Контрольная работа по "Анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Задачами изучения вопросов в данной контрольной работе по теме архитектоника коры головного мозга является:
1.Структурно – функциональная характеристика коры
2.Сенсорные области коры
3.Ассоциативная кора
4.Двигательные области коры и
межполушарные взаимодействия

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
Определение архитектоники коры головного мозга,
анатомия коры головного мозга…………………………………………6
Структурно – функциональная характеристика коры….…...7
Сенсорные области коры………………………………….….9
Ассоциативная кора……………………………………….…11
Двигательные области коры и .
межполушарные взаимодействия……………………….……..12
2. Функциональные особенности мозга в детском возрасте
2.1 Созревание мозга и поведение.
Младенчество (от 0 до 1 года)………………………………….15
2.2 Мозг и поведение.
Ранний возраст ( от 1года, до 3 лет)………………………....…24
2.3 Структурно-функциональная организация мозга
и формирование познавательной деятельности.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)……………………….....27
Заключение……………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………….…….…32

Работа содержит 1 файл

Контрольная чистовик (Автосохраненный).docx

— 1.12 Мб (Скачать)

Внимание и  эмоциональная активность. Качественных изменений механизмов регуляции, обеспечивающих внимание, на этом этапе развития не происходит. Преобладает, как и в младенческом возрасте, эмоциональная активация, отражающаяся в ЭЭГ в виде тета-ритма.

Формирование в раннем возрасте подкрепленных эмоциональным  компонентом возможностей ребенка  опознавать объекты, продлевает взаимодействие ребенка с этими объектами, обеспечивает развитие процесса невербальной категоризации, а формирование речевой функции  способствует развитию вербальной категоризации.

 

Развитие речи.

Показ предмета с его одновременным  называнием приводит к развитию номинативной функции слова. Вначале слово  связывается с определенным конкретным предметом. Затем, на втором году жизни, обозначение словом распространяется на однородные предметы (не конкретная кукла или машинка, а куклы  и машинки вообще). Ребенок учится опознавать различные предметы, обозначаемые одним словом, и оперировать ими  по назначению.

В течение первых лет жизни  совершенствуется как понимание  речи, так и собственная активная речь ребенка. Эти процессы стимулируются  общением с ним взрослого (особенно матери). Речь начинает включать в себя выражение отношений между людьми, между людьми и предметами. Понимание речи опережает развитие активной речевой функции. В 1,5 года ребенок усваивает около 100 слов; с этого времени инициатива речевого общения резко возрастает. Ребенок постоянно требует названий предметов и старается их активно использовать, его словарный запас к 2 годам составляет до 300 слов, к 3 - до 1500. При этом речь ребенка характеризуется выраженным словотворчеством (употребление измененных звуковых форм слова, придумывание автономных слов). При нормальном речевом общении автономная речь постепенно исчезает, ребенок начинает правильно говорить и пользоваться грамматическими формами, формируется языковое чутье.

На этом этапе происходит дальнейшее развитие регулирующей функции  речи. Ребенок способен понять и  реализовать довольно большое количество команд-инструкций, в том числе  обобщенных, типа "убери игрушки".

Развитие речи и ее интериоризация способствуют формированию вербального интеллекта ребенка Быстрое развитие речевой деятельности и затруднения ее формирования при отсутствии речевого общения позволяют расценивать этот период онтогенеза как сенситивный и критический для становления речевой функции.

К 3-летнему возрасту у ребенка усиливается стремление к самостоятельной деятельности без помощи взрослых, формируется самосознание ("Я сам"). Самостоятельность намерений и замыслов внешне проявляется в негативизме, упрямстве, неуправляемости. В психологии этот период обозначается как кризис 3-летнего возраста.

 

 

2.3 Структурно-функциональная организация мозга и формирование познавательной деятельности. Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)

В период от 3 до 5-6 лет наблюдается  специализация нейронов, их типизация  в проекционных и ассоциативных  областях коры. Самым существенным моментом структурного созревания коры больших полушарий к 5-6 годам является усложнение системы связей по горизонтали  как между нейронами близко расположенных  ансамблей, так и между разными  областями коры. Это происходит за счет роста в длину и разветвления базальных дендритов и развития боковых терминалей апикальных дендритов. Одновременно значительные изменения претерпевают и межполушарные связи: к 6-7 годам формируется мозолистое тело, соединяющее оба полушария. Таким образом, морфологические преобразования создают реальные предпосылки для формирования интегративных процессов в деятельности ЦНС. Это подтвердилось результатами анализа ЭЭГ дошкольников.

 В 3-5 лет еще отмечается  определенная нестабильность альфа-ритма и полиморфный характер ЭЭГ. К 6 годам альфа-ритм со средней частотой 9 Гц становится доминирующей формой активности. Наиболее существенно к этому возрасту изменяется показатель, отражающий синхронность альфа-ритма в различных областях коры (функция когерентности). К 6 годам значение когерентности между отдельными областями коры (затылочная и лобная) и между двумя полушариями резко возрастает. Это свидетельствует о значительных перестройках функциональной организации мозга. Формирующиеся с возрастом нейронные сети создают все предпосылки для реализации интегративной деятельности мозга как основы целенаправленного поведения и познавательных процессов.

Формирование  системы восприятия информации.

В 3-4 года еще сохраняется  тесное взаимодействие зрительного  восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом (схватывание, ощупывание), присущие младенческому  возрасту, являются необходимым фактором зрительного опознания. К концу  дошкольного возраста зрительное и  осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между  собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию дифференцированного и более  адекватного сенсорного образа. К 5-6 годам повышается успешность обнаружения  различных модификаций объекта. При предъявлении в качестве изменяющихся стимулов рисунков людей и предметов  обнаружено, что количество незамеченных изменений в 5-6 лет по сравнению с 3-4-летними детьми уменьшается вдвое в ответ на лица и более чем в три раза - при предъявлении предметов.

В дошкольном возрасте по мере накопления индивидуального опыта  снижается удельный вес ощупывания в зрительном восприятии и существенно преобразуются движения глаз. С помощью кинорегистрации установлено, что у детей 3-4 лет при первом ознакомлении с объектом немногочисленные глазные движения осуществляются внутри фигуры. При таком способе ознакомления вероятность узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50 %). В 4-5-летнем возрасте число движений внутри фигуры нарастает, длительность отдельных фиксаций сокращается; обнаруживаются размашистые движения по оси, имитирующие измерение объекта. В результате достигаются более высокие показатели узнавания. В 5-6 лет система восприятия переходит на качественно иной уровень. Вероятность узнавания объекта достигает 100 %. Дети при первом ознакомлении с новым предметом прослеживают по контуру всю фигуру, как бы создавая внутреннюю модель формы.

Формирование  внимания.

С формированием сенсорной  функции тесно связано развитие внимания. Созревание сенсорных систем и совершенствование воспринимающей функции мозга определяют возможность  привлечения внимания к более  сложным признакам объекта, а  это в свою очередь способствует более глубокому и полному  описанию и опознанию.

В начале дошкольного периода  сохраняется значимость новизны  как основного возбудителя внимания.

Приблизительно в возрасте 4 лет отмечается всплекс интереса ребенка к новому, активный поиск  новизны, проявляющийся в бесконечных "почему". Специфика этого периода  состоит в том, что к имевшемуся в раннем возрасте предпочтению новизны  добавляется и стремление к разнообразию, что можно предположительно связать  с активным вовлечением в мозговую систему ключевой структуры лимбического мозга - гиппокампа. Важное значение в изменении характеристик внимания имеют и возрастные преобразования системы восприятия от 3-4 к 6 годам, приводящие к быстрому нарастанию объема внимания. Поведенческая реакция на "очень интересное новое" проявляется в застывании с приоткрытым ртом и фиксации глазами предмета (ввод информации).

Произвольная  регуляция деятельности.

В старшем дошкольном возрасте появляется и развивается возможность  произвольной регуляции деятельности по внешней инструкции. Появляются различия в способности к произвольному  регулированию у детей 3-4 и 6-7 лет.

Анализ динамики региональных ВП при обусловленной инструкцией необходимости быстрого реагирования на значимый стимул показал, что 3-4-летние дети, даже повторяя инструкцию, не могли соответствующим образом организовать свою деятельность. Значимые изменения параметров ВП при переходе от спокойного наблюдения к мобилизационной готовности не были обнаружены. Начиная с 4-5-летнего возраста отмечается облегчение позитивного компонента ВП, одинаково выраженное во всех отведениях. К концу дошкольного возраста это облегчение обнаруживает некоторую региональную специфичность, проявляющуюся в увеличении амплитуды компонентов ВП в лобных и центральных областях, что свидетельствует об активном участии этих областей в зрительном восприятии в ситуации внимания. Учитывая роль этих областей в регуляции процессов активации, можно полагать, что их участие в формировании мобилизационной готовности создает избирательность в организации деятельности. Однако существует своеобразный разрыв между появившейся возможностью формирования избирательности в организации деятельности и ее реальным и постоянным осуществлением, что требует значительных усилий и может происходить только с помощью взрослого - путем создания игровой ситуации или сообщения ребенку готовых правил. Создание такой ситуации приводило к появлению селективности в организации восприятия и внимания у детей в возрасте от 3 лет 10 мес. до 5 лет 8 мес. Без соответствующих воздействий селективные стратегии развивались в период от 7 до 9 лет. Эти результаты указывают на возможность коррекции дефицита произвольной регуляции в определенных пределах на основе четких знаний возрастной специфики мозговой организации деятельности.

Таким образом, на протяжении дошкольного периода происходят значительные преобразования мозговых механизмов организации познавательной деятельности и целенаправленного  поведения ребенка, которые во многом определяют его готовность к систематическому обучению в школе.

 

Заключение

 Рассмотрев данные темы можно сделать следующие выводы:

 Помимо большого значения  для решения специальных вопросов  топической диагностики, архитектоника дает большой материал для решения самых общих и основных вопросов локализации функций. Показывая, что кора большого мозга дифференцирована на весьма различные по своему строению формации, архитектонические исследования обнаруживают полную несостоятельность представлений о функциях коры в духе эквипотенциализма, т. е. об однородности ее функций во всех ее областях. Но данные архитектоники (особенно эволюционной) свидетельствуют столь же определенно и о неправильности взглядов узкого локализациализма, показывая, что все области коры, включая и самые примитивные, являются образованиями, функционально многозначными, что не существует таких областей коры, которые представляли бы собой «центры», обеспечивающие полностью и исключительно какую-либо одну функцию, и что, таким образом, функции в коре большого мозга локализованы по весьма сложному принципу.

Вывод по теме «Функциональные особенности мозга в детском возрасте, можно охарактеризовать по процессу онтогенеза»:

В процессе онтогенеза головной мозг развивается неравномерно. В  перинатальном периоде прежде всего формируются отделы, которые отвечают за функционирование жизненно важных органов (продолговатый мозг, ядра среднего и промежуточного мозга). К концу внутриутробного периода развиваются первичные проекционные поля. К моменту рождения структуры мозга позволяют осуществлять жизненно важные функции (дыхание, жевание, глотание) и простейшие Реакции на внешние раздражители. Таким образом, осуществляется Принцип минимального и достаточного обеспечения функций. В пост-Натальном периоде продолжается интенсивное развитие мозга, в особенности коры больших полушарий. В развитии коры выделяют два процесса — рост коры и дифференцировку ее нейронных элементов. Наибольшее увеличение толщины коры происходит на первом году жизни, а затем постепенно замедляется. Проекционные поля прекращают расти к 3 годам, а ассоциативные — в 7 лет. Кора растет за счет разрежения нейронов, т.е. увеличения межнационального пространства, роста дендритов и аксонов и развития нейроглии. В раннем постнатальном периоде начинается дифференцировка нейронов коры, которая продолжается довольно длительный период. Первыми развиваются нейроны нижних слоев, а затем верхних. В более ранние сроки созревают веретенообразные клетки, переключающие афферентную импульсацию из подкорковых структур к пирамидным нейронам. В более поздние сроки развиваются звездчатые и корзинчатые клетки, которые обеспечивают взаимодействие нейронов и циркуляцию возбуждения внутри коры. Начавшаяся в первые месяцы жизни дифференцировка вставочных нейронов заканчивается в 3-6 лет. Полное развитие вставочных нейронов в ассоциативных областях отмечается в 14-летнем возрасте. О формировании нейронной организации коры говорит наличие хорошо развитых аксонов и дендритов. Аксоны, проводящие аффе-рентные импульсы, в течение первых 3 месяцев покрываются миелиновой оболочкой. Это способствует ускорению поступления информации к нейронам проекционной коры. Дендриты, которые обеспечивают взаимодействие нейронов различных слоев, в проекционной коре созревают в первые недели жизни, достигая к 6 месяцам третьего слоя. Дендриты, объединяющие нейроны в пределах одного слоя, развиваются позже. В развитии коры в онтогенезе выделяют следующие этапы. Пер-вый год характеризуется увеличением размеров нервных клеток, дифференцировкой вставочных нейронов, увеличением аксонов и дендритов. К 3 годам образуются нейронные группировки, включающие различные типы нейронов. В 5-6 лет продолжается дифференцировка и специализация нервных клеток и усиливается межнейрональная интеграция в определенных областях коры. К 9-10 годам усложняется структура интернейронов и пирамид, формируются горизонтальные группировки, объединяющие вертикальные колонки. В 12-14 лет высокой степени специализации достигают пирамидные нейроны и высокой степени дифференциации — интернейроны. Удельный вес волокон становится больше объема клеточных элементов. К 18 годам организация коры достигает уровня взрослого человека. Основная закономерность в развитии мозга заключается в том, что эволюционно более древние структуры созревают раньше: от спинного мозга и ствола, которые обеспечивают жизненно важные функции, к коре больших полушарий. По горизонтали развитие идет следующим образом. Первыми формируются проекционные отделы, обеспечивающие контакты с внешним миром с момента рождения. Затем созревают ассоциативные области, ответственные за психическую деятельность.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. «Нормальная физиология» под редакцией профессора В.М. Смирнова,

3-е издание Издательский  центр «Академия» 2010год.;

 

  1.  М.М. Безруких. В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер – «Возрастная физиология (физиология развития ребёнка)»;

 

  1. И.М. Прищепа «Возрастная анатомия и физиология»;

 

  1. В.Б. Брин «Физиология человека в схемах и таблицах»;

 

  1. http://ru.wikipedia.org/;

 

  1. http://www.medical-enc.ru/.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Анатомии"