Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 09:23, контрольная работа
Работа содержит задание и ответы по предмету "Анатомия".
Билет 1
1 . Назвать и охарактеризовать научные дисциплины, изучающие человека.
Анатомия - наука о строении и форме целого организма, систем органов и его отдельных органах.
Физиология - наука о жизненных функциях целого организма ,его отдельных органах и их систем.
Гигиена - наука о сохранении и укрепления здоровья.
2. Раскрыть особенности клеточного строения организма человека. Охарактеризовать химический состав строения и основные процессы жизнедеятельности клетки.
ПОДОБНО ДРУГИМ ОРГАНИЗМАМ, ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА ИМЕЕТ КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ. КЛЕТКИ НАХОДЯТСЯ В МЕЖКЛЕТОЧНОМ ВЕЩЕСТВЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМ ИМ МЕХАНИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ, ПИТАНИЕ И ДЫХАНИЕ. КЛЕТКИ РАЗНООБРАЗНЫ ПО РАЗМЕРАМ ,ФОРМЕ И ФУНКЦИЯМ, НО ВСЕ ОНИ ИМЕЮТ НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СТРОЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ЛЮБОЙ КЛЕТКИ- ЦИТОПЛАЗМА И ЯДРО. В ЯДРЕ РАСПОЛОЖЕНЫ НИТЕВИДНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ - ХРОМОСОМЫ. В ЯДРЕ КЛЕТКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ( КРОМЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК) СОДЕРЖИТСЯ ПО 46 ХРОМОСОМ. ХРОМОСОМЫ ЯВЛЯЮТСЯ НОСИТЕЛЯМИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАДАТКОВ ОРГАНИЗМА, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ ПОТОМСТВУ. КЛЕТКА ПОКРЫТА МЕМБРАНОЙ , СОСТОЯЩЕЙ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОЕВ МОЛЕКУЛ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ ПРОНИЦАЕМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. В ЦИТОПЛАЗМЕ - ПОЛУЖИДКОЙ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ КЛЕТКИ РАСПОЛОЖЕНЫ МЕЛЬЧАЙШИЕ СТРУКТУРЫ - ОРГАНОЙДЫ. К ОРГАНОЙДАМ КЛЕТКИ ОТНОСЯТСЯ: ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ, РИБОСОМЫ, МИТОХОНДРИИ, ЛИЗОСОМЫ, КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ, КЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР, МЕМБРАНА. ОРГАНОЙДЫ, ПОДОБНО ОРГАНАМ ТЕЛА ВЫПОЛНЯЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ФУНКЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ. НАПРИМЕР, В ОРГАНОЙДЕ, НАЗЫВАЕМОМ РИБОСОМОЙ, ОБРАЗУЮТСЯ БЕЛКИ, В МИТОХОНДРИЯХ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, СЛУЖАЩИЕ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ. В СОСТАВ КЛЕТОК ВХОДЯТ РАЗНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ.
ОДНИ ИЗ НИХ- НЕОРГАНИЧЕСКИЕ - ВСТРЕЧАЮТСЯ И В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ОДНАКО ДЛЯ КЛЕТОК НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ, МОЛЕКУЛЫ КОТОРЫХ ИМЕЮТ ОЧЕНЬ СЛОЖНОЕ СТРОЕНИЕ.
Клетка - это мельчайшая структурная единица любого живого организма
Клетка
Ядро Цитоплазма
Хромосомы Органоиды: 1) Эндоплазматическая сеть
2) Рибосомы
3) Митохондрии
4) Лизосомы
5) Комплекс Гольджи
6) Клеточный центр
7) Мембрана
Ядро и Цитоплазма - это основные составные част любой живой клетки
Хромосомы - это нитевидные образования, несущие наследственные признаки от родителей к детям, т.е. цвет волос, глаз.
Органоиды - это цитоплазматический образования, выполняющие определенные функции.
Химический состав клетки
Органические в-ва Неорганические в-ва
1) Белки 1) H 2 O
2) Жиры 2) Минеральные соли
3) Углеводы
4) Нуклеиновые кислоты
ОСНОВНОЕ ЖИЗНЕННОЕ СВОЙСТВО КЛЕТКИ - ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ИЗ МЕЖКЛЕТОЧНОГО ВЕЩЕСТВА В КЛЕТКИ ПОСТОЯННО ПОСТУПАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И КИСЛОРОД, ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУТЫ РАСПАДА. ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПИВШИЕ В КЛЕТКУ, ПОСТОЯННО УЧАСТВУЮТ В ПРОЦЕССАХ БИОСИНТЕЗА. БИОСИНТЕЗ - ЭТО ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ БЕЛКОВ, ЖИРОВ, УГЛЕВОДОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ ИЗ БОЛЕЕ ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ. В ПРОЦЕССЕ БИОСИНТЕЗА ОБРАЗУЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, СВОЙСТВЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА. НАПРИМЕР, В КЛЕТКАХ МЫШЦ СИНТЕЗИРУЮТСЯ БЕЛКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИХ СОКРАЩЕНИЕ. ОДНОВРЕМЕННО С БИОСИНТЕЗОМ В КЛЕТКАХ ПРОИСХОДИТ РАСПАД ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПАДА ОБРАЗУЮТСЯ ВЕЩЕСТВА БОЛЕЕ ПРОСТОГО СТРОЕНИЯ. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РЕАКЦИЙ РАСПАДА ИДЕТ С УЧАСТИЕМ КИСЛОРОДА И ОСВОБОЖДЕНИЕМ ЭНЕРГИИ. ЭТА ЭНЕРГИЯ РАСХОДУЕТСЯ НА ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В КЛЕТКЕ. ПРОЦЕССЫ БИОСИНТЕЗА И РАСПАДА СОСТАВЛЯЮТ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ, КОТОРЫЙ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПРЕВРАЩЕНИЯМИ ЭНЕРГИИ. КЛЕТКАМ СВОЙСТВЕННЫ РОСТ И РАЗМНОЖЕНИЕ. КЛЕТКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА РАЗМНОЖАЮТСЯ ДЕЛЕНИЕМ ПОПОЛАМ. КАЖДАЯ ИЗ ОБРАЗОВАВШИХСЯ ДОЧЕРНИХ КЛЕТОК РАСТЕТ И ДОСТИГАЕТ РАЗМЕРОВ МАТЕРИНСКОЙ. НОВЫЕ КЛЕТКИ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИИ МАТЕРИНСКОЙ КЛЕТКИ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ КЛЕТОК РАЗЛИЧНА: ОТ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ ДО ДЕСЯТКОВ ЛЕТ. ЖИВЫЕ КЛЕТКИ СПОСОБНЫ РЕАГИРОВАТЬ НА ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ СРЕДЫ. ЭТО СВОЙСТВО КЛЕТОК НАЗЫВАЕТСЯ ВОЗБУДИМОСТЬЮ. ПРИ ЭТОМ ИЗ СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ КЛЕТКА ПЕРЕХОДИТ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ - ВОЗБУЖДЕНИЕ. ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ В КЛЕТКАХ МЕНЯЕТСЯ СКОРОСТЬ БИОСИНТЕЗА И РАСПАДА ВЕЩЕСТВ, ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА, ТЕМПЕРАТУРА. В ВОЗБУЖДЕННОМ СОСТОЯНИИ РАЗНЫЕ КЛЕТКИ ВЫПОЛНЯЮТ СВОЙСТВЕННЫЕ ИМ ФУНКЦИИ. Ж ЕЛЕЗИСТЫЕ КЛЕТКИ ОБРАЗУЮТ И ВЫДЕЛЯЮТ ВЕЩЕСТВА, МЫШЕЧНЫЕ - СОКРАЩАЮТСЯ, В НЕРВНЫХ КЛЕТКАХ ВОЗНИКАЕТ СЛАБЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СИГНАЛ - НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС, КОТОРЫЙ МОЖЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ ПО КЛЕТОЧНЫМ МЕМБРАНАМ.
3. Гигиена зрения. Нельзя рассматривать текст близко от глаз и долгое время. В таких случаях хрусталик долгое время находится в положении увеличенной плоскости, что связано с напряжением зрения и приводит к развитию близорукости. Нельзя читать писать и делать другую работу при плохом освещении. Нельзя долгое время смотреть на яркий источник света это может привести к сильному раздражению рецепторов глаза. Нельзя читать книгу в транспорте, т.к. из-за постоянных толчков книга вибрирует и изменяется кривизна хрусталиков, нельзя читать и писать лежа. Ухудшение зрения может возникнуть при недостатке в организме витамина А. Выполнять специальные упражнения для глаз. Не трогать руками глаза. Также вредное действие на зрение оказывает курение и другие яды содержащиеся в табаке - это вызывает тяжелое поражение зрительного нерва. Необходимо соблюдать некоторые гигиенические правила: при некоторых видах работ нужно одевать защитные очки , в глаз может попасть соринка, а вместе с ней инфекция, которая может привести к серьезному заболеванию - конъюнктивит при попадании соринки в глаз необходимо промыть глаз и аккуратно удалить соринку. При ушибе необходимо приложить ватку или платок смоченный холодной водой. При тяжелом ранении глаза нельзя самому попытаться удалить инородное тело, а наложить на глаз чистую повязку и обратится в больницу. При работе с химически-опасными веществами необходимо соблюдать особую осторожность, но если щелочь или кислота и др. ядовитые в-ва нужно срочно промыть глаза чистой водой в течение 15-20 мин., а после обратится к врачу. Необходимо проводить профилактические меры по тренировке зрения.
1) нельзя рассматривать текст на близком расстоянии
2) располагать предмет на расстоянии 30-35 сантиметров
3) при письме свет должен падать слева (для меня справа)
4) выполнять специальные упражнения для тренировки зрения
5) нельзя читать в транспорте
6) нельзя читать лежа
7) источники сильного света нужно прикрывать
8) при необходимости употреблять витамин А
9) не курить
10) Беречь глаза от пыли
Билет 2
1. Раскрыть влияние на человека различных факторов окружающей среды.
И.М.Сеченов : Организм без внешней среды, поддерживающий ее существование не возможен ...Ф
Природные факторы (температура воздуха, влажность, уровень солнечной радиации, дожди, снегопады, ветер, пожар, землетрясения, наводнения и др.)
Любые элементы окружающей среды, способные сказать прямое воздействие на организм - это экологические факторы.
Наука, изучающая воздействие окружающей среды на организм человека, называется экологией.
Человек может приспосабливаться к неблагоприятным факторам природной среды и создавать средства защиты от них. Это свойство организма человека называется адаптацией (соответствие между организмом и образом жизни)
О
2 + питательные
в-ва
Человек внешняя среда
продукты распада, избыток в-в, тепло
Обмен веществ между организмом и внешне средой, кроме того, человек воздействует на природу, преобразуя ее (добывает газ, нефть, руду, строит электростанции и др.)
Биологические факторы . Конституция - строение и физиологические особенности человеческого организма, которые формируются в процессе деятельной эволюции (цвет волос, глаз, форма тела и др.)
Социальные факторы . Формирование личности под влиянием окружающих его условий и людей (черты характера)
2 . Дать характеристику понятия УорганФ, Усистема органовФ. Перечислить системы органов человека и охарактеризовать их функции.
Орган -часть тела, имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют систему органов.
Органы бывают внешними: ухо, нос, рука; и внутренними: сердце, печень, почки.
Нервная система - обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов, систем органов и целого организма. При этом организм функционирует как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организмов с внешней средой. Нервная система образована нервной тканью, которая состоит нейронов и мелких клеток-спутников.
Дыхательная система служит для газообмена в организме. Кровеносная система служит для доставки крови во все органы организма Пищеварительная система - обеспечивает организм питательными веществами, жирами, белками, углеводами, минеральными солям, витаминами.
Опорно-двигательная система выполняет: a) опорную б) двигательную в) защитную функции. Выделительная система выводит продукты обмена веществ.
Система органов размножения служит для размножения организма.
3. Гигиена органов слуха. Ослабление или потеря слуха могут быть связанны с нарушением передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с повреждением рецепторов внутреннего уха, с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий. Ослабление слуха может быть вызвано накоплением в наружном слуховом проходе ушной серы. Скапливаясь в наружном звуковом проходе, ушная сера образует пробку и она может препятствовать проникновению звука. Поэтому периодически следует прочищать наружный слуховой проход. При ангине, гриппе и др. заболеваниях микроорганизмы, вызывающие эти заболевания могут попасть из носоглотки в носовую трубу в среднее ухо и вызвать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к внутреннем уху. Если воспалительный процесс распространится на внутреннее ухо, то могут быть повреждены слуховые рецепторы и наступит полная глухота. При болях в ухе нужно срочно обратится к врачу. Нарушение слуха может быть вызвано сильными звуками, например, взрыв при этом взрывная волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может прорвать ее, в таких случаях рекомендуется открывать рот перед моментом взрыва. Большой вред слуху наносят сильные шумы действующие на ухо изо дня в день, барабанная перепонка колеблется с большим размахом, из-за этого она теряет свою эластичность и у человека притупляется слух. При ослаблении слух следует носить слуховой аппарат.
Билет 3
1. Дать характеристику понятия УтканьФ. Назвать основные типы тканей человека Ткань - это система клеток и межклеточного в-ва, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям. Виды тканей :а) эпителиальная б) соединительная в) мышечная г) нервная.
2. Назвать возможные нарушения деятельности нервной системы и органов чувств, указать их причины и меры профилактики.
Нарушения деятельности нервной системы:
1) Абсцесс мозга - гнойный очаг, возбудителями являются стрептококк, стафилококк
Причина : кровью занесен из гнойного очага при отите, рините и т.д.
Профилактика : лечение первичных гнойных заболеваний