Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:29, реферат
Одной из наиболее характерных особенностей функционирования финансовой системы Европейского Союза является то, что в отличие от других международных экономических организаций ЕС имеет самостоятельный бюджет, который объединяет преобладающую часть общих финансовых фондов. Бюджет ЕС - основная финансовая база интеграционных мероприятий в пределах Союза, важный инструмент наднационального регулирования экономики стран-участниц. Создание собственной финансовой базы - беспрецедентный случай в истории создания интеграционных группировок.
Особенности
функционирования финансовой системы
ЕС
Одной
из наиболее характерных
Бюджет
ЕС концентрирует свыше 95 % всех
объединенных финансовых
Относительно национальных бюджетов стран - участниц ЕС, то практически из самого начала деятельности Сообщества, со временем Союза, были поставлены задачи гармонизации и унификации национальных бюджетов, которое требовало:
• приближения
и унификации бюджетной
• выравнивания доли бюджетных доходов в ВВП;
• гармонизации структур бюджета;
• координации бюджетной политики;
• гармонизации
налогов и налоговой политики.
Сознавая всю сложность
В целом процесс гармонизации бюджетной политики в пределах ЕС характеризуется определенными разногласиями.
С одной
стороны, хозяйственные
С другой стороны, происходит процесс сужения автономии отдельных стран в сфере бюджетного регулирования, ведь каждая из них должны предоставлять руководству ЕС проекты своих бюджетов и отчеты об их выполнении, информировать органы Европейского Союза о проводке тех или других бюджетных мероприятий. Это, со своей стороны, является убедительным доказательством успешного продвижения вперед процесса европейской интеграции.
Учитывая
тот факт, который преобладающим
источником финансовых ресурсов государства
есть налоги (около 90 %), уже Римский договор
1957 г. поставил задачу постепенной гармонизации
всех налогов в сторону их унификации
и стандартизации.
Принципы, регулирующие
валютный союз, были заложены уже в
Римском договоре 1957 года,[45] а официальной
целью валютный союз стал в 1969 году на
саммите в Гааге. Однако лишь с принятием
Маастрихтского договора в 1993 году страны
союза были юридически обязаны создать
валютный союз не позднее 1 января 1999 года.
В этот день евро был представлен мировым
финансовым рынкам в качестве расчётной
валюты одиннадцатью из пятнадцати на
тот момент стран союза, а 1 января 2002 года
были введены в наличное обращение банкноты
и монеты в двенадцати странах, входящих
к этому моменту в еврозону. Евро заменил
европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая
использовалась в европейской валютной
системе с 1979 по 1998 годы, в соотношении
1:1. На данный момент в еврозону входят
17 стран.
Все остальные
страны, кроме Швеции и Великобритании,
юридически обязаны присоединиться
к евро, когда будут соответствовать критериям,
необходимым для вступления в еврозону,
однако лишь несколько стран установили
дату для планируемого присоединения.
Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону,
использует правовую лазейку, позволяющую
ей не отвечать маастрихтским критериям
и не работать в направлении устранения
выявленных несоответствий.
Евро предназначен
помочь в построении общего рынка
путём упрощения туризма и
торговли; устранения проблем, связанных
с обменными курсами; обеспечения
прозрачности и стабильности цен, а также
низкой процентной ставки; создания единого
рынка финансов; предоставления странам
валюты, используемой в международном
масштабе и защищённой от потрясений большим
объёмом оборота внутри еврозоны.
Управляющий
банк еврозоны, Европейский центральный
банк, определяет денежно-кредитную политику
входящих в неё стран с целью поддержания
ценовой стабильности. Он является центром
Европейской системы центральных банков,
объединяющей все национальные центральные
банки стран Евросоюза и контролируемый
Советом управляющих, состоящим из президента
ЕЦБ, назначаемым Европейским советом,
вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными
центральными банками государств — членов
ЕС
Финансовое
регулирование
В конце 2009 года министрами финансов была согласована структура органов банковского, финансового и страхового надзора:[46] Европейская система финансового регулирования (англ. European System of Financial Supervisors), состоящая из четырёх общеевропейских надзорных ведомств, Европейской банковской организации (англ. European Banking Authority), Европейской организации по ценным бумагам и рынкам (англ. European Insurance and Occupational Pensions Authority), Европейской организации страхования и пенсионного обеспечения (англ. European Securities and Markets Authority)[47] и подчинённого Европейскому центральному банку единого Европейского совета по системным рискам (англ. European Systemic Risk Board).[48] Регуляторы начали работу 1 января 2011 года, а 7 февраля руководителем банковского ведомства был назначен Андреа Энриа (итал. Andrea Enria), ведомства страховых организаций — Стевен Майджоор (нидерл. Steven Maijoor), регулятора рынка ценных бумаг — Габриэль Бернардино (порт. Gabriel Bernardino).[47]
Информация о работе Особенности функционирования финансовой системы ЕС