Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель курсовой работы: описать основные методы профилактики нарушений осанки у детей и подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть общее строение скелета туловища;
2. Изучить возрастные особенности скелета туловища, а также факторы, влияющие на формирование естественных изгибов позвоночника;
Введение
3
1 Строение позвоночника. Грудная клетка
4-9
1.1 Строение позвоночника
4-9
1.2 Грудная клетка
6-7
2 Виды осанки. Виды нарушения осанки. Сколиоз, степени и
причины возникновения
8-17
2.1 Осанка. Нарушение осанки
8-10
2.2 Виды осанки. Определение нарушения осанки
10-12
2.3 Сколиоз. Группы и степени сколиоза
12-16
2.4 Причины сколиоза
16-17
3 Основные правила подбора и эксплуатации школьной мебели.
Упражнения для нормализации осанки
18-20
3.1 Выбор школьной мебели
18-19
3.2 Корригирующие упражнения для нормализации осанки
19-21
Заключение
21
Список использованных источников
6)Неправильное
питание, слабое физическое
3 Основные правила подбора и эксплуатации школьной мебели. Упражнения для нормализации осанки
3.1 Выбор школьной мебели
В процессе
учебных занятий организм
Рис.6. Пример мебели [14].
Особое внимание также следует обратить на соблюдение правил технической безопасности.
Ниже приведены
необходимые условия, которым должна
соответствовать ученическая
- ступни ног должны полностью соприкасаться с полом; между коленями и столешницей должно быть пространство для свободного движения (не менее 110 мм);
- нижняя часть бедра под коленями не должна испытывать давления от переднего края стула;
- высота стола должна обеспечивать горизонтальное положение руки сидящего, при вертикальном положении предплечья;
- спинка стула должна поддерживать спину в поясничной области и нижней части лопаток;
- между подколенными впадинами и передним краем стула должно быть свободное пространство;
- между спинкой и сидением стула должно быть свободное пространство [17].
Маркировка школьной мебели. Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь числовую и цветную маркировки. На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты наносится обозначение номера мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе).[12]
Номера мебели (ГОСТы 11015-93, 11016-93); группа роста (мм), высота края крышки стола обращенного к ученику, над полом (по ГОСТ 11015-93, мм); высота переднего края сидения над полом (по ГОСТ 11016-93, мм); цвет маркировки (ГОСТ: 11015-93, 11016-93, 18314-93, 19549-93, 22359-93, 19550-93):
- 1 1000 — 1150 460 260 Оранжевый;
- 2 1150 — 1300 520 300 Фиолетовый;
- 3 1300 — 1450 580 340 Желтый;
- 4 1450 — 1600 640 380 Красный;
- 5 1600 — 1750 700 420 Зеленый;
- 6 свыше 1750 760 460 Голубой.
Примечание: рост школьников измеряют в обычной обуви. Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь [13].
3.2 Корригирующие упражнения для нормализации осанки
- стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять;
- ходьба обычная, следя за осанкой;
- ходьба на носках, руки за головой;
- ходьба на пятках, руки на поясе;
- ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад;
- поднять руки
вверх, отводя ногу назад,
- ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - развести локти в стороны, сводя лопатки - вдох, 3-4 - исходное положение - выдох;
- приседание
с прямой спиной на носках (на
пятки не опускаться), колени развести
в стороны, руки вперед или
в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно
вернуться в исходное
- ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад;
- ноги на
ширине плеч, кисти к плечам. Наклон
корпуса вперед с прямой
- "мельница". Соединить кисти рук за спиной (сверху - то правая, то левая рука);
- ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад;
- поднимание прямых рук через стороны вверх - вдох. Возвращение в исходное положение - выдох;
- ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе;
- ходьба по
скамейке, стоящей на полу, или
по рейке перевернутой
Корригирующие упражнения для нормализации осанки с палочкой:
- поднимание
рук с палочкой вверх с
- ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. 1 - поднять руки с палочкой вверх - вдох, 2 - опуская палочку, поднимать одну ногу, согнутую в колене, коснуться палочкой колена - выдох, 3-4 - другой ногой;
- ноги на ширине плеч, палочка на груди: 1 - поднять палочку вверх; 2 - положить палочку на лопатки; 3 - поднять палочку вверх; 4 - исходное положение;
- ноги вместе, руки опущены, в руках палочка: 1 - руки с палочкой на грудь, одно колено к животу; 2 - руки вверх, согнутую ногу выпрямить вперед (поднятую над полом); 3 - повторить первое положение; 4 - исходное положение, то же с другой ноги;
- палочка стоит вертикально, один конец упирается в пол, на другом конце руки. Приседание с опорой на палочку с разведением коленей, спина прямая, пятки пола не касаются;
- папочка лежит на полу, перекат на палочке с пяток на носки, руки на поясе;
- ходьба по палочке приставным шагом (носки и пятки касаются пола) [12].
Корригирующие упражнения для нормализации осанки с резиновым бинтом:
- стоя на
бинте, кисти с бинтом на
поясе, самовытяжение (
- стоя на бинте, ноги на ширине стопы, руки опущены, в руках бинт. Поднимание прямых рук через стороны вверх (бинт натянут) с последующим опусканием рук;
- исходное положение: стоя на бинте, ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад (бинт на лопатках вертикально);
- приседание на носках, стоящих на бинте, с разведением коленей и подниманием прямых рук вверх;
- бинт на груди (один или два слоя). Растягивание бинта на груди с отведением локтей в стороны и сведением лопаток [19].
Заключение
Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны они с нерациональной организацией учебного процесса. Его интенсификация в последнее время привела к появлению у школьников патологий различных органов и систем, а также снижению общей работоспособности и нарастанию психофизической перегрузки.
Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях. Поэтому важное значение в профилактике нарушений осанки отводится ЛФК, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Воспитание навыков поддержания правильной осанки должно начинаться в семье. С этой целью необходимо проводить беседы с родителями и детьми.
При выполнении курсовой работы была изучена научно - педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, рассмотрены основные причины нарушения осанки и возникновения сколиоза, а также методы профилактики и коррекции нарушений осанки у детей и подростков.
Список использованных источников
1. Аронов, Д.М. Сердце под защитой. / Д.М. Аронов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 243 с.
2. Бака, М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи: учебное пособие / М.М. Бака. – М.: Советский спорт, 2004. – 280 с.
3. Балмашев, В.С. Коррекция в силовой подготовке школьников: учеб. пособие / В.С. Балмашев. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2004. – 70 с.
4. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник / Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.
5. Гриненко, М.Ф., Решетников, Г.С. С помощью движений./ М.Ф. Гриненко, Г.С. Решетников. - М.: Физкультура и спорт, 1984. – 73 с.
6. Журавлев, Е.П. Секреты здоровья./ Е.П. Журавлев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. – 69 с.
7. Завьялова, Т.П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учебное пособие / Т.П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. – 264 с.
8. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
9. Короткова, Е.А. Педагогические технологии в учебном процессе по физическому воспитанию: учеб. пособие / Е.А. Короткова, Л.А. Архипова, Н.В. Фомичева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. – 100 с.
10. Курысь, В.Н. Основы силовой подготовки юношей: учебное пособие / В.Н. Курысь. – М.: Советский спорт, 2004. – 264 с.
11. Колтановский, А.П. Тропы и дорожки здоровья. - М.:Физкультура и спорт, 1986. - 146 с.
12. Кунер, К.А. Аэробика для хорошего самочувствия. / К.А. Кунер. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 235 с.
13. Левит, К., Захсе, Й., Янда, Е. Мануальная медицина: Пер. с нем./ К. Левит, Й. Захсе, Е. Янда. – М.: Медицина, 1993. – 345 с.
14. Общее физкультурное образование: т. 1: школьное физкультурное образование: учебник / И.И. Сулейманов, В.И. Михалев, В.Х. Шнайдер и др. – Омск: Изд-во СибГАФК, 1998. – 266 с.
15. Русяева, Л.Н., Ковалёва, О.А. Основы валеологии и школьной гигиены. / Л.Н. Русяева, О.А. Ковалёва– Минск 2007. - 21-23 с.
16. Хрипкова, А.Г., Антропова, М.В., Фарбер, Д.А.. Возрастная физиология и школьная гигиена. / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер, – Минск, 1990. – 147-149с.
17. Леонтьева, Н.Н., Маринова, К.В. Анатомия и физиология детского организма. / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова – М.: Просвещение, 1986. -58 с.
18. Сапин, М.Р., Брыксина, Г.Я. Анатомия и физиология детей и подростков. / М.Р. Сапин, Г.Я. Брыксина – М.: Академия,200. – 142 с.
19. Сапин, М.Р., Билич, Г.Я. Анатомия человека. / М.Р. Сапин, Г.Я. Билич - М., 1989. – 76 с.
20. Ворсина, Г.Л., Калюнов, В.Н. Основы валеологии и школьной гигиены. / Г.Л. Ворсина, В.Н. Калюнов – М.: Тесей, 2005. – 57 с.
21. Аксарина, Н.М. Развитие и воспитание детей раннего возраста. / Н.М. Аксарина – М.:1979.-57 с.
22. Любимова, Н.Н., Маринова, К.В., Никитина, А.А. Возрастная физиология Ч.1. / Н.Н. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина – М.: Владос, 2004. – 85 с.
23. Хрисанфова, Е.Н. Анатомия человека. / Е.Н.Хрисанфова – Москва.: 2005. – 27-31 с.
24. Лисов, Н.Д. Биология: пособие для подготовки к централизованному тестированию. / Н.Д. Лисов – М.:Аверсэв, 2008. – 314 с.
25. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 615-620 с.