой Отечественной войны в 1946 г. на улице Долгобродской, а 17 апреля 1951 г. на предприятии была выпущена первая маргариновая продукция.

Работа содержит 1 файл

Bankrot_MMZ_FM.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

УО «Белорусский государственный  экономический университет»

Анализ состояния  ОАО «Минский маргариновый завод»

Выполнили студентки ФМ, 4 курса, группы  ДКМ   Лабоцкая В.В., Шумская И.А.




 

 

 

1 Общая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»

ОАО «Минский маргариновый завод» – крупнейшее предприятие масложировой отрасли республики с более чем полувековой историей и сложившимися традициями качества. За этот период была сформирована прочная производственная основа и традиции, на которых базировалось развитие завода в последующие годы. 

Строительство Минского маргаринового  завода началось после окончания  Великой Отечественной войны  в 1946 г. на улице Долгобродской, а 17 апреля 1951 г. на предприятии была выпущена первая маргариновая продукция.

К концу 50-х годов завод  стал одним из лучших среди маргариновых заводов СССР, а его продукция  не уступала по качеству зарубежным образцам. Всего в бывшем СССР работало 36 маргариновых заводов.

Основная специализация предприятия: выпуск маргариновой продукции (маргарины, жиры кулинарные и кондитерские) и майонеза, а также розлив масла (растительное фасованное). Впервые в масложировой отрасли СССР Минский маргариновый завод освоил выработку кулинарных жиров в мелкой расфасовке на импортных линиях. Предприятие поставляло свою продукцию в 26 областей России, в Литву и полностью обеспечивало потребности Республики Беларусь. В соответствии с Приказом Государственного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь № 222 от 30 декабря 1993 г. путем преобразования государственного предприятия на базе маргаринового завода было создано открытое акционерное общество "Минский маргариновый завод".

По состоянию на 1 января 2012 года уставный фонд составляет 1 643 802 145 бел.руб., общее количество акционеров общества составило 1720 человек, из них физические лица – 1717, юридические лица – 3.

Физическим лицам принадлежит 32986 акций, юридическим – 149154. Номинальная  стоимость акций – 3085 рублей. Акционеров, владеющих 5 и более процентами нет. Доля государства равна 93,8%.

В таблице 1 представлены финансовые результаты деятельности завода.

Таблица 1 – Финансовые показатели деятельности ОФО «Минский маргариновый завод»

Показатели

2009

2010

2011

Чистые активы, млн. $

12,58

14,87

21,51

Выручка от реализации,  млн. $

24,91

32,11

44,81

Прибыль от реализации, млн. $

2,68

2,64

7,61

Чистая прибыль,  млн. $

1,43

1,75

5,29

Рентабильность продаж, %

14,10

10,30

23,70

Дебиторская задолженность, млн.$

4,89

4,78

0,69

Кредиторская задолженность, млн.$

2,55

1,85

5,78

Средняя заработная плата, $

421,9

477,5

510,3


Представленные данные отражают положительную динамику в уменьшении дебиторской задолженности и увеличение кредиторской задолженности, что означает увеличение финансовых средств, которые могут быть направлены на расширенное воспроизводство. Однако нельзя однозначно судить об увеличении чистой прибыли, поскольку, исходя из данных об объемах выпуска продукции (рисунок 1), произведено в 2011 году на 12% больше, чем в 2010 году, а издержки увеличились на 30%.

Рисунок 1 – Объем выпуска продукции за 2008 – 2011 годы

Численность персонала на конец 2012 года составила 531 человек.

На рисунке 2 представлена структура персонала завода. Исходя из представленных диаграмм можно сделать выводы о «стареющем» персонале – лишь 30% работников до 30 лет, подавляющая часть персонала окончила ВУЗы, при чем рабочих на заводе лишь на 4% больше, чем персонала без высшего образования, а это говорит о высококвалифицированных кадрах предприятия.

Рисунок 2 – Структура персонала завода

Высшим органом управления предприятия является собрание акционеров, которое делегирует свои полномочия наблюдательному совету. Возглавляет предприятие директор. Все службы предприятия – техническая, финансовая, сбытовая, снабженческая, маркетинговая, производственно-технологическая – централизованные.

Предприятие характеризуется серийным типом производства, который означает изготовление изделий периодически повторяющимися партиями.

В серийном производстве рабочие  места загружаются различными видами продукции, что часто предопределяет размещение оборудования в цехах  и на участках не по ходу технологического процесса, а по признакам его технологической  или конструктивной однородности. Рабочее  место из-за невозможности загрузить  его одной рабочей операцией  специализируется на выполнении нескольких из них, что вызывает прежде всего увеличение затрат подготовительно-заключительного времени.

С 2001 года вся продукция  завода выпускается под торговой маркой «Золотая капля» и обозначена слоганом "Золотой запас хозяйки". 

Сегодня предприятие производит более 80 наименований разнообразной  продукции, значительная часть которой  – новые виды. 

На заводе производятся следующие виды продукции:

- майонезная продукция 20-75% жирности;

- маргариновая продукция весовая и фасованная, жиры кулинарные, кондитерские;

- спреды растительно-жировой «Домашний», растительно-жировой «Шоколадный» и растительно-сливочный «Крестьянский»;

- масло подсолнечное рафинированное  дезодорированное вымороженное;

- масло рапсовое рафинированное  дезодорированное;

- масло рапсовое с ароматами;

- масло купажированное рапсово-подсолнечное рафинированное дезодорированное;

- масло купажированное подсолнечно-оливковое;

- соусы на майонезной  основе «Грибной», «Горчичный»,  «Белорусский с хреном», «Китайский»,  «Тысяча островов»,  «Тар-тар»;

- кетчупы «Аджика», «Острый», «Классический», «Шашлычный», «Томатный», «Нежный» (упаковка doy-pac 250 гр., флаконы 500 и 900 гр.).

- хрен «Белорусский классический»,  «Белорусский со свеклой», «Белорусский  с лимоном», хрен «Белорусский  с горчицей»;

- горчица «Аппетитная», «Зернистая»,  «Нежная», «Нежная с орехами»;

- другие виды продукции.

С учетом специфики требований по хранению того или иного вида продукции в качестве упаковки на Минском маргариновой заводе применяется  широкий диапазон различного по составу  материала. Это и  полиэтилен различной плотности с ламинацией и без, используемый при производстве подушечек и Doy-pac для соусов на майонезной основе и кетчупов; пергамент и кэшированная фольга под жиры и маргарин; п/м флаконы для фасовки кетчупа.

При фасовке продукции  заводом учитываются потребности  потенциальных потребителей, предусмотрена  возможность приобрести одно и то же наименование продукции в наиболее приемлемой по весу упаковке.  Применительно к майонезу – это подушечки по 200 и 250 г, Doy-pac 200 г, п/м флаконы 450 и 900 г., ведерко 900 г, стекло-баночка. Кетчуп фасуется в Doy-pac 250 г, п/м флаконы 500 и 900 г. Следует отметить также удобство в использовании Doy-pac в качестве упаковки продукции завода. 

Цены на продукцию ОАО «Минский маргариновый завод» определяются в соответствии с «Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов», утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 с последующими изменениями и дополнениями. Они формируются на основе себестоимости ее производства, рентабельности, обязательных налоговых и неналоговых платежей, устанавливаемых законодательством, а также исходя их качества, потребительских свойств и конъюнктуры рынка.

Цены на продукцию во многом определяются ценой на исходное сырье – растительное масло, цена на которое зависит от урожая на маслосемена подсолнечника.

С 2006 г. на предприятии внедрена и действует  система менеджмента качества с  учетом требований СТБ ИСО 9001-2009, HACCP используется при производстве майонеза с 2010 года.

Подтверждением стабильно  высокого качества продукции являются многочисленные дипломы и призы  республиканских и международных  конкурсов и выставок.

 

 

2 Маркетинговый анализ

Масложировая промышленность Республики Беларусь представлена следующими предприятиями:

  • Бобруйский завод растительных масел;
  • Витебский малоэкстрационный завод;
  • Гомельский жировой комбинат;
  • Завод по переработке масличных культур (Могилевская область, Бобруйский район, д.Химы);
  • Компания «АВС» (Гродно);
  • Компания «Агропродукт» (Брестская область, Каменецкий район, д. Оберовщина)
  • Компания «ГродноБиопродукт»;
  • Компания «Комако» (Борисов);
  • Компания «Памакс» (Минск);
  • Компания «Продукты питания» («Ланна», Минск);
  • Минский маргариновый завод;
  • Предприятие «МОЖЕЛИТ» (Могилев).

 ОАО «Минский маргариновый завод» в сегменте маргариновой продукции масложирового рынка республики составляет более 30 %. Сильную конкуренцию ему на этом сегменте составляет Гомельский жировой комбинат, выпускающий практически аналогичный ассортимент продукции. Доля этого предприятия на рынке сбыта составляет более 36 %.

Майонез в Беларуси производят более 30 предприятий всех форм собственности, основными из которых помимо «Минского  маргаринового завода» и Гомельского  жирового комбината являются: «Ланна», г. Минск, «АВС», г. Гродно, «Памакс МКС», г. Минск и др. На рынке широко представлена майонезная продукция иностранного производства.

Поэтому перед ОАО «Минский маргариновый завод» стоит задача не только повысить конкурентоспособность  за счёт расширения ассортимента майонезов, совершенствования вкусовых качеств  и упаковки, но и построения политики активного продвижения и раскручивания собственной торговой марки.

Основными конкурентами на рынке растительного масла республики являются импортеры данной продукции  из России и Украины с торговыми  марками: «Золотая семечка», «Масло «Злата», «Донской янтарь», «Алей», «Масло «Славия».

ОАО «Минский маргариновый завод» занимает лидирующие позиции  на внутреннем рынке маргариновой продукции  и является крупнейшим производителем майонеза. Но на этом также широко представлена продукция многочисленных белорусских  и иностранных производителей. Рынок  же растительного масла в республике насыщается за счет импортной продукции  и доля ОАО «Минского маргаринового  завода» очень мала.

Объединение крупных производителей в холдинги и аккумулирование  денежных средств в одном расчетном  центре, близость к сырьевым ресурсам, дешевое сырье и производственное техническое перевооружение крупнейших российских предприятий масложировой отрасли привели к снижению затрат на производство маргаринов и жиров, и увеличению сроков годности на российском рынке. Снятие ограничений в 2006 году на ввоз российского маргарина на территорию Беларуси привел к резкому  снижению цен, объема производства и  реализации маргариновой продукции  «Минского маргаринового завода»  и других белорусских производителей на внутреннем рынке. Политика протекционизма, принятая для белорусского рынка  российскими производителями по ценам на маргарин: 1650 рублей за 1 кг без НДС по предложениям российских заводов и 2225 рублей за 1 кг без НДС  белорусских производителей (разница 35 %) не позволяет вести равную конкурентную борьбу.

Рынок маргариновой продукции, исходя из сферы потребления продукции, может разделяться на следующие  два подсегмента:

- конечное потребления (населением, предприятиями общественного питания);

- промпереработка (предприятиями - хлебозаводами, комбинатами хлебопродуктов, производителями других продуктов питания).

Структура реализации продукции  ОАО «Минский маргариновый завод» по областям Республики Беларусь на рисунке 3

Рисунок 3 - Структура реализации продукции ОАО «Минский маргариновый завод» по областям Республики Беларусь в 2011 г.

Как видно из рисунка 3 ОАО «Минский маргариновый завод» работает с крупнейшими областными и региональными центрами. Наибольшую долю продаж занимает Минская область (33 %) и Брестская область (26 %). Значительный удельный вес продукции реализуется в Гомель, Брест и Мозырь. Хорошо налаженные каналы позволяют вести хорошие отгрузки продукции и удовлетворяют потребности покупателей.

 

Рисунок 4 - Структура реализации продукции ОАО «Минский маргариновый завод» по основным покупателям в 2011 г.

По покупателям наиболее эффективный сбыт продукции ОАО «Минский маргариновый завод» у крупнооптовых фирм, они занимают наибольшую долю продаж (66 %), 20 % всей реализованной в 2011 г. ОАО «Минский маргариновый завод» продукции осуществлялось через мелкооптовым фирмы, через розничные магазины было реализовано лишь 14 % продукции ОАО «Минский маргариновый завод», однако в дальнейшем планируется увеличить работу с этим звеном и довести долю продаж до максимальной прибыли организации.

Среди крупнооптовых фирмы, с которыми наиболее тесно сотрудничает ОАО «Минский маргариновый завод», можно выделить следующие рынки: «Ждановичи», «Раковский кирмаш», «Западный рынок», «Комаровский рынок». Мелкооптовые фирмы представлены следующими гипермаркетами: «Корона», «Prostore», «BIGS», «ГИППО».

Информация о работе Анализ состояния ОАО «Минский маргариновый завод»