Возрастные особенности функционирования периферической нервной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:58, реферат

Описание работы

Организм человека – это стойкая, строгая и стройная, передающаяся наследственно система, в которой все органы и системы органов, клетки и их совокупность, существуют взаимодействуя между собой слаженно и строго запрограммировано, руководимые и контролируемые нервной системой в результате поступающих по ней команд из генов и мозговых центров в виде условных и безусловных рефлексов обеспечивающих автоматизм и физиологическое функционирование их жизнедеятельности для выполнения ими запрограммированных жизненно необходимых функций. Клетки, органы и системы органов подчиняются нервной системе и информации, закодированной в гене, генотипе человека, и всей человеческой популяции.

Работа содержит 1 файл

нервная система и возрастные особенности.docx

— 59.10 Кб (Скачать)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ  СИСТЕМЫ

ВВЕДЕНИЕ

Организм человека – это стойкая, строгая и стройная, передающаяся наследственно система, в которой  все органы и системы органов, клетки и их совокупность, существуют взаимодействуя между собой слаженно и строго запрограммировано, руководимые и контролируемые нервной системой в результате поступающих по ней команд из генов и мозговых центров в виде условных и безусловных рефлексов обеспечивающих автоматизм и физиологическое функционирование их жизнедеятельности для выполнения ими запрограммированных жизненно необходимых функций. Клетки, органы и системы органов подчиняются нервной системе и информации, закодированной в гене, генотипе человека, и всей человеческой популяции. Ни один орган, ни одна система органов, ни одна клетка в организме человека не смогут функционировать слаженно и взаимовыгодно, если они не будут подчиняться программе заложенной в генотипе человеческого организма локализованной в мозговом центре в виде физиологического безусловного рефлекса, которая реализуется и контролируется с помощью нервной системы. Эта запрограммированная генетическая информация, реализующаяся в соответствующем мозговом центре памяти в виде физиологического безусловного рефлекса отвечающего за жизнедеятельность органа или системы органов, клеток и тканей человека и контролирующая их взаимодействие, обеспечивает жизнедеятельность всего организма в целом. В результате изменений, возникших в генетической информации передаваемой наследственно, постепенно появляется и развивается заболевание, контролируемое и управляемое под влиянием вновь сформированного патологического доминирующего безусловного рефлекса локализованного в соответствующем мозговом центре и организм человека не может полноценно жить и даже существовать так, как происходит запрограммированная постепенная разбалансировка функционирования органа и системы органов, клеток и тканей всего организма. Следовательно, нужно сделать вывод, что организм человека – это физиологическая, саморегулируемая, самовосстанавливаемая, жизнеспособная и строго запрограммированная функционирующая система органов, клеток и тканей, управляемая информацией записанной в гене и реализуемая с помощью физиологического безусловного рефлекса через нервную систему.

Основной принцип работы нервной  системы – рефлекторный.

Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие внутренних и внешних стимулов при участии нервной системы. Осуществляется рефлекс благодаря совокупности образований – рефлекторной дуге. Рефлекторная дуга включает 5 звеньев: рецептор, чувствительный нерв (афферентный путь), центральную часть (нейроны ЦНС), двигательный нерв (эфферентный путь), исполнительный орган (эффектор).

Рецепторы  воспринимают различные  стимулы (световые, звуковые, термические, механические, химические) и преобразуют  их энергию в нервные импульсы. Афферентные нервные волокна  передают эти импульсы телам чувствительных нейронов, которые расположены в  спинномозговых ганглиях – с рецепторов кожи, скелетных мышц и внутренних органов, а также чувствительным нейронам ганглиев черепно-мозговых нервов, расположенным в разных отделах  головы.Центральная часть рефлекторной дуги образована вставочными и эфферентными нейронами. В центрах спинного и головного мозга сенсорная информация анализируется, оценивается и формируется ответная реакция организма на раздражитель, которая в виде определенных импульсов передается по эфферентному пути исполнительному органу. Становление рефлекторной функции нервной системы начинается еще в период внутриутробного развития. Движение плода и сокращение сердца способствуют миелинизации волокон развитию соответствующих структур нервной системы. При движении плода стимулируются рецепторы мышц, сухожилий и суставов, что способствует созреванию проводящих систем. Формирование рефлекторной функции находится в полном соответствии с морфологическим развитием нервной системы. Доказано, что сначала происходит созревание нейронов рефлекторных дуг спинномозговых рефлексов.Установлены определенные стадии развития рефлекторной деятельности плода: стадия локальных ответов отдельных частей тела, стадия обобщенных ответных реакций, которая переходит в стадию специализированных рефлекторных актов. Отдельные локальные движения свойственны 2 – 3 месячному плоду: в ответ на раздражение поверхности тела у него возникают ограниченные действия и простые рефлекторные реакции, например рефлекторное открывание рта, движения рук и другое. Генерализированные ответы появляются у 3 – 4 месячного плода, реакции становятся диффузными, ассиметричными, нескоординированными. В ответ на раздражение голова может наклонятся, подниматься и поворачиваться, руки сгибаются, разгибаются и отводятся в стороны. Специализированные рефлекторные акты наблюдаются у плода с 4 – 5 месяцев. Диффузность ответных реакций при этом сменяется тенденцией к их локализации в области раздражения. В 9 – 11 месяцев у плода формируются структуры, участвующие в осуществлении хватательного рефлекса. Развиваются рецепторы кожи, чувствительные нервные волокна руки, устанавливается связь мотонейронов с мышцами. К 22-недельному возрасту этот рефлекс проявляется в виде локального разгибания раздражаемой руки. Позже хватательный рефлекс становится сложной рефлекторной реакцией, сопровождающейся изменением мышц другой руки и туловища. У новорожденного хватательный рефлекс хорошо развит.Рефлекс Бабинского хорошо выражен с момента рождения и до полугода, затем он исчезает. Подошвенный рефлекс формируется после рождения и к 3 годам остается единственной реакцией на раздражение подошвы. Сухожильные рефлексы хорошо развиты у детей первого года жизни. Дети лучше, чем взрослые, различают, какой именно участок кожи раздражается. Что связано с ростом кожной поверхности без соответствующего увеличения числа нервных волокон. Ядра черепно-мозговых нервов продолговатого мозга, в частности блуждающего нерва, формируются рано. С их развитием связано становление некоторых регуляторных механизмов – дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других функций. Ядра блуждающего нерва выявляются со 2-го месяца внутриутробного развития. К полутора годам жизни ребенка количество клеток в ядрах блуждающего нерва увеличивается. У 7-летнего ребенка ядра блуждающего нерва сформированы так же, как и у взрослого. У плода и новорожденного проявляются рефлекторные влияния на дыхание. У новорожденного хорошо развиты зашитные дыхательные рефлексы – чихание, кашель, а также рефлекторная остановка дыхания при резком запахе.К моменту рождения наиболее развиты пищевые безусловные рефлексы: сосательный, глотательный и другие.Среди рефлексов положения тела у новорожденного в первый месяц жизни хорошо выражен тонический шейный рефлекс. Он постепенно исчезает к концу первого года жизни. Восприятие обонятельных раздражений связано с созреванием обонятельного и тройничного нервов. Рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители в первые часы после рождения выражены даже у недоношенных детей. Новорожденные различают приятные и неприятные запахи. Регуляция температуры тела у новорожденных и детей первого огда жизни несовершенна. Ребенок рождается с определенным набором врожденных рефлекторных реакций, но уже со 2-го дня жизни у него начинают формироваться условные рефлексы, приспосабливающие его к внешней среде. С возрастом скорость выработки условных рефлексов увеличивается.

При нарушениях работы периферической нервной системы возникают различные  заболевания.

Невритами называют воспалительные заболевания  периферических нервов. Невриты проявляются  сильными болями по ходу соответствующего нерва, слабостью и атрофией (уменьшением  в размерах) мышц, которые иннервируются  воспаленным нервом, часто наблюдаются  изменения чувствительности кожи к холоду, теплу, боли, касанию, могут отмечаться нарушения движений. Наиболее частыми причинами невритов являются травмы, интоксикации, инфекционные заболевания, а также нарушения обмена веществ (диабет), недостаточность кровоснабжения нерва за счет нарушений микроциркуляции.

Невралгия – ярко выраженный симптом  воспаления какого-либо нерва. Представляет собой приступообразную острую, ноющую, жгучую или тупую боль по ходу нерва. Причиной этого страдания может  служить как само воспаление нерва, или нервных сплетений, так и  заболевание позвоночника или патология  в тканях, окружающих нервный ствол (сдавливание нерва опухолью, отеком вследствие травм или инфекции).

Радикулиты – наиболее распространенные заболевания периферической нервной  системы, при которых в воспалительный процесс вовлекаются пучки нервных  волокон, отходящие из спинного мозга. Наиболее распространенная причина  радикулита – заболевания позвоночника. Различные травмы позвоночника, переохлаждение, ряд инфекционных заболеваний также  способны вызвать радикулиты.

Онемение и покалывание может  явиться следствием дефицита кальция  и магния. Принимайте по 1000 мг кальция  и 500 мг магния ежедневно в течение 2 – 3 недель. Ощущение покалывания и  онемения может вызвать дефицит  линолевой кислоты, незаменимой  жирной кислоты, из которой в организме  образуются простагландины. Увеличьте  потребление полиненасыщенных и  мононенасыщенных жиров, содержащихся в маслах – оливковом, подсолнечном, льняном, софоровом. Дефицит витаминов  группы В может вызвать онемение и покалывание, поскольку все эти витамины играют важную роль в нормальном функционировании нервной системы. Механизмы повреждения периферической нервной системы многообразны и зависят от этиологии заболевания. В детском возрасте в основе патогенеза чаще лежат инфекционные нейроаллергические реакции. В таких случаях пусковым толчком к развитию болезни являются различные возбудители, часто вирусного происхождения. Под их влиянием формируются новые антигены, способствующие развитию иммунопатологических гуморальных и клеточных реакций, или гиперчувствительности немедленного и замедленного типов. При этом поражается преимущественно периферическая нервная система, но возможны также изменения головного и спинного мозга. При инфекционных заболеваниях любой ПН. является по сути ПРН, так как патологический процесс в начале локализуется в корешках и лишь за тем распространяется на периферические нервы (и центральную нервную систему). Большое значение для развития патологического процесса имеют возникающие сосудистые нарушения и демиелинезация. Существенную роль играет также реактивность организма и проницаемость гематоэнцефалического барьера, на которые влияют многие провоцирующие факторы.ПН и ПРН у детей встречаются реже, чем у взрослых. В детском возрасте преобладают первичные и вторичные инфекционно-аллергические ПРН. При всех видах ПН и ПРН развивается однотипный синдром, характеризующийся следующими основными симптомами: вялым тетрапарезом, более выраженным в дистальных отделах конечностей, болями и нарушениями чувствительности по периферическому полиневритическому типу, различными преимущественно дистальными вегетативными расстройствами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы видим, что нервная система  человека – это сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности  благодаря способности реагировать  на внешние и внутренние воздействия (стимулы). Мы выяснили, что основные функции нервной системы –  получение, хранение и переработка  информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация  деятельности всех органов и органных систем. Очень важен вывод о том, что интеграция осознанных ощущений и подсознательных импульсов в головном мозгу – сложный процесс. Нервные клетки действительно организованы таким образом, что возможны миллиарды вариантов их объединения в цепи. Но мы еще не можем точно объяснить механизм того, как происходит мыслительная деятельность человека, с помощью каких связей он осознает окружающую действительность и себя в ней. Науке еще только предстоит открыть много нового и неизведанного в этой области знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: «Владос», 1995.

2. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная  физиология и школьная гигиена.  – М.:    Просвещение, 1990.

3. Гаджакян НА., Гель Л.З., Циркин В.Й., Чеенокова С.А. Физиология человека: механизм саморегуляции. – СПб: «Сотис», 1998.

4. Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение  в физиологию сенсорных систем. – М.:   Высшая Школа, 1993.

5. Зверев И.Д. Книга для чтения  по анатомии, физиологии и гигиене  человека. –  М.: Просвещение, 1989.

6. Фомин Н.А. Физиология человека: Учеб. пособие для студентов ф-та физ. воспитания пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.    

7. Физиология человека, под ред.  Р.Шмидта, Г.Тевса, т. 1, М., 1996.

8. Любимова З. В., Маринова К.  В., Никинина А. А., Возрастная физиология.: Учеб. для студ. высших учеб заведений.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 1. – 304с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

 УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ АБАЯ

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ  СИСТЕМЫ»

 

 

 

 

 

Кахриманкызы Гульназ

I курс, дефектология

 

 

 
Алматы 2012-11-14


Информация о работе Возрастные особенности функционирования периферической нервной системы