Нервная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….
Память и ее значение ………………………………………………………….
Виды памяти ………………………………………………………………………..
Основные процессы и механизмы памяти …………………………
Индивидуальные особенности памяти ……………………………….
Значение памяти для человеческой жизнедеятельности…….
Совершенствование памяти ………………………………………………….
Основные принципы запоминания новой информации ……..
Заключение…………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………........

Работа содержит 1 файл

реферат нервная система.docx

— 68.98 Кб (Скачать)

                                                                    Оглавление

 Введение …………………………………………………………………………….

 Память и ее значение ………………………………………………………….

 Виды памяти ………………………………………………………………………..

 Основные процессы и механизмы  памяти …………………………

 Индивидуальные особенности  памяти ……………………………….

 Значение памяти для человеческой жизнедеятельности…….

 Совершенствование памяти ………………………………………………….

 Основные принципы запоминания новой информации ……..

 Заключение……………………………………………………………………………. 

 Список литературы…………………………………………………………........

 

 

 

 

Введение

 

 

Изучение памяти началось много  веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить  информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в  соответствии с принятым в то время  способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет  отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

 

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

 

                       Память и ее значение

 

 

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая возможным  его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания. Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является важнейшей  познавательной функцией, лежащей в  основе развития и обучения.

 

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

 

Образы предметов или процессов  реальной действительности, которые  мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие.

 

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов  или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление  воображения - это представление  о предметах и явлениях, которые  в таких сочетаниях или в таком  виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом  нашего воображения. Представления  воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти  последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью  воображения новые представления  и образы.

 

Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и  осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы  и не так богаты деталями, но они  составляют важный элемент нашего закрепленного  прошлого опыта.

 

Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

 

                                   Виды памяти

 

Традиционно психологи, которые первыми  стали экспериментально изучать  память, выделяют шесть видов памяти:

 

  • двигательную, это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

 

  • образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.). Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

 

  • словесно-логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением.

 

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них  и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется  в двух случаях:

 

а) запоминается и воспроизводится  только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений  не требуется;

 

б) запоминается не только смысл, но и  буквальное словесное выражение  мыслей (заучивание мыслей).

 

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно  друг другу.

 

  • эмоциональную, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

 

  • непроизвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.

 

  • произвольная (преднамеренная), осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приемы.

 

Существуют и другие классификации  видов памяти:

 

    • непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

 

    • оперативная. Это тот раздел памяти, который работает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработки информации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньше непосредственной.

 

    • долговременная. В ней хранятся образы явлений и предметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени, которыми он пользуется периодически. Долговременная память подразделяется на: а) генетическую - это все то, что накопили наши предшественники. б) наследственную - память ближайших родственников.

 

Также долговременная память бывает двух типов:

 

1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей  воле извлечь, вспомнить нужную  информацию);

 

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

 

                        

                       Основные процессы и механизмы памяти

 

 

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными  характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию  сохраненной информации.

 

06ъем памяти - это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

 

Быстрота воспроизведения характеризует  способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся  у него информацию.

 

Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

 

Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

 

Запоминание -- это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

 

Непреднамеренное запоминание -- это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.

 

Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.

 

По другому признаку -- по характеру  связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,-- запоминание делится на механическое и осмысленное.

 

Механическое запоминание -- это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.

 

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями  материала. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

 

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же - в отсутствие объекта.

 

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное - это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием. Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

 

Формы воспроизведения:

 

 

  •  узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

 

  •  воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

 

  •  припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

 

  •  реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
  • эйдетизм -- зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Информация о работе Нервная система