Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:36, контрольная работа
Задачами изучения вопросов в данной контрольной работе по теме архитектоника коры головного мозга является:
1.Структурно – функциональная характеристика коры
2.Сенсорные области коры
3.Ассоциативная кора
4.Двигательные области коры и
межполушарные взаимодействия
Введение……………………………………………………………………4
Определение архитектоники коры головного мозга,
анатомия коры головного мозга…………………………………………6
Структурно – функциональная характеристика коры….…...7
Сенсорные области коры………………………………….….9
Ассоциативная кора……………………………………….…11
Двигательные области коры и .
межполушарные взаимодействия……………………….……..12
2. Функциональные особенности мозга в детском возрасте
2.1 Созревание мозга и поведение.
Младенчество (от 0 до 1 года)………………………………….15
2.2 Мозг и поведение.
Ранний возраст ( от 1года, до 3 лет)………………………....…24
2.3 Структурно-функциональная организация мозга
и формирование познавательной деятельности.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)……………………….....27
Заключение……………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………….…….…32
Зрительная сенсорная система, чрезвычайно важная для обеспечения контактов младенца с внешним миром, претерпевает существенные изменения в первом полугодии.
В первые месяцы
жизни постепенно развивается
способность зрительной
2- 3-месячный возраст является важнейшим этапом развития ребенка 1-го года жизни. Для него характерно ускоренное формирование сенсорных процессов, на что указывают структурные и функциональные характеристики зрительной системы, а также поведение ребенка. Изменяется ВП на зрительный стимул. Существенно укорачивается его латентный период как результат миелинизации зрительных путей. Это приводит к ускорению передачи информации в кору больших полушарий и расширению оперативных возможностей системы.
Формирование
интегративных процессов и
С 3-месячного возраста совершенствуются процессы выделения признаков. К 3-4 мес. созревает система восприятия цвета, ее желто-синий компонент; к 4-5 мес. - красно-зеленый. Эта особенность цветового восприятия должна быть учтена при ознакомлении ребенка с игрушками. С 3-4 мес. проявляется и нарастает способность различения объектов по размеру. Эти признаки выступают как определяющие характеристики предмета. Хорошим показателем развития ребенка является возможность различения отдельных признаков, оцениваемая по двигательным компонентам внимания - переводу взгляда на объект и его фиксация, во время которой осуществляются созревшие к данному возрасту операции обработки информации о фиксированном взором объекте.
Структурно-функциональной основой расширения возможностей опознания объектов внешнего мира является вовлечение в сенсорные функции непроекционных областей коры - моторной и ассоциативной зон. Основной комплекс ВП, реактивный к характеристикам объекта, начинает регистрироваться в заднеассоциативной, центральной областях, премоторной коре. Включение в зрительную функцию областей моторной коры, связанных с глазодвигательными процессами, обеспечивает более совершенную регуляцию и контроль двигательного компонента внимания. Вначале эти процессы осуществлялись за счет двухолмных связей. Интенсивно созревающая после 3-го месяца теменная кора становится структурной основой так называемого "скрытого внимания", облегчающие эффекты которого не связаны с видимыми движениями глаз. Активное функционирование теменной области подтверждается данными о значительном нарастании в ней метаболизма в период от 3 до 6 мес. жизни. В зрительной и теменной корковых зонах в этот период происходит ранний прирост ширины коры (3 мес.), увеличение объема пирамид, развитие вставочных нейронов (6 мес.).
Интегративные системные
процессы обеспечиваются
Развитие речевой функции. С развитием ассоциативных областей коры, в состав которых входят речевые центры, связано развитие коммуникативной речевой деятельности.
Речь формируется на основе
развивающихся сенсорных
Контакты со взрослым, особенно с матерью, имеют первостепенное значение для развития ребенка в этом возрасте.
Второе полугодие жизни.
К 6-месячному возрасту отмечаются
прогрессивные изменения в
Системное взаимодействие мозговых структур и развитие воспринимающей функции мозга. Важную роль в развитии психических функций ребенка играет формирование длинных ассоциативных связей между областями коры, что создает условия для их взаимодействия. В ознакомление с объектами внешнего мира включаются дополнительно к зрительной другие анализаторные системы. К раннему рассматриванию сначала предметов, потом своих рук начинает присоединяться дотягивание, толкание игрушек, а с момента раскрытия ладони - захватывание, ощупывание, что существенно дополняет чисто зрительные впечатления и облегчает опознавание предметов. Так, младенцы во втором полугодии и особенно к 8-месячному возрасту после ощупывания невидимого предмета быстрее и точнее узнают его с помощью зрения. Звучащие предметы легче привлекают внимание ребенка и активнее фиксируются.
К 6-месячному возрасту
происходят существенные
Внимание и поведение. К 8-му месяцу жизни проявляются элементы произвольности и внутренней регуляции. Ребенок на основе индивидуального опыта направляет свое внимание (фиксирует взгляд) на прогнозируемое место появления движущегося предмета, исчезнувшего за ширмой, или экспериментатора, спрятавшегося за дверью после игры. Этот вид поведения существенно отличается от наблюдавшегося в первом полугодии жизни, когда исчезнувший из поля зрения предмет исчезал из поля сознания младенца.
Регуляция поведения развивается в общении со взрослыми, и существенная роль в этом процессе принадлежит речевой функции. Во втором полугодии жизни в процессе общения со взрослым как носителем определенного языка лепет младенца начинает приобретать языково-специфические черты. Эмоциональное общение с ребенком способствует развитию у него не только коммуникативных способностей, но и понимания речи. Показ и называние младенцу предметов и действий, осуществляемых с ними, приводит к формированию у него связи между названием предмета и самим предметом к концу 1 -го года жизни. Ребенок, показывая предмет, пытается его называть. Формируются первые речевые реакции. К 1 году активный словарь ребенка может содержать от 10 до 15 слов.
Динамика изменения
поведенческих реакций
Возраст |
Функции |
Первые часы и дни |
Контакт "глаза в глаза" (реакция на лицо матери), реакция испуга на сильные раздражители, крики, эпизоды фиксации движущихся предметов |
1-2 мес. |
"Улыбка", привлечение
внимания к движущимся |
2-3 мес. |
Фиксация неподвижного предмета,
прослеживание движущегося |
3-4 мес. |
Различение цвета (включение
желто-синей оппонентной |
5-6 мес. |
Различение целостных объектов и их отдельных признаков, различение цвета (включение красно-зеленой оппонентной систем способность дифференцировать выражение лица, различать мимику и жесты, бимануальная координация под зрительным контролем, начало лепета, понимание собственного имени |
8-9 мес. |
Предпочтительное восприятие формы как интегрированного целого; первые проявления произвольности (внимание к исчезнувшему объекту), совместная игровая деятельность со взрослым, жестовое прощание, отвечает действием на словесную инструкцию, произвольное произнесение звуков и слогов, интонационно-методическая имитация речи |
12 мес. |
Константность восприятия формы предмета, вербальная категоризация предметов, активное зрительное исследование обстановки, избирательное отношение к окружающим, понимание некоторых обобщенных команд (сложи игрушки), 10-15 лепетных слов, явная интонационная выразительность |
2.2 Мозг и поведение. Ранний возраст ( от 1года, до 3 лет)
Структурно-функциональная организация мозга. Изменения функциональной организации мозга в раннем возрасте связаны прежде всего с дальнейшим созреванием коры больших полушарий. На рассматриваемом этапе онтогенеза за счет увеличения ветвлений базальных дендритов, образующих систему вертикальных и горизонтальных связей, формируется четкая ансамблевая организация нейронов, выделяются гнездные группировки, включающие клетки разных типов, что обеспечивает усложнение процесса переработки информации в ансамблях. Формирование в составе ансамблей корзинчатых вставочных клеток, выполняющих тормозящую функцию в нейронных цепях, обеспечивает пластичность интегративных процессов, усиливает взаимосвязанность отдельных ансамблей в вертикальной колонке, чему способствует значительное развитие аксонов. Интенсивное развитие нейронного аппарата коры больших полушарий проявляется в усилении метаболизма нервных клеток: в 2 года резко увеличивается содержание в коре нуклеиновых кислот. Происходящие в коре больших полушарий прогрессивные структурные преобразования отражаются в параметрах основного ритма покоя - альфа-ритма. В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) ЭЭГ характеризуется достоверным увеличением амплитуды и спектра мощности альфа-ритма, пик этого увеличения приходится на 3 года. Отмечается четкий затылочно-лобный градиент выраженности альфа-ритма: максимальная выраженность - в затылочных областях коры, а минимальная - в лобных. Однако наряду с прогрессивной возрастной динамикой альфа-ритма ЭЭГ усложняется, усиливается ее полиморфизм, отражающий развитие сложной биоэлектрической архитектоники. Это является следствием формирования таламо-кортикального и лимбико-кортикального входов, и отсутствия четкой иерархии функциональной организации мозга. Возрастает и индивидуальная вариабельность ЭЭГ, проявляющаяся как в разбросе частоты альфа-ритма, так и в различном соотношении альфа- и тета-волн, отражающих активность лимбических структур мозга. Особенностям ЭЭГ соответствует и значительная вариативность поведенческих реакций ребенка на этом этапе развития. Во многом эта вариативность определяется генетическими предпосылками темпа созревания, а во многом - социальными факторами, и прежде всего активным влиянием среды и контактами со взрослыми.
Формирование познавательной
деятельности. Важнейшим новообразованием
этого возрастного периода