Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 12:38, реферат
Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Механизмы научения животных сложны потому, что простые формы научения, такие, как привыкание, сосуществуют с более сложными процессами. Например, у людей мы находим привыкание, условные рефлексы, инструментальное научение, рассудочную и когнитивную деятельность. Животные, может быть, не так легко научаются на основе опыта и рассудочной деятельности, однако многие из них в известной степени, несомненно, обладают этими способностями.
Второе павловское
положение гласит, что выработка
реакции избегания не должна непосредственно
зависеть от возможности избегания
как такового. Именно применение отрицательного
подкрепления усиливает реакцию, вызываемую
этим подкреплением. Отсутствие подкрепления,
являющееся или не являющееся результатом
избегания, не улучшит процесс классической
выработки УР. Здесь, однако, стоит
указать, что отсутствие подкрепления
иногда не оказывает действия, а
иногда оказывает сильное влияние
на научение избеганию (Mackintosh, 197410). Так,
например, серебряные караси плывут из
одного отделения аквариума в
другое, когда это избавляет их
от удара током, но они плывут с
той же готовностью, когда этот удар
неизбежен. И напротив, отключение тока
служит эффективным подкреплением,
заставляющим морских свинок бегать
в колесе (Brogden et al., 193811) или крыс перебегать
из одного отделения ящика в другое
(Miller, 194812). Эта методика лучше применяемой
при классической выработке УР (рис.
3)
Рис 3. Сравнение классической
методики подкрепления и методики его
отмены. А. - Бег морских свинок в
колесе. Б. - условно-рефлекторное сгибание
ноги у собаки. (По Wahlsten, Cole, 1972)
Макинтош (Mackintosh, 197413) указывает, что разница между классическим и инструментальным подходами к выработке реакции избегания может быть связана с вопросом о том, сигнализируют ли внешние стимулы об ударе током или о безопасности и образуют ли реакции на эти стимулы адекватные обратные связи у животного. В тех случаях, когда животное избегает тока, выпрыгивая из ящика или убегая от опасного стимула, само избегание отлично от других форм поведения животного и переносит его в иную внешнюю стимульную ситуацию. Впрочем, для непрерывно плавающего карася уплывание в определенное место (для избегания тока) не очень отличается от обычного поведения, В то же время для неподвижно сидящей крысы убегание туда, где она не получит удара током, представляет собой особую реакцию с ее очевидными последствиями. Поэтому не следует удивляться тому, что крысе легче научиться реакции избегания такого типа, чем нажиму на рычаг.
Крысы, которые могут
нажать на рычаг, чтобы избежать удара
током и попасть в отделение
ящика, где тока никогда не бывает,
научаются нажимам быстрее, чем
крысы, которые могут нажимать на
рычаг, но при этом не получают доступа
в такое отделение (Masterton, 197014). Простой
нажим на рычаг оставляет животное
в более или менее той же
внешней стимульной ситуации, что
и раньше, а убегание в другое
отделение удаляет его от стимула,
связанного с током. Научение избеганию
идет гораздо эффективнее в
Научение типа инсайта
Идея об участии
в научении животного когнитивного
процесса имеет долгую историю. Она
нашла ясное выражение в
Классическая серия
опытов была проведена Кёлером между
1913 и 1917 гг. Во время первой мировой
войны Кёлер был интернирован
на острове Тенерифе. Там он занялся
исследованием шимпанзе на опытной
станции по изучению человекообразных
обезьян и опубликовал
Одной из шимпанзе в опытах Кёлера давали две бамбуковые палки, ни одна из которых не была достаточно длинной для того, чтобы достать плод, лежащий вне клетки. Но палки можно было соединить и получить из них одну, более длинную. После многих безуспешных попыток дотянуться до плода одной из коротких палок шимпанзе прекратила попытки, принялась играть с палками и случайно соединила их, всунув более тонкую в полый конец второй. Тогда обезьяна подпрыгнула и немедленно побежала к прутьям клетки, чтобы достать плод длинной палкой. Кёлер истолковал это, как пример инсайта. В другом опыте плод был подвешен высоко под потолком клетки. Его можно было достать, поставив друг на друга ящики. Некоторые шимпанзе научались решать эту задачу.
Объясняя результаты
своих опытов, Кёлер пришел к выводу,
что его животные проявляли инсайт.
Этот термин обозначает понимание отношений
между стимулами или событиями.
Научение по принципу инсайта отличается
от научения методом проб и ошибок,
потому что полагает внезапное возникновение
новой реакции. Философа Бертрана Рассела
позабавила разница между взглядами
Торндайка и Кёлера. Он писал: “У
всех тщательно наблюдавшихся
Толкование решения задачи животным с точки зрения гештальт - психологии подвергнуто критике по многим причинам. Опытами предполагается определить, ведут ли себя животные на основе инсайта в условиях, которые, как считается, требуют именно такого поведения. Независимые доказательства того, что задача действительно требует инсайта, отсутствуют, если животному удается решить ее, значит явление инсайта доказано. Не все принимают такой ход рассуждений. Еще одна проблема связана с тем, что очень трудно выяснить, является ли реакция, предположительно основанная на инсайте, подлинно новой. Действительно, шимпанзе совершают большое количество посторонних действий, играют и безуспешно пытаются получить еду. Не означает ли это, что они приходят к решению задачи в результате накопления проб и ошибок?
Этот вопрос был
изучен Шиллером (Schiller, 195215), который
систематически исследовал врожденные
компоненты поведения шимпанзе при
решении задачи. Например, в одной
работе он дал 48 новым шимпанзе, соединяющиеся
попарно палки, не поставив перед
ними никакой задачи. В течение
часа 32 обезьяны соединили палки, причем
19 из 20 взрослых животных проделали
это за пять минут. На основании этих
и других исследований возникло сомнение
в правильности гештальт - психологического
подхода. Очевидно, очень важен предыдущий
опыт животных. Умение обращаться с
палками и ящиками очень сильно
сказывается на способе решения
задачи. Шимпанзе, которым дают играть
с этими предметами, узнают об их
свойствах. Способность использовать
имеющиеся орудия так, как это
нужно для решения задачи, во многом
зависит от зрелости обезьяны. Обнаружив,
что с предметами можно совершать
определенные действия, животное будет
повторять их снова и снова. Некоторые
манипуляции просто слишком сложны
для молодых шимпанзе, но после
включения в поведенческий
Основные различия
между инсайтом и другими формами
научения, по-видимому, состоят в
способности более умных
Ассоциативное научение
Для рассмотрения гипотезы
о том, что животные обладают механизмами
обнаружения и узнавания
Способность научиться
узнаванию обоих типов
Рис. 4. Приобретение
голубями, которым предъявляются
разные сочетания освещения ключа
и подачи корма, тенденции приближаться
к освещенному ключу или
Анализируя результаты этого опыта, надо помнить о ряде важных моментов. Во-первых, мы не можем считать, что голубь научился устанавливать причинную связь света с пищей или ее отсутствием. То, чему животные научаются, сталкиваясь с причинными отношениями, можно рассматривать только с позиций теорий о внутренних изменениях, происходящих в результате приобретенного опыта. Во-вторых, тот факт, что в одном случае голуби приближаются к свету, а в другом удаляются от него, интересен, но не относится непосредственно к обсуждаемой проблеме. Многие различия в поведении, вызванные предъявлением стимулов, можно было бы счесть указанием на произошедшее научение, однако говорить о значении конкретных действий животного логично только при анализе того, чему именно оно научилось. В-третьих, имеет смысл считать свет кажущейся причиной непредъявления пищи, только если пища предъявляется в его отсутствие. Нельзя ожидать, что голубь научится принимать свет за причину отсутствия пищи, если он никогда не получал ее в данной ситуации, как это было в третьей опытной группе. Животное имеет возможность усвоить ассоциацию “причина-отсутствие следствия”, только когда почему-либо ожидает, что определенное следствие произойдет (Dickinson, 198019).
Хотя иногда можно
сделать вывод, что изменение
поведения говорит о
Существуют и другие
формы научения, при которых наблюдается
молчание поведения. Животные могут
научиться тому, что два события
не связаны между собой, т. е. следствие
не связано либо с данной причиной,
либо с целым классом причинных
событий. Если этот класс действий входит
в поведенческий репертуар