Развитие предмета теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:50, реферат

Описание работы

Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе.
Единство материального и духовного мира обуславливает и единство наук.
Между общественными, естественными и точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. История и предпосылки возникновения предмета теория государства
и права..........................................................................................................
2. Теория государства и права как учебная дисциплина……………………….
3. Развитие предмета теории государства и права…………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

реферат ПО ТГП ИЗМ.docx

— 60.12 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Тверской  филиал 

Юридический факультет 
 
 

Реферат 

Студента 3 курса юридического факультета

Группы  № Ю-335

Белоконь  Николая Андреевича

Учебная дисциплина теория государства  и права

Тема: «Развитие предмета теории государства  и права» 
 
 

                  Оценка_________

                  Преподаватель

                  Вереницын В.В.

                  «___»___________2010 
                   

Тверь

2010 

Оглавление

       Введение……………………………………………………………………….

  1. История и предпосылки возникновения предмета теория государства

и права..........................................................................................................

  1. Теория государства и права как учебная дисциплина……………………….
  2. Развитие предмета теории  государства и  права…………………………….

     Заключение……………………………………………………………………..

     Список используемой литературы…………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Теория  государства и права существует и развивается как один из важнейших  компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. 
Единство материального и духовного мира обуславливает и единство наук. 
Между общественными, естественными и точными (техническими) науками существует тесное взаимодействие.

    Общественные  науки изучают закономерности изменения  социальных условий, теоретически обосновывают направления преобразования социальной действительности, дают научные прогнозы, в том числе и для точного естественнонаучного знания.

    Без взаимодействия наук невозможен выход  из кризиса. Без их кооперации невозможно эффективно и рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического прогресса, интенсификации общественного развития. Случается в жизни такие крутые повороты - они бывали в истории многих стран, - когда именно общественные науки (государствоведение, правоведение, экономика, политология, социология, социальная психология, история, этнография, этика и др.) должны показать выход из тупика этнических, религиозных, национальных конфликтов. Без цивилизованного решения межгосударственных осложнений трудно получить простор естественным и техническим наукам. 
Именно на стыке различных наук наиболее плодотворными оказываются исследования как фундаментального, так и прикладного характера.
 
 
 
 

  1. История и предпосылки  возникновения предмета

    теория  государства и  права.

   У древних  мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки — философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения. 

   Идея  правовой государственности как  наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Демокрит, известный своей энциклопедичностью, считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью человека более низкого. По самой природе управлять свойственно лучшему. 

   В системе  философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н. М. Коркунов писал: 

   “Выяснение  идеи права, определение его источника  и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой практической или этической философии. Но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни в средние века, когда и этика почти всецело поглощалась богословием”. Не ранее XVII века образуется особая философская наука о праве. 

   На  философию права, как отмечает русский  правовед Г. Ф. Шершеневич, оказало влияние одно важное обстоятельство — это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и толкованием норм права, а философия права разрабатывалась учеными, по преимуществу не причастными к правоведению. Юристы изучали право в его фактическом состоянии, не задаваясь мыслью о том, каким оно может или должно быть, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы. 

   Такая разобщенность существует и в  наше время. Общая философия, математика, информатика, кибернетика, естествознание и другие науки, без которых немыслима современная практическая юриспруденция, живут собственной жизнью, а юриспруденции осмыслить собственные аспекты этих наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний, их активное привлечение к теории и практике государственно-правового строительства жизни общества. Это положение в равной мере относится и к другим основополагающим общественным наукам: экономической теории, политологии, теории нравственности, логике, эстетике. Это предмет особого научного разговора, требующий объективного учета и анализа всех аспектов юриспруденции в различных отраслях научных знаний. Сближение общих и специальных знаний позволяет обеспечить в практическом смысле гармонию общественной жизни, построить справедливый порядок отношений между людьми, который будет освящен и надежно охраняем государством и правом. Нельзя же находиться в состоянии, которое образно изложил Шершеневич: “Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше”. 

   Современная юриспруденция в той или иной мере связана со всеми отраслями  знания прежде всего потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения в конечном счете приобретают форму правоотношений, охраняемых государством. 

   Философия права является методологической базой  юриспруденции. Общая философия и философия права соотносятся как целое и часть. Как составная часть философии, философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как считают многие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. При этом считается, что основной и высшей научной категорией юриспруденции является “право”, которое составляет явление “общественной”, а затем “государственной” жизни общества. Поэтому его научное понятие может выясниться только на фоне “государства”, которое в свою очередь предполагает понятие об “обществе”. 

   Диалектическое  мышление русских юристов во многом превосходит научные взгляды  на философские основы государства  и права, изложенные в трудах зарубежных авторов. Философия права Шеллинга и Гегеля, общетеоретические взгляды на государство и право Канта, Фихте, Маркса и Энгельса, безусловно, характеризуются фундаментальностью, однако и они претерпевают серьезные испытания временем. 

   В российской юридической мысли преобладает  тезис о том, что философия  права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой специальной науки, в том числе многочисленных юридических наук, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере. Функции философии права возлагаются поэтому на теорию права, которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни, не порывая своих естественных связей с “прародительницей”. 

   Может ли философ выполнять функции  юриста, а юрист — философа в  жизни сугубо практической? И да, и нет! Почему? Потому, что философ, обладая обширнейшими знаниями закономерностей окружающего мира в целом, далек от знания конкретных закономерностей функционирования и развития права и государства. А юрист, занимаясь конкретными юридическими делами, может частично забыть некоторые основы философии, которые он изучал на первых курсах высшего учебного заведения. 

   Проблема  взаимосвязи и взаимообеспечения философии и наук, исследующих конкретные стороны окружающего нас мира, чрезвычайно актуальна в плане общего оздоровления реальной общественной жизни, ее прогресса, совершенствования самого человека. 

   Нет философов  вообще, как и юристов на все .случаи жизни. Есть философ-математик и математик-юрист, философ-биолог и биолог-юрист. Оправдано ли такое сочетание в обратном порядке? Конечно. И то, и другое обусловлено объективными потребностями общественного развития, но определяющими при этом являются материальные науки. Юриспруденция же вырабатывает наиболее целесообразную правовую форму реализации научных знаний материальных наук. 

   Философия как “наука наук” (в представлениях Аристотеля, Канта, Гегеля) может быть таковой лишь на основе интеграции всех современных знаний о природе, человеке, мышлении, обществе. Выявление закономерностей мироздания осуществляется на базе обобщения отдельных научных знаний, в том числе науки о государстве и праве, которая придает ему юридическую значимость. 

   Как философ  не сможет познать закономерностей  математики без знания самой математики, так и юрист не в состоянии эффективно решать правовые вопросы в той сфере общественной жизни, где он работает: законность в экологических отношениях может обеспечить только тот юрист, который знает основы экологии; в автомобилестроении от него требуется знание основ этой промышленности; юрист банка должен знать основы банковского дела и т. д. 

   И в  философии, и в юриспруденции, как  и в других науках, существует специализация: относительное обособление знаний определенной части науки, которая имеет самостоятельную жизнь. Но вне системных связей с мировоззренческой основой не может быть ни философа, ни юриста, ни математика, ни другого специалиста в любой сфере человеческой деятельности. 

   Современная отечественная наука философии  права консолидируется в целом  с научными воззрениями наших  предшественников. Д. А. Керимов считает, что философия права “призвана  детально разрабатывать методологию исследования всех правовых явлений и процессов; ...она обладает в несравненно большей мере, чем любая отрасль юридического знания, методологической значимостью, выполняет методологические функции в системе юридических наук”. 

   “Философия  права, — продолжает Д. А. Керимов, —  есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самою, общей философией и комплексом юридических наук... Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, но в результате изучения конкретных проявлений права... Философия права — продукт общей философии и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием”. 

   Однако, какова же “миссия” теории государства  и права?. Какое место она занимает в системе юридических наук? Или она вообще не существует как наука, как практическая часть философии права? 

   Юриспруденция и в научном, и в практическом смысле базируется на философских знаниях. Но способна ли философия права охватить всю совокупность юридических знаний, всерьез заниматься практическим исследованием основных закономерностей государства и права, выработкой методологии многочисленных отраслевых аспектов государственно-правовой науки. В современных условиях это возможно лишь на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией права. 

   Углублять, интегрировать, развивать, конкретизировать философские основы общей теории государства и права — объективная  потребность общественной жизни. Но игнорировать теорию государства и  права как общетеоретическую  науку объективно невозможно, хотя бы из чисто практических соображений. 

Информация о работе Развитие предмета теории государства и права