Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков. Связь с другими науками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:25, реферат

Описание работы

Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков, объединяющий все вышеназванные науки, необходим для того, чтобы хорошо представлять анатомические, физиологические и гигиенические особенности детского организма и его развития. Это многоразветвленная область научного знания, поставившая свои достижения на службу педагогике, медицине, спорту и др. Она тесно связана с психологией, иммунологией, генетикой, экологией, геронтологией (наукой о старении) и другими науками.

Работа содержит 1 файл

ответы по анатомии.doc

— 1.12 Мб (Скачать)


1. Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков. Связь  с другими науками

 

 

Этот предмет включает в себя несколько различных наук:

Анатомия человека – наука, изучающая  строение организма, его органов  и систем в связи с их функцией. Она включает в себя следующие дисциплины: нормальную анатомию (включает строение органов и тканей здорового человека), топографическую анатомию (изучает расположение органов и их взаимосвязи), патологическую анатомию (изучает строение органов и тканей больного организма).

Анатомия тесно связана с  гистологией – наукой о тканях, эмбриологией, которая изучает развитие зародыша, хирургией и физиологией.

Физиология – (от греч. Физис –  природа; логос – учение) наука  о физиологиях, или процессах  жизнедеятельности, протекающий в организме на всех структурных уровнях: клеточном, тканевом, органном.

Хотя физиология является единой и  целостной наукой о функциях организмов человека и животных, ее подразделяют на несколько, в значительной степени  самостоятельных, но тесно связанных между собой областей. В этом плане обычно выделяют общую и частную физиологию; сравнительную и эволюционную, а также специальную (прикладную) физиологию и физиологию человека. Общая физиология исследует природу процессов, общих для организмов различных видов, а также закономерности реакций организма и его структур на воздействия внешней среды. Частная физиология изучает функции тканей, органов, систем. Специальная (прикладная) физиология изучает закономерности изменения функций организма в связи с его специфической деятельностью, практическими задачами или конкретными условиями обитания.

Нас интересует физиология человека, точнее раздел возрастной физиологи, который  исследует возрастные особенности  формирования и угасания функций  органов, систем и организма человека от момента зарождения до прекращения его индивидуального развития.

Гигиена – наука о сохранении и поддержании здоровья. Гигиена  изучает влияние различных факторов окружающей среды на организм человека и его здоровье. Задачи гигиены  заключаются в предупреждении болезней и оздоровлении окружающей среды, условий труда и быта. Знания гигиены помогают сохранить здоровье и работоспособность человека, способствуют увеличению продолжительности жизни.

Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков, объединяющий все вышеназванные науки, необходим для того, чтобы хорошо представлять анатомические, физиологические и гигиенические особенности детского организма и его развития. Это многоразветвленная область научного знания, поставившая свои достижения на службу педагогике, медицине, спорту и др. Она тесно связана с психологией, иммунологией, генетикой, экологией, геронтологией (наукой о старении) и другими науками.

2. Методы

 

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с  помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Рассмотрим предварительно методы, которые используются анатомией  и физиологией.

Анатомия использует множество разнообразных методов исследования. Основной из них – метод вскрытия и препарирования, позволяющий изучить строение человека. Большое значение имеют сравнительно-анатомический, антропометрический, экспериментальный, микроскопический методы, а также рентгеноскопия и рентгенография.

Метод сравнительной анатомии, основанный на сравнении строения животных и  человека, позволяет понять эволюцию человека, его систем и отдельных  органов. С помощью метода антропометрии  измеряется рост и взаимоотношение  частей тела человека. Экспериментальный метод применяется для выяснения функционального значения органа или системы. Метод микроскопии позволяет изучать структуры органов и тканей, которые нельзя увидеть невооруженным глазом. Методы рентгеноскопии и рентгенографии дают возможность исследовать на живом организме форму, строение и функциональные особенности органов.

Физиология использует свои методы для изучения работы органов при  различных условиях. При методе наблюдения используют электрические и оптические приборы. При химических методах – свои особые препараты, позволяющие изучать молекулярные механизмы физиологических процессов. Большое значение в физиологии имеют место острого и хронического эксперимента. Метод графической регистрации физиологических процессов позволяет получать объективную запись изучаемого процесса (артериального давления, сокращений сердца, скелетных мышц и др.).

Предмет анатомия, физиология, гигиена  детей и подростков – наука  экспериментальная, поэтому используются следующие основные методы:

  1. Наблюдение.
  2. Естественный эксперимент.
  3. Лабораторный эксперимент.

Наблюдение имеет много различных  вариантов, которые в совокупности позволяют получить достаточно разнообразную  и достоверную информацию о детях. Всякое наблюдение необходимо вести  целенаправленно, по определенной программе и плану. В начале необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется и какие результаты, в конечном счете, должно будет дать. Затем составляется программа наблюдения, разрабатывается план, рассчитанный на то, чтобы привести исследование к желаемой цели.

Для того, чтобы получить результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно вестись регулярно. Дети растут очень быстро, их здоровье, физическое и психологическое состояние  меняется на глазах, можно легко получить ощутимый пробел в истории развития ребенка.

Эксперимент в научно-исследовательской  работе с детьми часто является одним  из самых надежных методов получения  информации о развитии ребенка. Основное достоинство эксперимента состоит  в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности  эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать развитие детей в условиях отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

 

3. Общие закономерности роста  и развития детей и подростков

 

Процессы роста и развития детей  и подростков связаны в одно целое, количественные изменения переходят в качественные. Рост проявляется увеличением линейных размеров и веса тела.

К основным закономерностям  роста и развития детей и подростков относятся:  эндогенность, необратимость, цикличность, постепенность, синхронность.

  1. Эндогенность. Рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями (хотя последние отражаются на его темпах), а совершаются по внутренним, присущим самому организму и запечатленным в наследственной программе законам. Рост — реализация естественной  потребности организма в достижении взрослого состояния, когда делается возможным продолжение рода. Задержка роста при неблагоприятных условиях среды в один период жизни сменяется убыстрением роста при улучшении внешних условий в другой период.
  2. Необратимость. Человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве или младенчестве.
  3. Цикличность, Существенные периоды активизации и торможения роста отмечаются в период до рождения и в первые месяцы жизни; затем интенсификация роста происходит в 6—7 лет (полуростовый скачек)
  4. Постепенность. Человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающихся последовательно один за другим. Пропустить какой-либо из этих этапов, «перепрыгнуть» через него при нормальном развитии организм не может. Так, прежде чем прорежутся постоянные  зубы, у ребенка должны появиться, а затем через определенное время выпасть молочные зубы. Прежде чем прекратится рост скелета,  кости должны достигнуть определенных размеров и т. п.
  5. Синхронность. Процессы роста и старения совершаются относительно одновременно в разных органах и системах тела. Правило синхронности нарушается при ускорении роста и старения. Поэтому ускоренное развитие и старение нередко дисгармоничны: одни органы и системы опережают в темпах и выраженности этих процессов другие.

Правила эндогенности, цикличности, необратимости, постепенности и  синхронности роста и развития организма  сопряжены с представлениями об их генетической детерминированности в результате цикличного, необратимого и постепенного развертывания наследственной программы. Дисгармоничность развития проявляется иногда при акселерации развития.

4. Общая схема строения организма  человека

Организм человека состоит  из клеток. На уровне клетки происходят важнейшие процессы: обмен веществ, рост, размножение. Основные компоненты клетки (клеточная оболочка, ядро и цитоплазма с органоидами и включениями) обеспечивают эти процессы. Клетки организма в процессе его жизнедеятельности постоянно размножаются, в результате чего идет их обновление. Размножение клеток происходит путем прямого или непрямого деления (см. раздел «Основы цитологии»). Различные группы клеток выполняют разные функции, в связи с чем они отличаются по своему строению, образуя ткани. Ткань — совокупность клеток, имеющих общее происхождение, сходное строение и выполняющих одинаковые функции. Выделяют четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Эпителиальная ткань (эпителий) покрывает тело, выстилает его полости и внутренние органы и образует большинство желез.

Соединительная ткань  образует скелет, внутренние органы, подкожную  жировую клетчатку, кровь, лимфу. Характеристика соединительной ткани: клетки расположены рыхло; хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из волоков и основного вещества; ткань обладает очень высокой способностью к восстановлению.

Мышечная ткань входит в состав опорно-двигательного аппарата, стенок некоторых внутренних органов, кровеносных и лимфатических сосудов. Различают гладкую (неисчерченную) и поперечнополосатую (исчерченную) мышечные ткани.

Нервная ткань образует головной и спинной мозг, нервные  узлы, периферические нервы. Нервная ткань обладает возбудимостью и проводимостью. Возбудимость — способность воспринимать раздражения и отвечать на них; проводимость — способность передавать возбуждение.

Различные ткани формируют  органы. Орган — часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая определенную функцию. Он состоит из нескольких видов тканей, которые связаны структурно и функционально, но обычно один вид ткани преобладает. Например, сердце состоит в основном из мышечной ткани, головной мозг — из нервной ткани.

Система органов — это группа органов, выполняющих определенную функцию. Эти органы развиваются из общего эмбрионального зачатка и топографически связаны между собой. В организме человека различают следующие системы органов: опорно-двигательную, нервную, эндокринную, сердечно-сосудистую (кровеносную), дыхательную, пищеварительную, выделительную и половую.

 

5. Регуляция функций в организме

 

Функциональная деятельность в  организме регулируется двумя путями: гуморальной регуляцией и нервной. Первый путь использует для передачи и переработки информации внутреннюю среду и молекулы химических веществ, второй – структуры нервной системы и импульсы электрических потенциалов.

Гуморальная регуляция представляет собой способ передачи регулирующей информации к эффекторам через жидкую внутреннюю среду организма с помощью молекул химических веществ, выделяемых клетками или специализированными тканями и органами. Этот вид регуляции жизнедеятельности может обеспечивать как относительно автономный местный обмен информацией об особенностях метаболизма и функции клеток и тканей, так и системный эфферентный канал информационной связи, находящийся в большей или меньшей зависимости от нервных процессов восприятия и переработки информации о состоянии внешней и внутренней среды. Соответственно, гуморальную регуляцию подразделяют на местную, малоспециализированную саморегуляцию, и высокоспециализированную систему гормональной регуляции, обеспечивающую генерализованные эффекты с помощью гормонов. Местная гуморальная регуляция (тканевая саморегуляция) практически не управляется нервной системой, тогда как система гормональной регуляции составляет часть единой нейро-гуморальной системы.

Нервная регуляция обеспечивает быструю и направленную передачу сигналов, которые в виде нервных импульсов по соответствующим нервным проводникам поступают к определенному адресату – объекту регуляции. Быстрая передача сигналов (до 80-120 м/с) без затухания и потери энергии обусловлена свойствами проводящих возбуждение структур, преимущественно состоянием их мембран. Нервной регуляции подлежат как соматические (деятельность скелетной мускулатуры), так и вегетативные (деятельность внутренних органов) функции. Это универсальное значение нервной регуляции жизнедеятельности и физиологических функций было положено в основу концепции нервизма, рассматривающей целостность организма как результат деятельности нервной системы. Элементарный и основной принцип нервной регуляции — рефлекс.

Деление механизмов регуляции  жизнедеятельности организма на нервные и гуморальные весьма условно может использоваться только для аналитических целей как способ изучения. На самом деле, нервные и гуморальные механизмы регуляции неразделимы.

Во-первых, информация о  состоянии внешней и внутренней среды воспринимается почти всегда элементами  нервной системы (рецепторы), обрабатывается в нервной системе, где может трансформироваться в сигналы исполнительных устройств  либо нервной, либо гуморальной природы: Следовательно, для второго и третьего уровней системы регуляции физиологических функций управляющим устройством является, как правило, нервная система.

Информация о работе Предмет основы анатомии, физиологии, гигиены детей и подростков. Связь с другими науками