Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:40, курсовая работа
Настоящая курсовая работа посвящена изучению международно-правовых аспектов деятельности института несостоятельности (банкротства). Важной задачей автора в этой работе является изучение института несостоятельности в таких странах как Франция, Россия, США, Англия, Германия и Италия, сравнительный анализ источников правового регулирования несостоятельности в этих странах. В теоретической части рассматривается вопрос экономической необходимости института банкротства, его роли и выполняемых функция в условиях рыночной экономики в общем, и на примере Российской Федерации. Рассматриваются “продолжниковые” и “прокредиторские” системы банкротств, на примерах конкретных развитых стран. Даётся определение несостоятельности (банкротства), и разграничение понятий банкротство и несостоятельность, которые существуют в развитых странах. Рассматриваются существующие критерии и признаки несостоятельности на примере России и развитых стран.
Введение..............................................................................................................3
1. Теоретическая часть.....................................................................................5
1.1 Обоснование экономической необходимости института банкротства в условиях рынка, его функции и роль в рамках рыночной экономики......................................................................................................5
1.2 Прокредиторские и продолжниковые системы банкротств, понятие, примеры данных систем в законодательстве развитых стран: США, Франция, Англия, Германия.........................................................................................................8
1.3 Несостоятельность (банкротство): понятие, критерии, признаки........................................................................................................13
2. Практическая часть
2.1 Анализ закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 года № 127-ФЗ, по ключевым положениям теоретической части темы: понятие, критерии, признаки, обоснование отнесения системы несостоятельности (банкротства) РФ к нейтральной...................................................................................................15
2.2 Обзор законодательств развитых стран на примере: США, Англии, Германии, Франции, Италии, сравнение с действующим законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) по ключевым положениям теоретической части...............................................................................................................18
Заключение...................................................................................................23
Источники.....................................................................................................24
После
принятия положительного решения в
отношении процедуры
Судебный
комиссар каждые два месяца докладывает
уполномоченному судье о
В случае
если должник в состоянии исполнить
свои обязательства перед
Если
комитет кредиторов сообщает уполномоченному
судье о фактах, свидетельствующих
о невозможности продолжения
процедуры контролируемого
Продолжниковые и прокредиторские системы банкротств.
“Продолжниковая система” присуща законодательству Франции. “Прокредиторская” больше относится к институтам несостоятельности Германии, Англии и Италии (в меньшей степени). Нейтральная или сбалансированная система отличает институт банкротства США.
В Германии основным документом, регулирующим институт несостоятельности является Insolvenzornung, принятый в 1999 году. Примечательно, что для открытия производства по делу о несостоятельности закон требует, чтобы имелось в наличии достаточного имущества для покрытия судебных издержек по ведению дела. Этой особенностью он похож на систему несостоятельности (банкротства) РФ.
В США роль государственного органа по банкротству выполняет Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) правительства США.
Согласно
реформированному в 1978 г. американскому
Закону о банкротстве у КБЦБ есть три
функции. Первая: выступать в суде и быть
заслушанной по любому вопросу дела о
банкротстве, в том числе, кандидатуры
и уровня оплаты арбитражного управляющего,
назначения комиссий кредиторов и акционеров,
использования, продажи и аренды собственности.
Вторая: контролировать и обеспечивать
адекватность заявления предприятия-должника
о своем финансовом состоянии и наличии
активов. И третья - возражать против утверждения
судом плана реорганизации в случае злоупотреблений
со стороны должника. В ряде случаев КБЦБ
вмешивалась в условия продажи действующих
неплатежеспособных предприятий, настаивая
и добиваясь других условий продажи.
В 1983 г.
в дополнение к КБЦБ как к Государственному
органу по банкротству в США появились
государственные федеральные
В то время, как
в Германии и Англии основным органом
в сфере несостоятельности
Различна
и степень ответственности
Российское законодательство о несостоятельности, банкротстве было разработано с исследованием законодательств о несостоятельности ведущих государств, а также макроэкономических последствий его применения. В частности были приняты во внимание советы немецких, американских и английских специалистов в этой сфере. Поэтому, несмотря на значительные отличия закона о несостоятельности (банкротстве) РФ от законодательств в сфере несостоятельности развитых стран, она содержит и элементы института несостоятельности заимствованные у некоторых развитых стран. Я считаю, что несмотря на свою формально сбалансированную систему банкротства, институт несостоятельности РФ имеет мало общего с законодательством США в этой сфере. Действующий закон о несостоятельности (банкротстве) №127-ФЗ скорее близок к законодательству в сфере несостоятельности Италии и Германии.
Так, аналогом внешнего управления, предусмотренного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве), в итальянском законодательстве является контролируемое управление. Контролируемое управление подлежит утверждению собранием кредиторов, как и законодательстве РФ. Решение принимается простым большинством голосов всех кредиторов с точки зрения объема задолженности. В случае положительного решения суд назначает комитет кредиторов, который оказывает содействие судебному комиссару в проведении мероприятий, связанных с управлением предприятием.
В то время как в России и Германии существует общее понятие “конкурсной массы”, сходны и обеспечительные меры, когда должник ограничивается в управлении предприятием, но не отстраняется от него, в общих случаях. Также, для открытия производства по делу о несостоятельности закон обеих стран требует, чтобы имелось в наличии достаточного имущества для покрытия судебных издержек по ведению дела.
Таким
образом, учитывая, что законодательство
РФ в сфере несостоятельности
является только формально сбалансированной,
с креном в сторону продолжниковой,
можно сделать вывод, что действующее
российское законодательство ближе всего
к немецкому законодательству в сфере
несостоятельности (банкротства).
Заключение
Резюмируя вышесказанное, можно сказать следующее. Институт несостоятельности (банкротства) является важнейшим атрибутом любой рыночной экономики, так как она не может нормально функционировать без наличия столь необходимого законодательства. Законодательство России о банкротстве, если не учитывать его первые два этапа, является относительно молодым. Несостоятельность предприятий затрагивает различные стороны деятельности, и ответы на вопросы, связанные с банкротством, разрешаются не только законом о несостоятельности, но и иными отраслями права. Так, видна тесная связь с законодательством о собственности, залоге, управлении, корпоративным, трудовым, финансовым правом, и иных отраслей частного права. В части наказаний, законодательство о несостоятельности корреспондирует с уголовным и административным правом. Что же касается вопроса о несовершенстве существующего закона о несостоятельности, то зарубежный опыт показывает, что “разработка и совершенствование законов о банкротстве - процесс бесконечный”. В качестве примера можно привести случай из законодательной практики США. В 1994 году, сразу после принятия существенных поправок к кодексу о банкротстве США, была образована комиссия по совершенствованию законодательства о банкротстве сроком на два года и с правом получения любой необходимой информации из правительственных источников. Из приведенного примера можно сделать два вывода. С одной стороны, он показывает, что любые изменения не приводят сразу к желаемому результату, и совершенствование законодательств, в том числе и о банкротстве, может длиться постоянно. С другой стороны, этот пример является показателем должного отношения к делу со стороны законодательных органов США. Также следует отметить, что институт несостоятельности в российском законодательстве развивается по пути законодательства европейских государств. Мной был проведён анализ действующего законодательства РФ по ключевым положениям теоретической части. По его результатам, я сделал вывод, что закон № 127-ФЗ ближе всего к немецкому, обосновав свою точку зрения. Начальной ступенью анализа является описание, как достоверное и точное воспроизводство данных наблюдений, которое всегда предполагает определенную систематизацию материала. Попытка этого и была сделана в этой работе.
Источники