Строение позвоночника. Грудная клетка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: описать основные методы профилактики нарушений осанки у детей и подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть общее строение скелета туловища;
2. Изучить возрастные особенности скелета туловища, а также факторы, влияющие на формирование естественных изгибов позвоночника;

Содержание

Введение
3
1 Строение позвоночника. Грудная клетка
4-9
1.1 Строение позвоночника
4-9
1.2 Грудная клетка
6-7
2 Виды осанки. Виды нарушения осанки. Сколиоз, степени и
причины возникновения
8-17
2.1 Осанка. Нарушение осанки
8-10
2.2 Виды осанки. Определение нарушения осанки
10-12
2.3 Сколиоз. Группы и степени сколиоза
12-16
2.4 Причины сколиоза
16-17
3 Основные правила подбора и эксплуатации школьной мебели.
Упражнения для нормализации осанки
18-20
3.1 Выбор школьной мебели
18-19
3.2 Корригирующие упражнения для нормализации осанки
19-21
Заключение
21
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

3

1 Строение позвоночника. Грудная клетка

4-9 

1.1 Строение позвоночника

4-9

1.2 Грудная клетка

6-7

2 Виды осанки. Виды нарушения осанки. Сколиоз,  степени и

причины возникновения

8-17

2.1 Осанка. Нарушение осанки

8-10

2.2 Виды осанки. Определение нарушения осанки

10-12

2.3 Сколиоз. Группы и степени сколиоза

12-16

2.4 Причины сколиоза

16-17

3 Основные правила  подбора и эксплуатации школьной  мебели.

Упражнения  для нормализации осанки

18-20

3.1 Выбор школьной  мебели

18-19

3.2 Корригирующие упражнения для нормализации осанки

19-21

Заключение

21

Список использованных источников

23-24


                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Цель курсовой работы: описать основные методы профилактики нарушений осанки у детей и подростков.

Задачи:

1. Рассмотреть общее  строение скелета туловища;

2. Изучить возрастные  особенности скелета туловища, а  также факторы, влияющие на  формирование естественных изгибов  позвоночника;

3. Рассмотреть  виды осанки и виды нарушения  осанки;

4. Изучить методы профилактики и коррекции нарушений осанки;

5. Рассмотреть  основные гигиенические требования  к мебели и оборудованию школ.

Нарушения осанки являются одним из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного  аппарата у детей и подростков. Возникшие заболевания такого рода создают благоприятные условия для возникновения ряда других функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве, а так же впоследствии оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По некоторым данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %. Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Осанка обусловлена как наследственностью, так и влиянием различных внешних факторов. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Ответственность за правильное формирование осанки ребенка полностью лежит на взрослых, в том числе на работниках сферы здравоохранения и образования, а также родителях.

Таким образом, разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих  подобные нарушения, является актуальной.

1 Сроение  позвоночника. Грудная клетка

 

1.1 Строение позвоночника

 

Особенностью  позвоночника новорожденного является то, что он лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб у детей начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6-7 месяцев жизни, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, а окончательно он закрепляется только в 6-7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9-12 месяцев, а окончательно формируется в школьные годы. В течение всего детского возраста фиксация позвоночника несовершенна, и под влиянием недостаточного мышечного развития, неадекватной позы, не соответствующей росту ребенка мебели, очень легко возникают изменения формы позвоночного столба (сколиозы и патологические осанки).

Основные составляющие позвоночника анатомически - это позвонки. Их 32 или 34: 7 - шейные, 12 - грудные, 5 - поясничных, 5 - крестцовых и от 3-5 - копчиковых. Величина и формы позвонков различны, все они имеют тело и дугу, между которыми находится позвоночное отверстие. Позвонки следуют по очереди друг за другом: в районе крестца и поясницы более крупные, а чем вые - тем они меньше. Позвоночные отверстия образуют спинномозговой канал, через который проложен спинной мозг, нервные окончания которого передают информацию головному мозгу, получая от него ответные команды. Через отверстия в поперечных отростках шейных позвонков проходит позвоночная артерия. Пространства между остистыми отростками позвонков заняты связками и мышцами.

Суставные отростки, соединяясь друг с другом, образуют суставы. Также  суставные отростки принимают участие в формировании межпозвоночных отверстий, через которые проходит нервно-сосудистая система позвоночника.

Работу позвоночного столба обеспечивает еще и расположенные  между позвонками межпозвоночные хрящи, которые называют дисками. Они состоят  из ядра и фиброзного, т.е. волокнистого кольца, окружающего ядро. Ядро имеет вид двояковыпуклой линзы и состоит из студенистого вещества. Межпозвонковые диски не имеют сосудов, поэтому поступление питательных веществ к ним и выведение продуктов обмена происходит через тела позвонков посредством диффузии, т.е. проникновение частиц одного вещества в другое при их соприкосновении. Благодаря своей эластичности ядро - замечательный амортизатор. Если поднять что-то тяжелое, агрессивная сила сдавливает позвонки. Студенистое ядро уплощается, теряя некоторое количество жидкости, при опускании груза - давление на диск становится умереннее, силы всасывания начинают преобладать над силами сжатия, и диск снова активно накапливает воду [23].

 

Рис.2. Строение позвоночника [19].

 

Фиброзное кольцо, окружая ядро межпозвоночного диска  состоит из плотных пучков соединительной ткани, переплетающихся в разных направлениях. Эти продольные, вертикальные, косые и спиральные переплетения придают соединению соседних позвонков прочность и подвижность. К тому же фиброзное кольцо помогает ядру, защищает его, принимая на себя часть нагрузки [13].

Позвоночный столб  укреплен многочисленными связками и мышцами. Они обеспечивают его движение и придают ему прочность. Мышцы позвоночника, или глубокие мышцы спины играют главную роль в поддержании тела в вертикальном положении и именуются разгибателями. Мышцы брюшного пресса, иначе, мышцы живота, - сгибатели позвоночника. Два смежных позвонка соединены в единую систему диском, суставами, мышцами и связками. Диск за счет эластичности своего ядра стремится оттолкнуть позвонки друг от друга, а связки и мышцы, противодействуя усилиям диска, стараются сблизить позвонки.

 

Рис.3. Строение позвонка[18].

 

Здоровье позвоночника во многом зависит от выносливости мышечно-связочного аппарата. Чем крепче и выносливее мышцы и связки, тем меньшую нагрузку принимают на себя диски и суставы. Эластичность связок относительно постоянна. Мышцы можно и должно укреплять. При нарушении гармонии в активных усилиях сгибателей и разгибателей не достигается наиболее выгодная для конкретного действия конфигурация позвоночного столба. Это делает его чувствительным даже при выполнении самой обычной работы.

Напротив, когда  мышечно-связочный корсет работает как полагается, позвоночный столб, словно некая изогнутая эластичная колонна, прочно стоит, опираясь на мышцы позвоночника и две камеры: брюшную и грудную. Попеременное сокращение диафрагмы, межреберных мышц, мышц брюшного пресса повышает давление то в брюшной полости, то в грудной клетке. Хорошо функционирующие глубокие мышцы спины и камеры с постоянно меняющимся давлением способны создать и сохранить оптимальную форму позвоночника при совершении каких-либо движений [1].

 

1.2 Грудная клетка

 

Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Она защищает сердце, легкие,печень и служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей. Грудная клетка состоит из грудины, 12 пар ребер, соединенных сзади с позвоночным столбом.

Форма грудной  клетки существенно изменяеться с возрастом. В грудном возрасте она как бы сжата с боков, ее переднезадний размер больше поперечного(коническая форма). У взрослого же преобладает поперечный размер.

На протяжении первого года жизни постепенно меняется форма грудной клетки, что связано с изменением положения тела и центра тяжести. Уменьшается угол ребер по отношению к позвоночнику. Соотвественно измененению грудной клетки увеличивается обьем легких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений грудной клетки и позволяет эффективно осуществлять дыхательные движения [2].

Дальнейшие  изменения строения грудной клетки с возрастом происходит в том же направлении. Коническая форма грудной клетки сохраняется до 3-4 лет. К 6 годам устанавливаются свойственные взрослому относительные величины верхней и нижней части грудной клетки,резко увеличивается  наклон ребер. К 12-13 годам грудная клетка приобретает ту же форму ,что у взрослого.

На форму  грудной клетки влияют физические упражнения и посадка. Под влиянием физических упражнений и посадка. Под влиянием физических упражнений она может стать шире и обьемистее. При длительной неправильной посадке, когда ребенок опирается грудью о край стола или крышку парты, может произойти деформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца, сосудов и легких [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Виды осанки. Виды нарушения осанки. Сколеоз, степени и причины возникновения.

 

    1.  Осанка. Нарушение осанки

 

Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Когда она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот, часто приходится видеть вокруг людей хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи "коромыслом", опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушки. Тогда ее не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда и высокие каблуки [16].

Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое  при своевременных оздоровительных  мероприятиях не прогрессирует и  является обратимым процессом. Тем  не менее, нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Нарушение осанки может проявляться  уже у детей раннего возраста в ясельном периоде у 2,1% , в 4 года у 15-17 %, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти.

По данным Д.А. Ивановой, нарушения  осанки имеются у 67% школьников.

Большинство родителей мало обращают внимания на формирование правильной осанки у ребенка с раннего детства. И только когда подросток уже вытянулся, они вдруг замечают, как плохо сидит на нем подаренный к 16-летию взрослый костюм, а ноги в новых ботинках шаркают по земле. Тогда начинаются возмущенные окрики: "Не сутулься! Расправь плечи! Как ты ходишь?!"

Между тем именно родители виноваты в том, что их ребенок (уже  юноша или девушка) имеет такой  существенный недостаток в физическом развитии. Ведь формирование правильной осанки начинается с младенчества, и поначалу мать является "архитектором" фигуры ребенка. При гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела.

Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста  и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев  нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются  у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка может способствовать развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создавать неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости [4].

Правильно оформленный позвоночник  имеет физиологические изгибы в  сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза (изгиба кзади) в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы, а также межпозвоночные диски обусловливают амортизирующие особенности позвоночника. Изгибы позвоночника тесно взаимосвязаны, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Во фронтальной плоскости (при осмотре со спины) позвоночник в норме должен быть прямым. При этом даже незначительное искривление позвоночника во всех случаях следует расценивать как отклонение от нормы.

Правильная осанка характеризуется  одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого  сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии  и свободно опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед). В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о нарушениях осанки или сколиозе [18].

Информация о работе Строение позвоночника. Грудная клетка