Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:40, курсовая работа
Настоящая курсовая работа посвящена изучению международно-правовых аспектов деятельности института несостоятельности (банкротства). Важной задачей автора в этой работе является изучение института несостоятельности в таких странах как Франция, Россия, США, Англия, Германия и Италия, сравнительный анализ источников правового регулирования несостоятельности в этих странах. В теоретической части рассматривается вопрос экономической необходимости института банкротства, его роли и выполняемых функция в условиях рыночной экономики в общем, и на примере Российской Федерации. Рассматриваются “продолжниковые” и “прокредиторские” системы банкротств, на примерах конкретных развитых стран. Даётся определение несостоятельности (банкротства), и разграничение понятий банкротство и несостоятельность, которые существуют в развитых странах. Рассматриваются существующие критерии и признаки несостоятельности на примере России и развитых стран.
Введение..............................................................................................................3
1. Теоретическая часть.....................................................................................5
1.1 Обоснование экономической необходимости института банкротства в условиях рынка, его функции и роль в рамках рыночной экономики......................................................................................................5
1.2 Прокредиторские и продолжниковые системы банкротств, понятие, примеры данных систем в законодательстве развитых стран: США, Франция, Англия, Германия.........................................................................................................8
1.3 Несостоятельность (банкротство): понятие, критерии, признаки........................................................................................................13
2. Практическая часть
2.1 Анализ закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 года № 127-ФЗ, по ключевым положениям теоретической части темы: понятие, критерии, признаки, обоснование отнесения системы несостоятельности (банкротства) РФ к нейтральной...................................................................................................15
2.2 Обзор законодательств развитых стран на примере: США, Англии, Германии, Франции, Италии, сравнение с действующим законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) по ключевым положениям теоретической части...............................................................................................................18
Заключение...................................................................................................23
Источники.....................................................................................................24
Несмотря
на наличие некоторых общих
Должник
и кредиторы находятся
Европейские юристы выделяют пять категорий систем несостоятельности (банкротства) среди которых выделяются следующие: радикально “прокредиторские”; умеренно “прокредиторские”; “нейтральные”; умеренно “продолжниковские”; радикально
“продолжниковские”. Эту же позицию разделяет часть отечественных юристов.6
На мой взгляд, такое разделение излишне подробно. Достаточно было бы выделение “прокредиторских”, “продолжниковских” и нейтральных (сбалансированных) систем несостоятельности (банкротства), так как умеренные и радикальные варианты отражают лишь степень защиты интересов одной из сторон: должника или кредитора. “Прокредиторская” система характерна для таких развитых стран как: Англия, Германия и Италия. Наиболее ориентированной на защиту кредиторов системой несостоятельности является английская, и регулируется законом о несостоятельности (Insolvency Act) или сокращенно IA.
Insolvency
Act (IA) базируется на концепции
полного возмещения кредиторам
и направлен в основном на
обеспечение имущественной
Однако главная проблема состоит в том, что эту процедуру легко блокировать обладателю “плавающего” обеспечения на все активы должника (что чаще всего и происходит).8 И поэтому на практике эта процедура мало применяется. Дело в том, что кредиторами с правом “плавающего” обеспечения являются банки, и получение любого кредита предприятием обычно обуславливается соглашением о “плавающем” обеспечении на все активы должника. Позиции английского законодательства при регулировании взаимозачёта стоят на принципе минимизации потерь для платежеспособной стороны (кредитора). При оценке всех прав требования к имуществу, то в случае наличия у кредитора и должника встречных обязательств учитывается только баланс. Фактически использование взаимозачёта в Англии обязательно. Можно сказать, что права кредиторов в вопросе о взаимозачёте наиболее сильны именно в законодательстве Англии. Таким образом, несмотря на все стремление законодателей к более масштабному использованию процедур (введение процедуры управления от1986 года), предохраняющих активы должника по частям, основными процедурами, как и прежде, являются ликвидационные.
“Продолжниковую систему” лучше всего иллюстрирует система несостоятельности Франции. Основными нормативными актами в области несостоятельности являются Закон № 85–98 от 25 января 1985 г. о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке и Закон № 85–99 от 25 апреля 1985 г. о конкурсных управляющих, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий, которые стали результатом проведения крупномасштабной реформы законодательства о несостоятельности. В 1994 г. в правовом регулировании несостоятельности произошли изменения: законом № 94-475 от 10 июня 1994 г. в нормативные акты были внесены поправки, согласно которым процедуры несостоятельности теперь применимы к коммерсантам, ремесленникам, лицам, занятым в сельском хозяйстве, и к любым юридическим лицам частного права. Указанные поправки также немного усилили защиту прав кредиторов. Во Франции существует система органов по предупреждению банкротства, которые не обладают юридическим статусом, а представляют собой совет правительства и промышленных комитетов, представителей налоговых служб и банков. В неё входят: комитет экспертов, представитель персонала, ревизор по проверке счетов, государственные организации по оказанию финансовой поддержки и различные комитеты. Kodefi – департамент комитетов помощи предприятиям, Kori - региональные комитеты промышленной реструктуризации, Ciri – комитет по реорганизации.
Процедура банкротства начинается с введения наблюдения, назначения администратора, однако должник может продолжать самостоятельно управлять и распоряжаться имуществом. Проводимое на основании соглашения должника и кредиторов восстановление предприятия предполагало предварительное удовлетворение требований государства и осуществление капиталовложений. По обеспеченным обязательствам не начисляются никакие проценты (за исключением договоров займа, заключенных на срок более одного года, кредитов с отсрочкой по выплате более чем на один год). За счет предметов обеспечения могут погашаться расходы на управление должником, предметы обеспечения могут предоставляться администратором с разрешения суда в качестве обеспечения новых займов, которые имеют более высокий приоритет. Если соглашение о выплате долгов между должником и кредиторами не достигается, суд утверждает подготовленный администратором план восстановления предприятия. Выслушав администратора, представителей должника, кредиторов и трудового коллектива, суд может принять решение об утверждении плана восстановления или о ликвидации предприятия. В плане указываются лица, на которых возлагается его осуществление, а также пределы полномочий этих лиц. План должен содержать меры по поддержанию и финансированию должника, уровень занятости, размеры предстоящих увольнений, необходимые изменения в уставе.
Суд может
также принять решение об уступке
предприятия (полной или частичной).
Предметом уступки может быть
только целостный технологический
комплекс. Цессионарий до полной оплаты
стоимости имущества не вправе каким-либо
образом распоряжаться им. В результате
цессионарий получает активы должника,
освобожденные от обязательств перед
кредиторами. Требования кредиторов удовлетворяются
за счет вырученной суммы. В первую
очередь удовлетворяются
Рассмотрим нейтральную (сбалансированную) систему несостоятельность на примере США. Вопросы несостоятельности и банкротства в законодательстве США регулируются в целом федеральным законодательством.
В настоящее время действуют Закон № 95-598 о банкротствах и несостоятельности, принятый Конгрессом США 6 ноября 1978 г. и вступивший в силу 1 октября 1979 г. Bankruptcy Code (Кодекс о банкротстве).
Кодекс содержит нормы, регулирующие как процедуру ликвидации предприятия вследствие его несостоятельности (Bankruptcy liquidation), так и случаи возможной реорганизации в сфере финансов или так называемой финансовой реабилитации (финансового восстановления) предприятия (finanсial reabilitation). Основным отличием Кодекса является расширенный круг субъектов несостоятельности. Так, например, под действие Кодекса подпадают страховые и банковские корпорации, строительные и кредитные учреждения и союзы, в то время как действие Закона на них не распространяется. Производство по делу о несостоятельности может начаться по ходатайству как кредиторов, так и должника. Большинство дел начинается по ходатайству кредиторов. Минимальная сумма долга, при которой возможна подача ходатайства, составляет 5 тыс. долл.
Должник может обратиться в суд с соответствующим ходатайством в предвидении своего банкротства, осознавая, что не в состоянии погасить свои долги. После принятия судом такого ходатайства в отношении имущества должника устанавливается иммунитет (американцы часто говорят в этом случае, что предприятие «обратилось в суд за защитой от банкротства» и называют это автоматической остановкой). Кредиторы автоматически лишаются права предпринимать какие-либо индивидуальные действия против предприятия или его имущества, и все судебные производства в отношении должника автоматически приостанавливаются. На имущество предприятия не может быть наложен арест.
Эта процедура
имеет важное значение, так как
не дает возможности одним кредиторам
получить преимущества перед другими
и позволяет руководству
В дальнейшем должник также может предложить свой план, однако он уже будет конкурировать с планом, предлагаемым кредиторами.
План
оздоровления должен быть утвержден
кредиторами. Недостатком реализации
плана оздоровления должника является
то, что, как правило, ею занимается
прежнее руководство должника и
лишь в некоторых случаях может
быть назначен куратор, который осуществляет
контроль за действиями руководства
должника.
Хотя существует большое число понятий несостоятельности (банкротства), с учетом высказанных в литературе мнений и анализа судебной практики более уместно ориентироваться на следующее определение несостоятельности (банкротства). Несостоятельность (банкротство) - это признанная судом или объявленная в случаях, предусмотренных законом, должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов в связи с установленным или предполагаемым превышением суммы обязательств (долгов) должника над стоимостью принадлежащего ему имущества. В настоящее время западное законодательство использует термин “несостоятельность”, так как существует точка зрения, что банкротство – это уголовно-правовая сторона несостоятельности. Поэтому в большинстве стран, нормы регулирующие уголовно-правовые отношения, исключены из законов о несостоятельности и инкорпорированы в уголовные кодексы и применяются только по отношению к физическим лицам.