Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 12:38, реферат
Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Механизмы научения животных сложны потому, что простые формы научения, такие, как привыкание, сосуществуют с более сложными процессами. Например, у людей мы находим привыкание, условные рефлексы, инструментальное научение, рассудочную и когнитивную деятельность. Животные, может быть, не так легко научаются на основе опыта и рассудочной деятельности, однако многие из них в известной степени, несомненно, обладают этими способностями.
Для того чтобы животное научилось различать простую причинную связь - между двумя событиями должна быть полная положительная корреляция (Dickinson, 198022). С точки зрения животного, всегда имеется множество возможных причин события помимо той, которую применил экспериментатор. Между двумя событиями должна существовать достаточно тесная связь, для того чтобы одно из них было принято за причину второго. Для выяснения значения фоновых, или ситуационных, сигналов Макинтош (Mackintosh. 197623) обучал крыс нажимать на рычаг для получения корма, а затем вводил в опыт различные стимулы. Одной группе при каждом нажиме предъявляли световой сигнал, другим - сложный, состоявший из света и шума. Для одних групп использовался слабый шум (50 дБ), для других - сильный (85 дБ). Во всех случаях животное сразу после предъявления каждого стимула получали легкий удар током. В конце опыта всем группам предъявляли один только свет, чтобы узнать, насколько, животные научились связывать его с током.
Полученные результаты
показывают, что свет подавлял нажимы
на рычаг в разной степени в
разных группах. Если предъявлялся только
свет или свет со слабым шумом, подавление
было значительным, а когда свет
сопровождался ильным шумом, оно
было гораздо слабее. Таким образом,
наличие мощного второго
Животные научаются
связывать два события, только если
вначале сочетание их было неожиданным
или внезапным (Mackintosh, 197424). В обычном
опыте по условным рефлексам такая
внезапность создается
В природе временная
связь между какими-либо событиями
не всегда является причинной связью.
Например, если кошка прыгает на
яблоню, когда лает собака, а затем
на землю падает яблоко, то мы скорее
подумаем, что кошка, а не лай собаки,
была причиной его падения. Как прыжок
кошки, так и лай собаки одинаково
связаны во времени с падением
яблока, но другие детали этих событий
вводят нас к заключению, что его
причиной была все же кошка. Точно
так же можем показать, что животные
легче образуют ассоциации между
одними типами стимулов, чем между
другими. Например, крысы легко связывают
вкус со следующей болезнью, но нелегко
научиваются связывать с ней
тон или свет. Показано, что крысы
быстрее ассоциируют между
Ревуски (Revusky, 197130) первый предположил, что отсутствием затенения, возможно, объясняется выработка вкусового отвращения, которая происходит несмотря на очень длинные интервалы времени между едой и последующим заболеванием. Он показал, что эффективный интервал можно сократить, введя фон из значимых (вкусовых) стимулов.
Импринтинг как научение
Лоренц (Lorenz, 193531) считал,
что импринтинг принципиально отличается
от форм научения; однако в настоящее
время эта точка зрения стала
неполной. Импринтинг - сужение предсуществующих
предпочтений (a narrowing of pre-existing preferences) -
это процесс, который имеет много
общего с другими формами
Перцептивное научение-понятие
весьма неоднозначное, поскольку часто
трудно определить, до какой степени
животное научается организовывать
свой перцептивный мир, а до какой
степени его восприятие внешних
стимулов является ценным. В многочисленных
экспериментах было показано, что
животные, которые на ранних этапах
своего развития были лишены перцептивного
опыта, различали стимулы хуже, чем
нормальные животные (см. Hinde, 197032). Однако
интерпретация экспериментов с
сенсорной депривацией в
В лаборатории Гибсона
был проведен эксперимент, ставший
уже классическим. Крысят содержали
в клетках, на стенках которых
были прикреплены различные
По всей вероятности,
импринтинг также имеет отношение
и к инструментальному
Для некоторых типов
научения подкрепление не всегда бывает
обязательно, однако с помощью подкрепления
такое научение может быть модифицировано.
Более того, животные способны выполнять
даже инструментальные поведенческие
навыки, чтобы получить подкрепление
в форме песни своего биологического
вида или образа полового партнера.
Роль подкрепления при импринтировании
как раз и относится к этой
категории, и поэтому утверждение,
что импринтинг - это особая форма
научения, не может получить должной
поддержки. С функциональной точки
зрения импринтинг можно классифицировать
как вид предпрограммированного
научения. Однако этот термин также
приложим и ко многим другим аспектам
научения, например научению пению, научению
узнавать место и, наконец, латентному
научению.
Заключение
Подводя итог, можно
сказать, что животные научаются
ассоциировать два события, если
отношение между ними соответствует
тому, что обычно называют причинно-следственной
связью. Таким образом, они способны
усвоить, что одно событие (причина)
предвещает второе (следствие) или говорит
о его отсутствии в будущем (в
отсутствие следствия). Животные могут
также научиться связывать
Список использованной
литературы:
1. Д. Мак-Фарленд. Поведение животных. М., Мир. 1988г.
2. Н. Грин, У. Стаут,
Д. Дейлор. Биология. В 3-х т.
Т. 2, с. 311-312. М., Мир. 1996.
3. Н. Грин, У. Стаут, Д. Дейлор. Биология. В 3-х т. Т. 3, с. 389. М., Мир. 1996.
4. Дикинсон А. Современная теория изучения животных. М., Наука. 1980.
5. Лоренс Ф. Поведение животных. М. 1986.