Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:25, реферат
Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков, объединяющий все вышеназванные науки, необходим для того, чтобы хорошо представлять анатомические, физиологические и гигиенические особенности детского организма и его развития. Это многоразветвленная область научного знания, поставившая свои достижения на службу педагогике, медицине, спорту и др. Она тесно связана с психологией, иммунологией, генетикой, экологией, геронтологией (наукой о старении) и другими науками.
Этот предмет включает в себя несколько различных наук:
Анатомия человека – наука, изучающая строение организма, его органов и систем в связи с их функцией. Она включает в себя следующие дисциплины: нормальную анатомию (включает строение органов и тканей здорового человека), топографическую анатомию (изучает расположение органов и их взаимосвязи), патологическую анатомию (изучает строение органов и тканей больного организма).
Анатомия тесно связана с гистологией – наукой о тканях, эмбриологией, которая изучает развитие зародыша, хирургией и физиологией.
Физиология – (от греч. Физис – природа; логос – учение) наука о физиологиях, или процессах жизнедеятельности, протекающий в организме на всех структурных уровнях: клеточном, тканевом, органном.
Хотя физиология является единой и целостной наукой о функциях организмов человека и животных, ее подразделяют на несколько, в значительной степени самостоятельных, но тесно связанных между собой областей. В этом плане обычно выделяют общую и частную физиологию; сравнительную и эволюционную, а также специальную (прикладную) физиологию и физиологию человека. Общая физиология исследует природу процессов, общих для организмов различных видов, а также закономерности реакций организма и его структур на воздействия внешней среды. Частная физиология изучает функции тканей, органов, систем. Специальная (прикладная) физиология изучает закономерности изменения функций организма в связи с его специфической деятельностью, практическими задачами или конкретными условиями обитания.
Нас интересует физиология человека, точнее раздел возрастной физиологи, который исследует возрастные особенности формирования и угасания функций органов, систем и организма человека от момента зарождения до прекращения его индивидуального развития.
Гигиена – наука о сохранении
и поддержании здоровья. Гигиена
изучает влияние различных
Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков, объединяющий все вышеназванные науки, необходим для того, чтобы хорошо представлять анатомические, физиологические и гигиенические особенности детского организма и его развития. Это многоразветвленная область научного знания, поставившая свои достижения на службу педагогике, медицине, спорту и др. Она тесно связана с психологией, иммунологией, генетикой, экологией, геронтологией (наукой о старении) и другими науками.
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Рассмотрим предварительно методы, которые используются анатомией и физиологией.
Анатомия использует
множество разнообразных методо
Метод сравнительной анатомии, основанный на сравнении строения животных и человека, позволяет понять эволюцию человека, его систем и отдельных органов. С помощью метода антропометрии измеряется рост и взаимоотношение частей тела человека. Экспериментальный метод применяется для выяснения функционального значения органа или системы. Метод микроскопии позволяет изучать структуры органов и тканей, которые нельзя увидеть невооруженным глазом. Методы рентгеноскопии и рентгенографии дают возможность исследовать на живом организме форму, строение и функциональные особенности органов.
Физиология использует свои методы для изучения работы органов при различных условиях. При методе наблюдения используют электрические и оптические приборы. При химических методах – свои особые препараты, позволяющие изучать молекулярные механизмы физиологических процессов. Большое значение в физиологии имеют место острого и хронического эксперимента. Метод графической регистрации физиологических процессов позволяет получать объективную запись изучаемого процесса (артериального давления, сокращений сердца, скелетных мышц и др.).
Предмет анатомия, физиология, гигиена детей и подростков – наука экспериментальная, поэтому используются следующие основные методы:
Наблюдение имеет много
Для того, чтобы получить результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно вестись регулярно. Дети растут очень быстро, их здоровье, физическое и психологическое состояние меняется на глазах, можно легко получить ощутимый пробел в истории развития ребенка.
Эксперимент в научно-исследовательской работе с детьми часто является одним из самых надежных методов получения информации о развитии ребенка. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать развитие детей в условиях отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Процессы роста и развития детей и подростков связаны в одно целое, количественные изменения переходят в качественные. Рост проявляется увеличением линейных размеров и веса тела.
К основным закономерностям роста и развития детей и подростков относятся: эндогенность, необратимость, цикличность, постепенность, синхронность.
Правила эндогенности, цикличности, необратимости, постепенности и синхронности роста и развития организма сопряжены с представлениями об их генетической детерминированности в результате цикличного, необратимого и постепенного развертывания наследственной программы. Дисгармоничность развития проявляется иногда при акселерации развития.
Организм человека состоит из клеток. На уровне клетки происходят важнейшие процессы: обмен веществ, рост, размножение. Основные компоненты клетки (клеточная оболочка, ядро и цитоплазма с органоидами и включениями) обеспечивают эти процессы. Клетки организма в процессе его жизнедеятельности постоянно размножаются, в результате чего идет их обновление. Размножение клеток происходит путем прямого или непрямого деления (см. раздел «Основы цитологии»). Различные группы клеток выполняют разные функции, в связи с чем они отличаются по своему строению, образуя ткани. Ткань — совокупность клеток, имеющих общее происхождение, сходное строение и выполняющих одинаковые функции. Выделяют четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
Эпителиальная ткань (эпителий) покрывает тело, выстилает его полости и внутренние органы и образует большинство желез.
Соединительная ткань образует скелет, внутренние органы, подкожную жировую клетчатку, кровь, лимфу. Характеристика соединительной ткани: клетки расположены рыхло; хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из волоков и основного вещества; ткань обладает очень высокой способностью к восстановлению.
Мышечная ткань входит в состав опорно-двигательного аппарата, стенок некоторых внутренних органов, кровеносных и лимфатических сосудов. Различают гладкую (неисчерченную) и поперечнополосатую (исчерченную) мышечные ткани.
Нервная ткань образует головной и спинной мозг, нервные узлы, периферические нервы. Нервная ткань обладает возбудимостью и проводимостью. Возбудимость — способность воспринимать раздражения и отвечать на них; проводимость — способность передавать возбуждение.
Различные ткани формируют органы. Орган — часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию. Он состоит из нескольких видов тканей, которые связаны структурно и функционально, но обычно один вид ткани преобладает. Например, сердце состоит в основном из мышечной ткани, головной мозг — из нервной ткани.
Система органов — это группа органов, выполняющих определенную функцию. Эти органы развиваются из общего эмбрионального зачатка и топографически связаны между собой. В организме человека различают следующие системы органов: опорно-двигательную, нервную, эндокринную, сердечно-сосудистую (кровеносную), дыхательную, пищеварительную, выделительную и половую.
Функциональная деятельность в организме регулируется двумя путями: гуморальной регуляцией и нервной. Первый путь использует для передачи и переработки информации внутреннюю среду и молекулы химических веществ, второй – структуры нервной системы и импульсы электрических потенциалов.
Гуморальная регуляция представляет собой способ передачи регулирующей информации к эффекторам через жидкую внутреннюю среду организма с помощью молекул химических веществ, выделяемых клетками или специализированными тканями и органами. Этот вид регуляции жизнедеятельности может обеспечивать как относительно автономный местный обмен информацией об особенностях метаболизма и функции клеток и тканей, так и системный эфферентный канал информационной связи, находящийся в большей или меньшей зависимости от нервных процессов восприятия и переработки информации о состоянии внешней и внутренней среды. Соответственно, гуморальную регуляцию подразделяют на местную, малоспециализированную саморегуляцию, и высокоспециализированную систему гормональной регуляции, обеспечивающую генерализованные эффекты с помощью гормонов. Местная гуморальная регуляция (тканевая саморегуляция) практически не управляется нервной системой, тогда как система гормональной регуляции составляет часть единой нейро-гуморальной системы.
Нервная регуляция обеспечивает быструю и направленную передачу сигналов, которые в виде нервных импульсов по соответствующим нервным проводникам поступают к определенному адресату – объекту регуляции. Быстрая передача сигналов (до 80-120 м/с) без затухания и потери энергии обусловлена свойствами проводящих возбуждение структур, преимущественно состоянием их мембран. Нервной регуляции подлежат как соматические (деятельность скелетной мускулатуры), так и вегетативные (деятельность внутренних органов) функции. Это универсальное значение нервной регуляции жизнедеятельности и физиологических функций было положено в основу концепции нервизма, рассматривающей целостность организма как результат деятельности нервной системы. Элементарный и основной принцип нервной регуляции — рефлекс.
Деление механизмов регуляции жизнедеятельности организма на нервные и гуморальные весьма условно может использоваться только для аналитических целей как способ изучения. На самом деле, нервные и гуморальные механизмы регуляции неразделимы.
Во-первых, информация о состоянии внешней и внутренней среды воспринимается почти всегда элементами нервной системы (рецепторы), обрабатывается в нервной системе, где может трансформироваться в сигналы исполнительных устройств либо нервной, либо гуморальной природы: Следовательно, для второго и третьего уровней системы регуляции физиологических функций управляющим устройством является, как правило, нервная система.