Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:40, курсовая работа
Настоящая курсовая работа посвящена изучению международно-правовых аспектов деятельности института несостоятельности (банкротства). Важной задачей автора в этой работе является изучение института несостоятельности в таких странах как Франция, Россия, США, Англия, Германия и Италия, сравнительный анализ источников правового регулирования несостоятельности в этих странах. В теоретической части рассматривается вопрос экономической необходимости института банкротства, его роли и выполняемых функция в условиях рыночной экономики в общем, и на примере Российской Федерации. Рассматриваются “продолжниковые” и “прокредиторские” системы банкротств, на примерах конкретных развитых стран. Даётся определение несостоятельности (банкротства), и разграничение понятий банкротство и несостоятельность, которые существуют в развитых странах. Рассматриваются существующие критерии и признаки несостоятельности на примере России и развитых стран.
Введение..............................................................................................................3
1. Теоретическая часть.....................................................................................5
1.1 Обоснование экономической необходимости института банкротства в условиях рынка, его функции и роль в рамках рыночной экономики......................................................................................................5
1.2 Прокредиторские и продолжниковые системы банкротств, понятие, примеры данных систем в законодательстве развитых стран: США, Франция, Англия, Германия.........................................................................................................8
1.3 Несостоятельность (банкротство): понятие, критерии, признаки........................................................................................................13
2. Практическая часть
2.1 Анализ закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 года № 127-ФЗ, по ключевым положениям теоретической части темы: понятие, критерии, признаки, обоснование отнесения системы несостоятельности (банкротства) РФ к нейтральной...................................................................................................15
2.2 Обзор законодательств развитых стран на примере: США, Англии, Германии, Франции, Италии, сравнение с действующим законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) по ключевым положениям теоретической части...............................................................................................................18
Заключение...................................................................................................23
Источники.....................................................................................................24
Федеральное
агентство по образованию
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ
И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа по дисциплине
“Теория
и практика финансового
оздоровления предприятия”
Тема:
“Анализ и классификация
стратегий финансового
оздоровления предприятий
и влияющих факторов”.
Выполнил: студент Казарян Маркар Арсенович, группа 7512
Проверил: старший преподаватель Игорь
Васильевич Старшинов
Новосибирск 2011
Содержание
Введение.....................
1.1 Обоснование
экономической необходимости института
банкротства в условиях
рынка, его функции и роль в рамках рыночной
экономики.....................
1.2 Прокредиторские
и продолжниковые системы банкротств,
понятие, примеры данных систем в законодательстве
развитых стран: США, Франция, Англия, Германия......................
1.3 Несостоятельность
(банкротство): понятие, критерии, признаки......................
2.2 Обзор законодательств
развитых стран на примере: США, Англии,
Германии, Франции, Италии, сравнение
с действующим законодательством РФ о
несостоятельности (банкротстве) по ключевым
положениям теоретической части.........................
Заключение....................
Источники.....................
Введение
Настоящая курсовая работа посвящена изучению международно-правовых аспектов деятельности института несостоятельности (банкротства). Важной задачей автора в этой работе является изучение института несостоятельности в таких странах как Франция, Россия, США, Англия, Германия и Италия, сравнительный анализ источников правового регулирования несостоятельности в этих странах. В теоретической части рассматривается вопрос экономической необходимости института банкротства, его роли и выполняемых функция в условиях рыночной экономики в общем, и на примере Российской Федерации. Рассматриваются “продолжниковые” и “прокредиторские” системы банкротств, на примерах конкретных развитых стран. Даётся определение несостоятельности (банкротства), и разграничение понятий банкротство и несостоятельность, которые существуют в развитых странах. Рассматриваются существующие критерии и признаки несостоятельности на примере России и развитых стран. В практической части проводится анализ закона о несостоятельности № 127-ФЗ по ключевым вопросам теоретической части. Делается краткий обзор по законодательствам развитых стран, заявленных в теме курсовой. В силу ограниченности задач данной работы и для более полного сосредоточения на определенных вопросах изучения, автор концентрирует свое внимание на изучении только основополагающих законодательных актах, регулирующих институт несостоятельности в изучаемых странах. Необходимо отметить, что автор не в состоянии дать исчерпывающую юридическую оценку всех правовых проблем, связанных с регулированием института несостоятельности во всех упомянутых странах, а лишь старается очертить круг основных проблем. Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в странах, в которых развитие экономики основано на конкуренции и непрерывных структурных изменениях, нацелено на воспитание дисциплины и соблюдение правил делового финансового оборота, а также предназначено содействию реструктуризации неэффективных предприятий либо цивилизованному их выводу с рынка. Задачи, решаемые при помощи законов о банкротстве в странах с рыночной экономикой, вполне конкретны. Самой важной из них является максимальное использование существующих возможностей "спасения" предприятия или его частей, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены, чтобы в последующем внести свой вклад в экономику страны. В то же время государство поддерживает защиту активов предприятия-должника в интересах кредиторов и распределение этих активов в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов.
Закон
определяет порядок возврата долгов
кредиторам посредством распределения
выручки от продажи активов и/или
в виде акций реорганизованного
действующего предприятия, либо использование
отсрочки или сокращения долга предприятия
в случае наличия возможности
восстановления его платежеспособности
(мировое соглашение).
Неотъемлемой частью рыночного хозяйства является институт банкротства, он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как регулятора рынка.1 Действительно, сложно представить страну с рыночной экономикой, которая не была бы знакома с институтом несостоятельности, поскольку рыночные отношения предполагают получение прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Юридические лица и граждане вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными, в том числе налоговыми органами, банками и другими организациями, в этих отношениях возникают денежные обязательства, определенные законом или договорами.
В тех случаях, когда денежный размер этих обязательств превышает определенный предел и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такие лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческая деятельность прекращается, имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов, остальные требования считаются погашенными таким образом, банкротство является той гранью, которая может быть обусловлена различными причинами: это и неполучение средств за отпущенные товары, и затоваривание собственного производства продукцией, не имеющей сбыта, и неэффективная финансовая деятельность, и прямые злоупотребления топ-менеджеров.2
Абсолютное большинство дел заканчиваются ликвидацией неплатежеспособного должника, эта процедура является положительной мерой, позволяя выводить неэффективные предприятий из числа действующих, однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга лиц – его работников, партнеров, кредиторов и других, во многих случаях порождая значительные экономические и социальные издержки. В то же время процедура банкротства является положительной мерой и для должника, она позволяет ему погасить свои обязательства за счет имеющегося имущества и затем, освободившись от обязательств, начать новое дело.
Необходимость наличия института банкротства в рыночных условиях хорошо отслеживается в новейшей истории Российской Федерации. Так, после развала СССР, Россия вступила в период перехода от плановой (административной) экономики к рыночной. В этих меняющихся экономических условиях, огромное число предприятий становились неплатежеспособными, накапливая миллионные долги, но не было института, который бы регулировал отношения несостоятельности (банкротства). В связи с этим, первого марта 1993 года был принят “Закон о несостоятельности предприятий”, но этот закон оказался неэффективным, так как не было необходимой теоретической проработки правовых норм. Однако институт банкротства постоянно совершенствуется по мере развития рыночных отношений, о чём свидельствует статистика.
Она выглядит следующим образом: 1993 г. — 100 дел, 1994 г. — 240, 1995 г. — 1108, 1997 г. — 4700 дел. В 2000 году возбуждено 18 000 дел о банкротстве, из них завершено — 10 500, из которых 7750 закончились ликвидацией должника, 654 — мировым соглашением и только 67 — восстановлением платежеспособности. Внешнее управление вводилось примерно в 1000 случаев. На середину 2001 года в России было открыто 24 000 дел о банкротстве, общая конкурсная масса составила около 1 трлн. руб. (большая часть этих средств составили обязательные платежи). За первое полугодие 2001 г. 89% от завершенных дел закончились признанием должников банкротами и только 27 предприятий восстановили свою платежеспособность, порядка 380 заключили мировое соглашение с кредиторами3.
В 2009 году в арбитражные суды было подано 34030 заявлений, принятых к производству, процедура наблюдения была введена по 13200 делам. В 76,0% случаев по результатам проведения наблюдения приняты решения о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства, и только в 3,0% случаев – решения о введении процедур финансового оздоровления или внешнего управления.4
Таким образом, мы получаем наглядное представление невозможности существования рыночной экономики без института несостоятельности (банкротства), так как он позволяет ликвидировать неплатежеспособного должника или в редких случаях, сохранить бизнес должника, что позволяет ему продолжить свою деятельность и расплачиваться по просроченным и текущим обязательствам.
Следовательно,
можно выделить конкретные функции института
банкротства, присущие странам с рыночной
экономикой они подразделяются на макроэкономические
и микроэкономические.
На микроэкономическом уровне:
На макроэкономическом уровне:
Также функцией института банкротства является регулирование трансграничной несостоятельности, которая сопряжена с множеством проблем, связанных с отсутствием единообразной схемы регулирования. Эти проблемы вызваны разными подходами к регулированию обычной несостоятельности (не трансграничной), имеющей значительные отличиями, а также различиями в задачах национальных законодательств о несостоятельности. Например, интересы кредиторов наиболее защищены в английском законодательстве, в то время как французское регулирование вопросов несостоятельности своей основной задачей считает оздоровление предприятий даже в ущерб интересам кредиторов.5 Для реализации этих функций в институте несостоятельности (банкротства) предусмотрены наличие определённых процедур: наблюдение, конкурсное производство, финансовое оздоровление(только в РФ) или внешнее управление, а также возможно заключение мирового соглашения(возможно на любой стадии банкротства) между должником и кредиторами. Введение наблюдения позволяет защитить имущество должника и провести инвентаризацию, а конкурсное производство является инструментом ликвидации должника. Процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, при определенных условиях и обстоятельствах, позволяют восстановить платежеспособность должника.
Таким
образом, институт несостоятельности
(банкротства) является важнейшей частью
любой рыночной экономики, являясь одним
из эффективных инструментов в руках государства
для проведения эффективной экономической
политики.